коктейльное кольцо Tenthio украшено рубином, созданным в лаборатории. Оно также украшено натуральными и синтетическими бриллиантамми. Фото ©2018 EraGem Jewelry.
Синтетические рубины химически отличаются от натуральных. Чаще всего их делают из стекла, но также их можно сделать из смолы, пластика, керамики или других материалов. Редко можно увидеть поддельный рубин в ювелирном магазине, если только он не является оригинальной частью антиквариата. Ювелиры маркирует все поддельные рубины как таковые, используя такие термины, как имитация, синтетический или стекло. С другой стороны, созданный в лаборатории рубин химически идентичен натуральному рубину, добытому из земли. Он обладает теми же химическими, оптическими и физическими свойствами, что и натуральный рубин. Если они правильно маркированы, созданные в лаборатории рубины определенно являются покупкой, которую стоит рассмотреть. Как следует из их названия, такие рубины выращивают в лабораторных условиях. Сегодня химики, работающие с драгоценными камнями, продолжают использовать исторический процесс плавления в пламени, открытый в конце 1800-х годов Огюстом-Виктором-Луи Вернеем.
История рубина, созданного в лаборатории
Ученые впервые попытались создать рубины в начале 1800-х годов. Рубины оказались редкими камнями, и когда их находили, они редко превышали 3 карата в размере. Промышленность требовала большего количества, особенно в качестве микроабразивов и для подшипников часов с драгоценными камнями. Французский химик Эдмон Фреми первым добился успеха со своими огромными тиглями из огнеупорной глины. Смесь квасцов, свинцового сурика, кремния и дихромата калия достигала в этих тиглях температуры, называемой «красным калением». При выдерживании при этой высокой температуре в течение 20 дней в результате получались маленькие, хрупкие, но идеально сформированные рубины, идентичные естественным добытым рубинам.
Верней, который начинал как лаборант Фреми, продолжил эксперименты с тиглями, в конечном итоге создав рубины размером с шляпку гвоздя. Однако небольшой размер камней ограничил их использование в ювелирной промышленности.
В конце 19 века, около 1885 года, на рынок попала огромнейшая партия рубинов, полученных сплавлением мелких частичек натурального рубина. Получились прекрасные по качеству крупные кристаллы, практически не отличимые от природных рубинов. Они продавались по тысячам долларов за карат. Эти камни были выданы за настоящие, что вызвало обвал ювелирного рынка. Затем последовал спад интереса к рубинам. Французский синдикат алмазов и драгоценных камней объявил их «искусственными» и запретил ювелирам продавать их как натуральные, заставиляя тех, кто уже продал их, вернуть деньги своим клиентам. Источник этих женевских рубинов остается загадкой по сей день.
Слияние пламени
В то время как женевские рубины вызывали суету у многих ювелиров, Верней изучал эти искусственные драгоценные камни, ища новый подход к созданию рубинов. Используя смесь водорода и кислорода или газа и кислорода, Верней начал использовать паяльные лампы для подачи тепла пламенем непосредственно на рубиновую «загрузку», сделанную из оксида алюминия. В течение следующих 15 лет Верней продолжал совершенствовать свою технику, создав несколько средств для управления потоком подачи и газовых смесей, а также времени удаления тепла. Наконец, в 1902 году он опубликовал свой усовершенствованный метод плавления в пламени для создания рубинов. Этот метод остается излюбленным методом создания рубинов. За два часа лаборант создавал 15-каратную булю, которую можно было разрезать на несколько граненых рубинов. Рубин, созданный плавлением в пламени, обладал идентичными химическими и оптическими свойствами, как и натуральный рубин. Единственные различия были физическими, видимыми только на микроскопическом уровне. Действительно, они были почти слишком идеальными, лишенными обычных включений своих природных собратьев.