Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Рождение гальваники

19 марта 2025
Редакция

Изысканный чайник из мельхиора с гальваническим покрытием и вставками из слоновой кости, изготовленный компанией Elkington & Co. в Бирмингеме в 1857 году. Это элегантное изделие отличается сложной гравировкой и тонким мастерством, отражающим расцвет производства серебряных изделий XIX века.

Джордж и Генри Элкингтон из Бирмингема запатентовали процесс гальванопокрытия в 1840 году. Их нововведение стало поворотным моментом в декоративном искусстве и производстве, позволив производить рентабельные посеребренные товары. До гальванопокрытия основным методом создания посеребренных предметов был процесс Шеффилдской пластины. В этом более раннем методе сначала изготавливался покрытый серебром лист, а объект формировался из листа. Однако гальванопокрытие изменило этот порядок, поскольку базовый объект сначала формировался, а затем покрывался серебром, что сделало процесс гораздо более эффективным.

Несмотря на свой потенциал экономии, самые ранние гальванизированные изделия не были особенно дешевыми. В каталоге Элкингтона 1847 года гравированные гальванизированные чайные подносы стоили 32 фунта стерлингов, а гравированный гальванизированный чайник стоил 17 фунтов стерлингов (или 16 фунтов 5 шиллингов без гравировки). Однако по мере совершенствования техники и расширения производства цены значительно снизились, что сделало гальванизированные изделия более доступными для более широкой аудитории.

Через неделю после закрытия Великой выставки в Лондоне в октябре 1851 года Чарльз Диккенс попросил писательницу и общественного реформатора Гарриет Мартино отправиться в Бирмингем, чтобы увидеть новую алхимию в действии на фабрике на Ньюхолл-стрит. Демонстрации гальванопокрытия компанией Elkington & Co. на выставке привлекли огромные толпы, и их фабрика была оборудована для удовлетворения возросшего интереса. Публичная смотровая галерея на фабрике позволила Мартино наблюдать, как десятки небольших предметов из более дешевых металлов, таких как медь и мельхиор, погружались в бак с химическим раствором серебра или золота, и с помощью электрического заряда получали тонкую, но убедительную оболочку. Мартино описала свои выводы для еженедельного журнала Диккенса Household Words и назвала его уместно: «Волшебные желоба Бирмингема». В течение десятилетия железные дороги, отели и судоходные компании подавали чай в гальванических чайниках, а гальванопокрытие стало мечтой среднего класса. Это был один из первых коммерческих успехов электрической революции после того, как Майкл Фарадей опубликовал свои законы электромагнетизма в начале 1830-х годов.

Прошло два десятилетия, и человек, которого часто называют первым промышленным дизайнером Британии, Кристофер Дрессер, восхвалял гальванопластику не просто как способ создания имитаций других металлов, но как промышленную эстетику как таковую. Дрессер принял промышленное производство. Простые геометрические формы этого чайника были созданы на основе его опыта путешествий по Японии в 1876–77 годах и отвечали его призыву к дизайну, который бы поддерживал массовое производство с четким акцентом на функции.

Дрессер был новаторским, независимым дизайнером, чье имя было в книгах производителей, включая Hukin & Heath и Elkington в Бирмингеме и James Dixon & Sons в Шеффилде. Этот дизайн появляется в книге учета стоимости Dixon за 1879 год как дизайн № 2277 и описывается как «английский японский». Даже сегодня он выглядит очень современно.

 

Распространение гальваники в Европе

Хотя Элкингтоны усовершенствовали коммерческий процесс, экспериментальное гальванопокрытие проводилось и раньше, в течение первого десятилетия 19-го века. Осознав потенциал этой новой технологии, Элкингтоны лицензировали свой патент Шарлю Кристофлю из Франции в 1842 году. К 1850-м годам Кристофл производил большие объемы гальванопокрытий, особенно в богато украшенных стилях Людовика XV и Людовика XVI. Сложное рельефное украшение, характерное для этих стилей, было гораздо проще получить с помощью гальванопокрытия, чем традиционным методом Шеффилдской пластины.

Наполеон III и расцвет гальванопластики во Франции

Увидев преимущества гальванопокрытия, Наполеон III поместил в своем дворце большой посеребренный обеденный сервиз, используя его для государственных случаев. Возможность предлагать изысканную посуду по сниженной цене сделала гальванопокрытие привлекательной альтернативой цельному серебру. К XIX веку все изделия Christofle производились как из серебра, так и из серебряных тарелок, гарантируя, что домохозяйства смогут поддерживать атмосферу роскоши без полной стоимости цельного серебра.

Наука, лежащая в основе гальванопокрытия

Принцип гальванопокрытия основан на движении ионов металла в электролитическом растворе. Через этот раствор пропускается электрический ток, в результате чего серебро (или другой металл) с одного терминала осаждается на предмет, прикрепленный к другому терминалу. Эта технология позволяет точно контролировать толщину и покрытие покрытия.

Milton Shield, изысканный образец мастерства 19-го века, был создан Леонардом Морелем-Ладеем для Elkington & Co. в 1866 году. Изготовленный из гальванопластической и дамасской стали с чеканными серебряными пластинами, он изображает сцены из «Потерянного рая» Джона Мильтона. 

Электротипия: воспроизведение произведений искусства с помощью электролиза

Elkington & Co. также производила электротипы, которые были высококачественными репродукциями скульптурных работ. Они наносили тонкие слои серебра, золота или меди с помощью электролиза на скульптурные модели. Эта техника позволяла производить сложные бронзовые скульптуры с удивительной точностью воспроизведения оригинальных работ. Ярким примером является Milton Shield, созданный французским художником Леонардом Морелем-Ладеем, который работал на Elkington с 1859 года до своей смерти в 1888 году. Эта электротипная пластина получила золотую медаль на Парижской выставке 1867 года и сейчас находится в Музее Виктории и Альберта.

Введение гальванопокрытия произвело революцию в производстве посеребренных предметов, сделав их более доступными и недорогими. Этот процесс позволил производить роскошные предметы домашнего обихода по цене, составляющей лишь малую часть стоимости чистого серебра, что способствовало росту популярности гальванопокрытий в отелях, пароходных компаниях и частных домах.

Источники:

www.vam.ac.uk

encyclopedia.design

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом