Депутат Михаил Делягин ("Справедливая Россия – За правду") внес в Госдуму законопроект, направленный на ограничение розничных цен на продаваемые в России товары.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»»
Рынок не существует без его государственного регулирования по тем же причинам, по которым дорожное движение не существует без его установленных государством правил.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - законопроект) подготовлен в целях стабилизации цен в розничной торговле на внутреннем рынке Российской Федерации.
В последние годы рост потребительских цен на внутреннем рынке приобрел слабо контролируемый государством характер и стал потенциальной угрозой национальной безопасности России, что особенно неприемлемо в условиях специальной военной операции и в целом системной конфронтации с «коллективным Западом».
Представители Банка России справедливо отмечают, что инфляция вызвана немонетарными факторами и в попытке компенсировать эти факторы при помощи заведомо чрезмерного ужесточения давления на монетарные факторы инфляции превращают финансовую политику и, в частности, ключевую ставку Банка России в самостоятельный фактор дезорганизации социально-экономической, а в перспективе и политической ситуации.
Существующее антимонопольное регулирование крайне ограничено по своим возможностям и практически не касается ситуации олигополии, наиболее распространенной на российском рынке. При этом создание сложных систем ограничения злоупотребления монопольным положением участников рынка с его долей менее 30%, отвечающее уровню развития и потребностям российской экономики, не соответствует устремлениям и уровню подготовки современных антимонопольных органов и потому не может быть реализовано в приемлемые сроки.
Завышение же цен, вызванное несовершенством рыночной инфраструктуры (в том числе информационной), не ограничивается в настоящее время практически никак.
Ключевым фактором инфляции представляется в настоящее время и в последние годы завышение организациями торговли и в первую очередь торговыми сетями торговой наценки, в том числе и в результате злоупотребления ими своим монопольным (в форме олигополии) положением.
В этой ситуации представляется разумным введение прямого ограничения цен установлением предельной совокупной торговой наценки (то есть разницы между розничной ценой и ценой производителя либо ценой ввоза импортного товара) в размере 100% с предоставлением Правительству Российской Федерации права вводить временные или постоянные исключения из этого правила для отдельных товаров или регионов.
Это превышает среднюю совокупную торговую наценку и потому не наносит реального ущерба розничной торговле, пресекая лишь заведомо чрезмерные злоупотребления монопольным положением либо несовершенством рыночной инфраструктуры. попытки ограничения роста цен, начиная с 1994 года, сводились либо к установлению предельных цен, что возникновения дефицита вследствие деградации торговли и производства, либо к ограничению торговой наценки, что легко обходилось использованием цепочек посредников.
Ограничение совокупной торговой наценки уровнем, не ущемляющим торговлю, решает указанные проблемы.
Меры в области регулирования цен являются распространенной практикой реагирования государств на дисбалансы на товарных рынках и на монопольное завышение цен.
В частности, мировая практика свидетельствует об успешном применении механизма регулирования цена на сельскохозяйственную продукцию. Так, в США регулируется от 5 до 10% цен аграрных производителей, регулируются около 20% цен, в Испании и регулирование Эпизодические предпринимавшиеся непосредственному создавало угрозу государственный контроль первой необходимости. во Франции осуществляется цен на товары Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, согласно которой одним из ее индикаторов является гарантия физической и экономической доступности для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни, а также целью указанной Доктрины является недопущение ценовых диспропорций на рынках пищевой продукции, сырья и ресурсов.
Принятие законопроекта позволит ослабить остроту роста цен, не создавая угрозы возникновения дефицита и деградации торговли и производства.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация законопроекта не повлечет негативных социально- экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следить за прохождением ФЗ можно по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/822821-8#bh_histras