В Новосибирске расцвела старинная профессия, которая может одолжить денег дешевле, чем банки и микрокредиты.
Новосибирские ломбарды фиксируют возросший спрос на свои услуги из-за проблем в экономике. Одним клиентам не на что жить, другим нужны деньги для бизнеса, которые теперь сложнее получить в банках. Какое имущество можно заложить, чтобы дотянуть до зарплаты, сколько зарабатывают на своих клиентах ломбарды и почему их число продолжит расти — в материале НГС.БИЗНЕС.
Рост кредитного портфеля новосибирских ломбардов в этом году составил 30 %, подсчитал президент Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин. «В целом по стране мы ожидаем рост портфеля займов всего ломбардного рынка не менее чем на 100 %. Рынок ломбардов Новосибирска не сильно отличается от других мегаполисов РФ. Поэтому можно с уверенностью говорить о росте портфеля новосибирских ломбардов в конце года более чем на 30 %, с 600 млн до 800 млн руб.», — сообщил Лазутин.
Сейчас, по его оценке, в Новосибирске работают около 200 ломбардов, т.е. на каждые 7500 жителей приходится одна розничная точка. Данные эксперта подтверждает информация справочника 2ГИС: сейчас ломбардов 217, с каждым годом они понемногу прибавляют в численности — например, в октябре 2013-го их было 203 штуки.
«Ломбарды делятся на две категории — первая категория отжимает цацки у народа, а вторая работает с деньгами: мы вам выдаем деньги, но нам не нужны ваши изделия — вы нам принесите обратно деньги», — добавляет владелец ломбарда, не захотевший себя называть.
Увеличился и поток клиентов, и оборот, хотя последний связан с ростом курса доллара, замечает он.
Алексей Лазутин полагает, что для насыщения рынка количество населения на один ломбард может находиться в интервале 3500–4000 жителей. Таким образом, оптимальный объем ломбардного рынка в Новосибирске составляет порядка 400 объектов, — прогнозирует он. Президент другой профессиональной организации — «Лиги ломбардов» и гендиректор крупной сети ломбардов «Ваш ломбард» Михаил Унксов в оценках роста ломбардного рынка более скромен — на его взгляд, это 5–10 %. «По сравнению с другими отраслями сферы услуг ломбарды сейчас в плюсе», — заверил он. Главным объяснением подъема на фоне спада почти во всех коммерческих сферах является, по его мнению, недоступность банковских кредитов и ужесточение требований к заемщикам.
«Каждый раз во время кризиса банки зажимают кредитование населения, и каждый раз во время кризиса население ищет альтернативы. Сейчас альтернативы две — брать деньги либо под 0,3–0,4 % в день в ломбарде под залог, либо под 2 % в микрофинансовых организациях.
Но разница есть еще временнáя: если банк денег до зарплаты вообще не даст — ему это просто неинтересно, для ломбарда месяц — это оптимальный срок, а для микрофинансовых организаций оптимальный срок — это неделя, так как дальше проценты уже становятся неподъемными», — объясняет рост в своей сфере гендиректор сети «Ваш ломбард».
«Конечно, среди ломбардной публики есть люди, кому кушать нечего, но в основном это люди, которые в России являются средним классом: они имеют работу, имеют зарплату, но их потребности превосходят возможности», — описывает своего типичного клиента Унксов.
Типичный клиент ломбарда — это тот, которому приходится что-то заложить, чтобы затем что-то купить, например, телевизор, холодильник, путевку на отдых и пр. «Для такого среднестатистического россиянина средний чек покупки — 20–25 тыс. руб. Как правило, человеку, который приходит в ломбард, на покупку не хватает ровно половины. Эту закономерность я с 90-х годов вижу. Потому что он знает, что его зарплаты за месяц-два-три хватит, чтобы вторую половину оплатить, и он идет в ломбард и четко знает, что он свою вещь будет выкупать», — делится наблюдениями Михаил Унксов. По его подсчетам, с того, кто придет заложить имущество на 10 тыс., ломбард заработает 12–15 % прибыли за месяц — около 1500 руб.
Однако с состоятельными клиентами, владеющими дорогим имуществом, ломбарды ведут переговоры в частном порядке, заверяют представители ломбардного бизнеса.
В частности, сотрудник одного из новосибирских ломбардов сказал, что 1 млн руб. он готов дать под 4–5 % в месяц.
Что касается залога, то, с его слов, марка № 1 часов, которая везде закладывается с наименьшими потерями, — это Patek Philippe. Правда, ему в Новосибирске такие несут один-два раза в год, чаще он видит у клиентов драгоценности брендов класса люкс — Chopard, Cartier, которые стоят на первой ступени, и менее дорогие, стоимостью 5–10 тыс. долл., рассказывает он, относя себя не к тем ломбардам, которые «дают на опохмелиться».
«Когда несколько банков лопнуло, у людей позастряли деньги, а нужно было что-то оплатить. Когда такие катаклизмы конкретные происходят, людям нужны деньги на неделю, на две, на три, на месяц. Из часов в нашем городе закладывают Rolex, Vacheron Constantin, Zenith, Omega», — перечисляет предприниматель.
Ломбардный бизнес традиционен, заверяют игроки: основным залоговым имуществом, с которым работают ломбарды, на 90 % были и остались золото и драгметаллы, констатирует Унксов.
Сравнительно новым направлением деятельности можно считать, с его слов, автоломбарды (в отличие от банков ломбарды работают с подержанными автомобилями. — Н.Г.), так как 5 лет назад в ГАИ без проблем стали регистрировать права собственности на авто, купленные с аукциона, а вот меховые и кожаные изделия из-за сложностей в их реализации «потихонечку загнулись».
«Появляются забавные ломбарды — по строительной и сельскохозяйственной технике. Но этот вопрос стоит на грани законности, потому что ломбард имеет право принимать вещи только для личного потребления граждан», — замечает эксперт.
Настя Гринёва