Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

24 ноября 2016
Редакция

16-18 ноября 2016 г. прошел очередной Микрофинансовый форум в Санкт-Петербурге. Выступали в рамках данного Форума представители как Центрального банка РФ, так делились опытом и представители микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и других организаций и объединений, в т.ч. ломбарды. Представители микрофинансовых и иных организаций жаловались на короткие сроки проверки документов, на запросы большого числа документов, на различные подходы сотрудников Банка России при проверках исполнения законодательства о противодействии легализации и т.п. В ответ представители микрофинансового рынка услышали, что нужно войти в положение представителей Банка России, максимально четко и полно выполнять запросы, даже если эти запросы кажутся проверяемым практически невозможными к исполнению из-за объема запрашиваемых документов или коротких сроков их представления. Т.е. присутствовавшие на Форуме представители Банка России не взяли на себя обязательства оценить проведенные проверки, учесть замечания поднадзорных организаций или хотя бы прислушаться к ним.

Такую же ситуацию следует констатировать и по рынку ломбардов - с сожалением можно отметить, что государство в лице Центрального банка РФ до настоящего момента и несмотря на многочисленные встречи, создание и представление в Банк России Дорожной карты развития ломбардов на 2016-2020 г.г., для развития ломбардов не сделало ни единого шага. Не помогает развитию ломбардов даже участие в подобных мероприятиях и резолюции таких авторитетных организаций как НАУМИР. Несмотря на заявления представителей ЦБ РФ о необходимости сокращать расчеты наличными, заниматься надзором не поголовным за всеми ломбардами, а только теми, кто находится в рисковой зоне, практически все ломбарды сталкиваются с запросами Управлений Центрального банка РФ то по вопросам противодействия легализации отмыванию денежных средств, то заполнением различного рода анкет (по основной деятельности, по переходу на Единый план счетов и т.п.). Таким образом, представители Банка России в этих направлениях (сокращение регуляторной нагрузки, переход ломбардов на безналичные расчеты с населением и т.п.) не преуспели, «заморозив» их решение на неопределенный срок.

А ведь очевидно, что если разрешить ломбардам выдавать предоплаченные карты (заниматься деятельностью платежных агентов), то значительное число ломбардов уже в ближайшие годы перевели деятельность в безналичное русло и государству денежный оборот ломбардов легче было бы контролировать, а рынок ломбардов стал бы еще более прозрачным. На встречах в Банке России представители Ассоциации обращали внимание Банка России - что в текущий момент нет возможности выдачи займов на имеющиеся банковские карты заемщиков (не говоря уже о картах третьих лиц, когда у родственника, сдающего в залог вещи, нет банковской карты). Ведь в соответствии с ФЗ «О ломбардах» займ считается выданным при одномоментном соблюдении двух условий: а) передача в залог вещи; б) выдача денежных средств заемщику. Но перечисление на банковскую карту иногда, может занимать 1-2 дня, следовательно, договор займа в ломбарде нельзя считать заключенным. А перед перечислением денежных средств на счет иного лица (не заемщика), последнего надо идентифицировать по всем требованиям 115-ФЗ и у ломбардов нет возможности поручить удаленную идентификацию иным финансовым организациям.

Ассоциация развития ломбардов неоднократно выходила с предложением к Банку России о необходимости подготовки типовых Правил внутреннего контроля (ПВК) и программ, которые должны быть в ломбардах. Следовало бы сделать такие ПВК возможными к использованию хотя бы для ломбардов, у которых от 1 до 3 точек выдачи займов, в них все операции - типовые, количество сотрудников от 2 до 10, бизнес-процессы, связанные с выполнение 115-ФЗ - идентичные. А если ввести рекомендованные ПВК для таких ломбардов, то ломбарды бы и бизнес-процессы бы в части исполнения 115-ФЗ подправили бы. Однако нет - структурам Банка России, видимо, ближе подход, когда работу ломбарда можно поставить на усмотрение представителей отделений Банка России, которые в одном регионе - требуют от ломбардов определенных изменений в ПВК, затем после многонедельной переработки ПВК, соглашаются с новой редакцией ПВК, а в соседнем отделении Банка России у иного исполнителя - свое видение по ранее переработанным ПВК и утвержденным представителем Банка России из соседнего региона. А ведь не так давно Росфинмониторинг размещал на свое сайте типовые Правила внутреннего контроля и их использование не приводило к большему числу нарушений у ломбардов.

Остаются нерешенными вопросы расширения видов деятельности ломбардов под надзором ЦБ РФ; объединение залогового билета и индивидуальных условий займа в единый документ; дифференцированное регулирование ломбардов в зависимости от объемов выданных займов (требования к количеству и объему отчетов; ограничения по количеству проверок и т.п.), а также иные вопросы.

Надеемся, что Банк России прочтет данное обращение и, возможно, в регулировании рынка ломбардов произойдут и положительные изменения.

С уважением, Поспелова Мария Николаевна

вице-председатель Ассоциации развития ломбардов

Источник: sro-lombard.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом