В ходе взаимодействия с участниками Ассоциации в течение последних месяцев обнаружилась настораживающая тенденция: Банк России на регулярной основе стал мониторить систему управления рисками в ломбардах и настоятельно рекомендовать её внедрение. По мнению регулятора, рынок ломбардов проводит недостаточную административную работу по предотвращению собственной нестабильности, цитируем "в деятельности ломбарда присутствует высокий операционный и правовой риски, которые могут оказать негативное влияние на деятельность компании в средне и долгосрочной перспективе".
Источником для подобных заключений стал анализ итогов добровольного анкетирования, в котором в течение летних месяцев поучаствовали поднадзорные организации.
Обобщая данные, регулятор также сообщает следующее "по результатам анкетирования установлено, что в ломбарде не разработана система внутреннего контроля (аудита) и осуществления деятельности по управлению рисками, в именно:
в организации отсутствует отдельное подразделение либо должностное лицо, отвечающее за оценку уровня принимаемых рисков;
ломбардом не разработаны внутренние документы, регламентирующие порядок, процедуры и методологию выявления, определения и управления рисками;
отсутствуют формализованные процедуры внутреннего контроля;
не разработаны стандарты корпоративной этики, документы, определяющие процедуры, направленные на выявление и недопущение конфликта интересов ломбарда и её сотрудников."
И рекомендует, в целях снижения выявленных рисков в деятельности ломбарда, а также повышения качества корпоративного управления, ломбарду (или, полагаем, можно уже рассматривать не как рекомендации для отдельно взятых субъектов, а для всего рынка в целом?..) пересмотреть схему организации внутреннего контроля (аудита) в ломбарде, а именно, разработать внутренние документы, регламентирующие и определяющие реализацию комплекса мер, направленных на определение, выявление и своевременное реагирование на возникающие риски, которые могут оказать негативное влияние на деятельность ломбардов. И, более того, отчитаться о принятых мерах с приложением очередной анкеты, раскрывающей структуру корпоративного управления в ломбарде, в течение пары месяцев.
И это при том, что для ломбардов система управления рисками не является обязательной - в отличие от тех же МФО. Управление рисками, профессиональные стандарты, необходимость их введения в первую очередь должны быть необходимостью для участников рынка, а не дополнительной нагрузкой и формальностью, и должны согласовываться с участниками рынка, как это было в других секторах, поднадзорных Банку России.
Потому хотелось бы понимать, с чем же связано подобное предвзятое отношение, едва ли не стремлением окончательно зарегулировать деятельность, Банка России к ломбардам? Ведь все мы прекрасно сознаём, что реализация ещё и этой системы как для крупных, так и для небольших, и особенно небольших ломбардов, это не только существенные дополнительные финансовые расходы, но и нагрузка на персонал, которая и без того в 2022 году, учитывая освоение ЕПС/ГИИС ДМДК, крайне велика.
Также сообщаем, что Ассоциация развития ломбардов начинает сбор подписных листов в поддержку инициативы по корректировке ПП№270 в части внесения ломбардами в ГИИС ДМДК информации ТОЛЬКО о невостребованных предметах залога. Размещаем в свободном доступе Подписные лицы, посредством которых проводим сбор подписей от ВСЕХ ломбардов в поддержку данной инициативы. И просим всех вас, не только членов АРЛ, не оставаться равнодушными к нашей общей проблеме и поддержать данную инициативу - чем больше нас будет, тем выше вероятность, что мнение рынка услышат и примут во внимание!
Ознакомиться с обращением (формат pdf) >>>
Скачать бланк Подписного листа(формат .doc) >>>
Подписные листы (в формате PDF) мы ждем от вас на эл. адрес: obuchenie@sro-lombard.ru