Они и вправду разные – Лариса Фролова и Филипп Колоницкий. Но именно разные взгляды и подходы к созданию новых моделей обеспечивают тот загадочный внутренний характер ювелирных украшений, который безошибочно притягивает ценителей их творчества. Вольно или невольно, но они блестяще подтвердили восточный принцип инь-янь, гласящий, что гармоничное сочетание мужского и женского начал – залог успеха любого дела. По негласному распределению творческих «обязанностей», Филипп набрасывает идею и основное художественное решение, а Лариса «донашивает» – доводит идею до совершенства и физического воплощения. Отсюда и название компании – по-ювелирному лаконичное, соединившее всего в семи буквах два имени и «арт» – «искусство» – «Филларт».
Горячая эмаль на серебре – это искусство почти невесомых прикосновений. Технология проста только на первый взгляд. Казалось бы, всего лишь создай узор из тончайших перегородок да залей полости эмалью. Но так не достигнешь изысканности полутонов.
Настоящее искусство начинается, когда эмальер становится художником. Ювелирная эмаль – это почти неуловимые движения тонкой кисточкой, нанесение цветных составов на серебряную основу с точностью в доли миллиметра, буквально между ударами сердца, и обжиг в печи, сохраняющий практически навечно фактуру и оттенки росписи.
При этом, в отличие от своих собратьев-живописцев, мастер-эмальер работает почти вслепую, не видя до обжига изделия в цвете. Яркость красок и нежность их сочетаний проявляются только под воздействием высокой температуры. Для того чтобы представить себе колористику будущего изделия, нужно буквально заглядывать в будущее.
Говорят, что не бывает молодых коллекционеров, поскольку настоящее собрание требует времени, за которое набираются опыт, вкус и формируется свой собственный стиль. Точно так же с горячей эмалью – невозможно прийти в эту сферу и просто включиться в производственный процесс. Обязательно придётся потратить время, чтобы «прикинуть на себя» возможности и технологии, сформировать свой подход, из которого в конечном итоге родится неповторимый почерк. Дождаться, когда руководить тобой будет всё в меньшей степени расчёт, и всё в большей – интуиция.
В какой-то момент неизбежно возникает искушение сделать следующий шаг – создать визуальные эффекты, глубокие тона и цветовые растяжки. В теории количество нанесённых слоёв и, соответственно, количество обжигов ничем не ограничено. Однако на практике всё по-другому: само по себе термическое воздействие неполезно для предыдущих слоёв, любая ошибка в температуре или времени обжига может привести к растрескиванию стеклянного слоя. Поэтому реальное среднее число слоев для полутоновых произведений – три-четыре. Но в ряде случаев оно может доходить до восьми и даже десяти.
«Живописцы, окуните ваши кисти»
Надо ли говорить об уровне мастерства, который требуется для выполнения таких операций? Ведь будущее произведение зависит исключительно от руки художника, переносящего замысел в живое изображение. В этом создание произведения в технике горячей эмали предельно близко к живописи. Неудивительно, что эти две непохожие, но родственные сферы то и дело ищут точки соприкосновения.
Трибьют в музыкальном мире – это исполнение авторского произведения другими музыкантами, чаще всего в собственной обработке. Ювелирный трибьют – стилизация произведений из другой области искусства в ювелирной технике. На непросвещённый взгляд вроде бы ничего сложного: изменил масштаб исходного произведения – и дело с концом. Однако задача не так проста, как кажется.
Инженеры знают, что при создании масштабной модели недостаточно просто повторить в миниатюре технические параметры прототипа, такая конструкция не будет работать. Чтобы копия ожила – её придется заново спроектировать. И хотя изобразительное искусство далеко от инженерной науки, принципы масштабирования оказались куда как схожи.
При создании миниатюрных версий живописных шедевров необходимо полноценное переосмысление произведения, чтобы оно не растеряло содержания и эмоционального воздействия оригинала.
Идея коллекции «Арт-Трибьют» вдумчиво и без спешки воплощалась многие годы. Непросто было решиться на соавторство в признанных всем миром шедеврах. Сегодня знаменитые образы Боттичелли, Пикассо, Модильяни, Климта получили свои эмалевые версии, но работа на этом не закончилась. Найденная в результате длительных поисков стилистика «перевода с живописного» решительно требует дальнейшей реализации, и студийная галерея серебряных картин небыстро, но пополняется.
«Я этим городом храним»
Но, как говорится, не эмалью единой… Жить в Петербурге и не попасть под влияние мастеров, формировавших облик уникального города, практически невозможно. Художники и архитекторы, создававшие знаменитый «узор чугунный» решёток мостов и набережных Северной столицы, вряд ли предполагали, что в XXI веке их чертежи и эскизы переберутся в блокноты ювелиров.
Но с первого же кольца, повторившего в серебре рисунок ограды Зимней канавки, что разделяет здания Государственного Эрмитажа, стало ясно – петербургская магия жива.
Первый магический проект «Обручение с Петербургом» в полной мере оправдывает своё название. Теперь каждая новинка серии вызывает неизменный интерес, причём речь не только о гостях города. Сам собой образовался «фанатский клуб», члены которого собрали полную коллекцию этих колец и с нетерпением требуют продолжения.
Позаботился «Филларт» и о туристах, которые не успели осмотреть все достопримечательности города. Такие «опоздавшие» смогут увезти с собой кольцо «Весь Петербург», в который чудесным образом поместились главные туристические объекты города.
«Серебро Господа моего»
Молчание, как известно – золото, а слова отданы серебру. Вообще, надо сказать, что отношения между этими металлами, если таковые имеются, складывались не сказать чтобы очень дружелюбно. Во всяком случае, люди, наблюдавшие это соперничество многие века, нет-нет да и назовут под настроение золото презренным металлом.
А вот к серебру отношение во все времена было гораздо уважительней. Возможно, поэтому при создании колец с нанесёнными молитвами предпочтение отдавали серебру. Действительно, серебро – хороший носитель, оно не подавляет ни идею, ни образ, ни слово, которые запечатлены с помощью этого металла.
Но вернёмся к словам, точнее, Слову. Традиция наносить молитвы или мудрости на обод кольца восходит ещё к легендарному царю Соломону. В человеческой природе – искать помощи и защиты у незримых, но могущественных сил. Оттого в течение всей человеческой истории в ходу были талисманы, амулеты и обереги. Православие внесло в этот порядок вещей свои правила, создав молитвы и канон для их начертания, соблюдая который, мастера добивались наибольшей действенности Слова.
Студия «Филларт» создаёт охранные кольца с самого начала своего существования. Каноническая графика древних слов при ношении кольца скрыта от посторонних глаз: общение с высшими силами – дело сугубо личное. Зато внешнее оформление в фирменном многоцветии горячей эмали позволяет подобрать украшение для любого индивидуального стиля.
«Есть два цвета – чёрный и белый»
Когда кончается вдохновение, музыканты склонны сетовать, что нот всего семь и особо не разгуляешься. Неистовый Паганини нот не считал, ему было достаточно единственной оставшейся струны, чтобы привести концерт к триумфальному финалу.
Коллекция Black&White – это попытка раскрыть энергию лаконичного чёрно-белого рисунка, где звук единственной струны рассыпается мириадами бриллиантов эмоций. Для десятков украшений коллекции нет фиксированных названий; образы, заключённые в серебро и монохромную эмаль, универсальны, они воспринимаются сквозь опыт и фантазию зрителя. Здесь нет места для споров, ведь вместе с изделиями строгой чёрно-белой гаммы вы приобретете то, что принадлежит исключительно вам – собственные ассоциации.
Пора открывать шкатулку и начинать знакомство с чёрно-белыми зыбкими набросками миражей, опасными и притягательными змеиными контурами, серьгами-порталами, предлагающими путешествие в запредельные миры, сложными балансами философских построений в подвесах и кольцах и мягкой эротикой изящных кафф… Однако всё это – только версии отдельно взятого наблюдателя.
«Я змея. Я сохраняю покой»
Никогда не задумывались, почему у змеи нет ног? Моя версия – чтобы она утром случайно не встала не с той ноги. Особенно если именуется она чёрной мамбой и характер у неё не самый мирный вне зависимости от времени суток. Как-никак самая ядовитая змея на планете. Не зря её привлекли для уничтожения одного из негодяев в культовом фильме «Убить Билла» (хотя там столько негодяев, что никаких змей не хватит). Опасная, беспощадная и – прекрасная в своём боевом изяществе.
Так что если ваши ноги с утра перепутались и уже в начале дня настроение воинственное, есть смысл предупредить об этом остальной мир, а то какому-нибудь ничего не подозревающему Биллу может не поздоровиться. Для этого студия «Филларт» придумала комплект «Чёрная мамба», предусмотрительно добавив к серьгам запонки, т.е. годится и для делового костюма. Думается, «Мамба» должна быть в шкатулочке у каждой женщины… в соседстве с маленьким чёрным платьем имени Коко Шанель.
«Чудеса – это соль земли»
Когда внешние факторы внезапно грубо вторгаются в твою жизнь, шоковое состояние вполне объяснимо. Однако человеческая натура обладает громадным защитным потенциалом, надо только об этом не забыть в момент, когда настроение так и норовит упасть вслед за съезжающей крышей.
Да-да, сейчас вспомнилась ковидная история, когда на каждом углу «из всех утюгов» разнообразные доброжелатели ставили крест на всём, что попадётся под руку – от судьбы людей и городов до будущности самого человечества. Тогда большинство из нас были не прочь укатить в какую-нибудь глушь и подождать, пока тутошняя ситуация подуспокоится.
В самом деле, не можешь помочь в решении глобальных проблем – отойди в сторонку и не мешай специалистам. Другое дело, что для перемещения из зоны поражения вовсе не обязательно вписываться в битву за последний билет на последний самолёт или изучать карту тайных троп. Достаточно открыть новую реальность и скрыться в ней.
Правда, без проводника в этом деле – трудно, поэтому в компаньоны для экспериментов по трансформации пространства пригласили едва ли не самого известного мага, волшебника и путешественника в невозможные миры – Маурица Эшера. Незнание магических методик было дополнено талантом, и вот наши герои создали несколько вполне действующих портальчиков, каждый из которых представляет собой миниатюрную «невозможную» конструкцию.
Судя по общим результатам – магистру понравилось. А те прелестницы, которые уже носят невозможные фигуры в своих ушах, много раз замечали гипнотический эффект, который они оказывали на любопытствующих особей противоположного пола.
«Мганга! Идёт великий Мганга!»
Кстати, о тайных тропах. И Лариса, и Филипп любят путешествовать сами и не забывают приглашать в эти путешествия ценителей серебряно-эмалевого творчества. И неважно, примеряют ли они маски венецианского карнавала, общаются ли с представителями животного мира, переосмысливают музейное пространство или участвуют в поисках новых планет.
В один момент всё затмил призывающий рокот тамтамов, который в итоге привёл в экзотическую деревню Саванна и познакомил с её жителями. А народ там – примечательный, тамтам звучал не зря. Первые черты этой коллекции были угаданы ещё несколько лет назад, когда общими усилиями придумывали название новой модели и единодушно решили, что широкие кольца, будто вибрирующие от напряжения, должны быть «Тамтамом», и больше ничем.
Итак, тамтам звучал не зря. Приглашение, разосланное через африканский телеграф, было получено адресатами, и скоро вся «Саванна» прибыла в гости. Тут каждая маска – со своим именем, а каждый персонаж – со своим характером и историей. Бамборо, Миона, Куайя, шаман О’Конга и ещё восемь обитателей экзотической деревни задали такое настроение в самой студии и в фанатской группе, что об обстоятельствах знакомства забыли сразу и навсегда.
Обратите внимание – серьги из этой коллекции можно приобрести по одной, что открывает широкие возможности для собственного творчества, ворожбы и других магических практик. Если соединить Бамборо и Миону, это здорово поможет в семейных делах, а ведь есть ещё деревенский поэт, сосед-инопланетянин и вождь… куда же без вождя?
Покинув студию и глядя на дворники, смахивающие с лобового стекла капли бесконечного петербургского снего-дождя, поневоле задумываешься о том, что древние богини-мойры, прядущие нити наших судеб, только на первый взгляд неумолимы и равнодушны. Нельзя забывать, что они женщины, значит, и в их мрачноватой работе есть место любопытству.
Добавить вершок льняной нити или одним спонтанным движением завязать на ней маленький узелок для Лахесис – забава, а для кого-то – ещё несколько лет творческой жизни. То же любопытство отводит руку Антропос, готовую отсечь уже отмеренный отрезок времени. Интересно ведь, что получится у того обалдевшего от такой удачи индивида.
Творите и улыбайтесь – и у Мироздания найдётся для вас неприкосновенный запас времени и сил. Будет ли дальше проще? Вряд ли. Но пусть будет хотя бы красиво.