В декабре 2024 года компания «Циркон С» отметила 30-летний юбилей. Три десятилетия – это не просто значительная дата, это – целая веха в ювелирной истории России: вместе с отраслью предприятие прошло все периоды становления и болезни роста, демонстрировало постоянное развитие и сегодня является одним из влиятельных игроков сфере малого ювелирного бизнеса. Об истории компании и секретах ее успеха наш разговор с основателем ювелирного бренда «Циркон С» Сергеем Владимировичем Куколевским.
- Сергей Владимирович, как началось ваше вхождение в ювелирный бизнес, ведь по образованию вы не ювелир?
- Я пришел в ювелирное дело через геологию, хотя и геологом тоже не являюсь. Но так сложилось, что в моей семье много настоящих полевых геологов, а значит и большое количество различных камней. Привезти минерал из экспедиции – это полдела, раскрыть его красоту – совсем другая история. А я как раз работал в таком месте, где была возможность пилить и обрабатывать камни, которые в изобилии привозила родня. Постепенно красота самоцветов меня заворожила, начала собираться коллекция, приобретался опыт и навыки обработки разных минералов. Но большой, пусть и очень красивый камень интересен только коллекционерам, а вот маленький кабошон из самоцвета, закрепленный на простую швейную булавку, становился брошью, которую многие хотели бы приобрести. Конец 80-х годов прошлого века – время, когда многие люди в нашей стране делали первые шаги в предпринимательстве. И я не исключение – делал на продажу броши, шкатулки, подсвечники. Но вскоре с предприятия, где я работал, пришлось уволиться, и настала пора всерьез решать, что делать дальше.
На мое 30-летие мои старшие друзья – Александр и Сергей Чечины и Михаил Эпштейн предложили мне стать генеральным директором фирмы по производству изделий из мельхиора. И хотя компания эта просуществовала недолго, полученный опыт дал мне возможность 24 декабря 1994 года создать вместе с Сергеем Вильевичем Жоссаном уже собственную фирму – «Циркон С».
Юридически компания имеет такую дату рождения, но по факту мы начали работать раньше, а «боевое крещение» получили еще в сентябре 1994 года на московской выставке. Компания «Россильвер» тогда взяла нас под свое крыло и дала возможность присоседится к их стенду с маленькой горсткой изделий из мельхиора. У нас был один столик и небольшая витринка с простенькими литыми изделиями на этой огромной, сверкающей золотой выставке. Но нас заметили! Моя пожизненная благодарность Ирине Владимировне Рецептор за эту возможность впервые заявить о себе на ювелирном рынке, за шанс, которым мы смогли воспользоваться в полной мере.
- Шанс – это хорошо, но ведь впоследствии первоначальный успех нужно было подтверждать делами…
- Когда мы начинали у нас было всего 2 комнатки, один сборщик-монтировщик по металлу, один ювелир и два камнереза. Сергей Вильевич сам паял, а я занимался сбытом.
Браслет, арт бр10079, серебро, чароит
Серьги с10079 (16.59 гр.); серебро, чароит
Мы очень быстро поняли, что наша фишка – собственное производство кабошонов. С первых шагов и до сего дня у нас в работе более 100 видов минералов, и мы как никто другой знаем какие технологические нюансы и оснастка нужны, чтобы показать красоту каждого из них. К тому же мы первыми отошли от классических канонов и стали делать не только традиционные круги и овалы, а практически любые формы, что помогло существенно расширить возможности дизайна.
Второй момент – мы всегда выступали за сотрудничество, а не за конкуренцию. На самом старте много работали с кооперативом «Невский Т», Николаем Ивановичем Скворцовым, Владимиром Георгиевичем Дьячковым. Юрий Тарасов, который был моим лучшим другом, создавал для нас модели, некоторые из которых, к слову, остаются востребованными до сих пор. Оказалось, что разделение труда, когда одни отливают модели, другие занимаются монтировкой, и при необходимости можно доверить какую-то часть технологической цепочки надежным, проверенным партнерам, дает отличный результат.
Добавьте к этому удачное время для старта – рынок не был пресыщен, как сейчас, мы предлагали новые, оригинальные изделия, создали грамотную коммерческую службу. Все это в совокупности дало нам возможность сделать качественный рывок – в десятки раз увеличить выпуск изделий, привлечь новые технологии и развиваться дальше. Мы стали одной из первых частных ювелирных компаний, которая встала на спец учет, начав производить изделия из серебра.
Сегодня «Циркон С» является одним из крупнейших производителей серебряных украшений со вставками из натуральных минералов и компанией полного цикла: все – начиная от идеи украшения, камня и слитка серебра, до выпуска изделия в торговлю мы делаем самостоятельно.
- А почему из всего обилия самоцветов при выборе названия компании вы остановились на таком камне как циркон?
- Когда мы выбирали название самым популярным камнем был именно циркон. Те годы вообще можно считать эпохой фианита – его было мало, гранили его на тех же предприятиях, что и бриллианты, и порою так, что без специалиста не отличишь. Поэтому взяли название, которое привлекало бы внимание тогдашнего потребителя. Правда в Таганроге на тот момент уже была компания с таким же именем, поэтому добавили букву «С». Вот тут уже множество интерпретаций – можно расшифровать ее как «серебряный», поскольку мы работаем именно с серебром, можно как –«современный», потому что мы идем в ногу со временем, и «самоцветный» подойдет, ведь именно украшения с натуральным камнем – наше уникальное торговое предложение.
- Сергей Владимирович, оглядываясь сейчас на минувшие 30 лет вашей ювелирной деятельности, какие чувства испытываете?
- Мы выбрали правильную, способствующую росту и развитию нишу, всегда открыты к сотрудничеству, не боимся перемен, хотя и чтим традиции, никого не обманываем, не кидаем. У нас отличный коллектив, причем есть люди, которые работают у нас с момента создания, а общий стаж сотрудников приближается к 800 годам. У нас семейный бизнес, поэтому мы очень ценим, преемственность поколений и гордимся тем, что у нас есть несколько трудовых династий. Некоторые из наших сотрудников создали собственное дело, мы их в этом поддержали и наладили взаимовыгодное сотрудничество.
Наша компания известна в России и за рубежом, у нас репутация надежных партнеров, изделия пользуются спросом у покупателей, а впереди еще множество планов. Знаете, мне не стыдно за эти тридцать прожитых лет.