Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

10 лет внедрения прослеживаемости ювелирных изделий

24 января 2024
Редакция

В преддверии совещания Высшего совета Клуба и Ассоциации «Гильдии ювелиров России», мы решили восстановить хронологию событий, касающихся внедрения маркировки. Поскольку именно она и ГИИС станут одними из главных тем на предстоящей встрече, мы попросили эксперта отрасли Владимира Збойкова поделиться предысторией внедрения системы, а также порассуждать об оправданности этих действий.

 26 июня 2014 года Гумеровым Ф.Ф. и Збойковым В.А. была подана заявка на патент на изобретение №2595599 «Способ контроля за оборотом товара», в котором рассматривался возможный вариант организации компьютерной прослеживаемости за оборотом ювелирных изделий. Это был ответ на идею Минфина России как-то организовать компьютерную прослеживаемость на ювелирном рынке.

Стояла задача (в те времена) заменить необходимость возить изделия в пробирную палату на клеймение – казалось, что это слишком дорого для бизнеса. Нужно было придумать, как позволить производителям клеймить изделия самим, никуда не отвозя, но чтобы при этом государство имело гарантии легального производства ювелирных изделий. Чтобы было дешево и быстро. Необходимость возить в инспекцию изделия приносила как логистические, так и временные издержки для производителей – изделия замораживались на время клеймения, и, кроме того, вынуждало растягивать производство на два этапа – до направления изделий в пробирные инспекции и после, когда в изделия монтировались вставки и они полировались. Можно было направлять изделия на опробование и клеймение и уже со вставками, но мало кто хотел рисковать камнями. Решение было найдено, патент на изобретение авторы получили.

Но все пошло иначе. Во-первых, казенное учреждение «Пробирная палата России» преобразовали в федеральную службу «Федеральная пробирная палата» (ФПП). И функционал этой службы, понятно, не сократился благодаря отказу от осуществления клеймения изделий, а, напротив, расширился. Во-вторых, в ФПП решили создавать систему тотальной прослеживаемости оборота всех драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК), от их добычи до розничной реализации готовых изделий. За ее создание на безвозмездной (?) основе взялся Гознак.

Было это позднее, а поначалу,  в 2016 году, на пространстве ЕАЭС начались первые обсуждения возможности введения маркировки ювелирных изделий в ЕАЭС. В это время в странах ЕАЭС уже была введена обязательная маркировка и запущен пилотный проект по маркировке шуб и меховых изделий RFID-метками. В 2017 году Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) начала обсуждение возможного практического введения маркировки ювелирных изделий. 

В феврале 2018 года Ассоциация «Гильдия ювелиров России» на совещании в Минпромторге предложила для маркировки ювелирных изделий использовать не дорогостоящие RFID-чипы, а напечатанный на бирке изделий QR-код и предложила свои услуги по подготовке Технического задания на систему и начала над ним работу. А уже в мае 2018 года Ассоциация подготовила Техническое задание на удобную для бизнеса систему и передала его в Минфин России. К сожалению, оно ни в коей мере также не было использовано разработчиками ГИИС ДМДК.

 И вот  24 марта 2018 г. вышло Постановление № 321 «О проведении эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них», по которому в целях определения эффективности введения маркировки ДМ и ДК и изделий из них, для обеспечения осуществления контроля за оборотом ДМ и ДК, было решено провести в РФ эксперимент по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них с 1 июня 2018 г. до 1 ноября 2018 г. 

Было утверждено «Положение о проведении эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них». В постановлении давалось согласие на предложение акционерного общества "Гознак" об осуществлении им функций оператора и разработчика интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней на всех этапах их оборота на безвозмездной основе в рамках эксперимента. До 1 декабря 2018 г. было указано провести оценку результатов эксперимента.

Ассоциация «Гильдия ювелиров России» приняла активное участие в обсуждении результатов эксперимента. В частности, 1 марта 2019 года прошла конференция «Специфика маркировки ювелирных изделий. Проблемные вопросы» на которой обсуждались итоги эксперимента ювелирных изделий, перспективы маркировки ювелирных изделий, возможные технологии маркировки, перспективы прослеживания на территории ЕАЭС.  Выговориться возможность была, не что-то повлиять – нет.

Первый законопроект по ГИИС ДМДК был подготовлен Минфином в апреле 2019 года. Предполагалось ввести ГИИС ДМДК в действие с 1 января 2020 года. Однако, в сентябре 2019 года Минэкономразвития, используя отзыв Ассоциации, подготовило отрицательное заключение на проект, сославшись на отсутствие в проекте достаточных расчетов на возможные расходы бюджетов всех уровней на создание и введение в эксплуатацию ГИИС ДМДК. Также, как Ассоциация и указывала, в сводном отчете разработчиком не была приведена оценка расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, которые могут возникнуть в связи с необходимостью соблюдения обязанностей, предусматриваемых предлагаемым проектом акта регулированием.

 В октябре 2019 года рассматривался вопрос раздельной маркировки сырьевых драгоценных металлов и камней через систему Минфина России, и ювелирных изделий – через систему Оператора-ЦРПТ Минпромторга. «Гильдия ювелиров России» поддержала идею единой системы ГИИС ДМДК при Минфине из соображений единой нормативно-правовой базы сферы ДМДК и того факта, что ГИИС ДМДК объединяет в единое целое весь информационный отпечаток возникновения ДМДК и его последующего движения вплоть до розничной реализации или использования в иных целях. Думали, так будет легче…

 26 февраля 2021 г. вышло Постановление Правительства РФ № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», внедряющее в отрасли ГИИС ДМДК. Только за 2022 год текст Постановление Правительства РФ № 270 трижды претерпевал внесение изменений (Постановлением № 576 от 2 апреля 2022 г., Постановлением № 998 от 1 июня 2022 г., Постановлением № 2005 от 8 ноября 2022 г.).

Несмотря на то, что было установлено, что состав информации, подлежащей передаче в ГИИС ДМДК, определяется Правительством РФ, формы внесения информации устанавливал Минфин России, и при подготовке приказов, определяющих формы и форматы передачи сведений в ГИИС ДМДК (приказы Минфина РФ № 173- н от 09.11.2021 г. и № 208-н от 03.12.2021 года), Минфин расширил понятия некоторых терминов, де-факто причислив к ним позиции, образующие состав передаваемой в ГИИС информации.

Соответственно, Ассоциация через рассмотрение на Рабочей группе ДМДК, руководимой со стороны бизнеса Эдуардом Уткиным, рассматривала спорные вопросы. В частности, вопросы внесения в ГИИС ДМДК сведений о химически чистом весе драгоценных металлов в составе ювелирных изделий, недрагоценных камнях, закрепленных в ювелирных изделиях, о марке сплава, из которого изготовлены ювелирные изделия. В итоге, избыточные сведения были сняты из требований по вводу в ГИИС ДМДК. Также, Ассоциацией поднимались и другие вопросы, связанные с внедрением ГИИС ДМДК (например, вопросы использования электронной цифровой подписи и др.).

 12 июля 2022 г. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов передал Президенту Российской Федерации Владимиру Путину обращение, содержащее просьбу пересмотреть перечни обязательных требований к бизнесу. Помощник Президента РФ Максим Орешкин по поручению Президента рассмотрел обращение и предложил Президенту поручить Правительству РФ до 1 сентября 2022 г. провести ревизию всех обязательных требований, которые должны быть введены в 2022 - 2024 г.г., проанализировать целесообразность установления каждого требования, в том числе с учетом роста издержек субъектов предпринимательской деятельности, связанных с их выполнением, а также социально-экономических последствий введения таких требований, по результатам принять (подготовить) решение по отмене либо переносу сроков вступления в силу таких обязательных требований.

 16 июля 2022 г. Владимир Путин наложил на данное предложение резолюцию «Согласен». На основании данного документа 31 июля 2022 г. Заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко издал поручение, согласно которому до 10 августа 2022 г. указал всем отраслевым рабочим группам поручалось рассмотреть Перечни обязательных требований, а Федеральным органам исполнительной власти принять решения по изменению законодательства Российской Федерации.

Рабочая группа ДМДК рассмотрела «Перечень отраслевых нормативных правовых актов» в сфере ДМДК. Этот «Перечень» был подготовлен Минфином России и Федеральной пробирной палатой в рамках исполнения поручения Дмитрия Григоренко. После работы с документом Рабочая группа ДМДК дополнила проект предложениями по изменению сроков этапов внедрения ГИИС ДМДК Предложения по переносу сроков этапов внедрения ГИИС ДМДК поддержали Заместитель Председателя Совета Федерации Николай Журавлев и член Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашник (не в последнюю очередь благодаря разъяснительной работе Флуна Гумерова, являющегося помощником Сергея Калашника и в то время Председателем Совета Ассоциации), которые убедили Заместителя Министра финансов России Алексея Моисеева перенести сроки этапов маркировки в ГИИС ДМДК. Итогом стало издание Постановления Правительства РФ от  8 ноября 2022 г. за № 2005 о переносе сроков этапов внедрения ГИИС ДМДК.

Самое печальное в том, что внедрение цифровизации в процесс контроля за оборотом ДМДК не только не привело к снижению издержек ювелиров, а, напротив, многократно их увеличило.

Необходимость ездить в пробирные инспекции ФПП на опробование и клеймение не отпала. Необходимость самому ставить на каждое изделие оттиск именника как была, так и осталась. Но зато добавились необходимость закупать специально для целей работы в ГИИС ДМДК дополнительные компьютеры, принтеры для самостоятельной печати Date Matrix кодов на бирках, закупать соответствующее программное обеспечение (так называемую программу интеграции), закупать дорогостоящие сканеры микрокодов для считывания их с самих изделий.

А главное – принимать в штат даже самого маленького семейного предприятия айтишника, способного во всем разобраться и безошибочно совершать в ГИИС ДМДК все надлежащие действия. Либо учиться это делать самим ювелирам (!). И абсолютно каждый шаг, каждое действие ювелирного производства и оборота отражать в системе ГИИС ДМДК. Ошибешься – штраф. Проигнорируешь необходимость работы в ГИИС ДМДК – как минимум, штраф, но вплоть до уголовной ответственности.

И это – еще «цветочки». А «ягодки» – это объявленная необходимость всех складских запасов ювелирных изделий заново отвезти во все те же инспекции пробирного надзора, но теперь уже не на опробование и клеймение, а на маркировку, т.е. нанесение Дата Матрикс кодов непосредственно на поверхность ювелирных изделий. Для ювелирной торговли это настоящее бедствие.

Во-первых, все изделия из складских остатков полностью завершенные, т.е. со вставками (в том числе с дорогими), в отполированном виде. Что с ними станет после возвращения из ФПП после маркировки, не ведомо никому.

Во-вторых, очень часто в ходе маркировки уже нанесенный микро Date Matrix код не читается, тогда его в инспекции ФПП как-то зашлифовывают (это новое изделие!), и наносят микро Date Matrix код повторно. При этом следы нечитаемого кода нередко сохраняются. Т.е. изделие приобретает вид бракованного… В-третьих, нужно проделать торговой компании большую работу: все остатки собрать, упаковать в индивидуальные пакетики, отвезти в инспекцию ФПП, и неизвестно сколько ждать с пустыми прилавками возможности забрать их назад (сроки маркировки для ФПП не установлены, но они точно более двух недель).

Но даже если все прошло успешно, и брака в маркированных изделиях нет, то все равно все изделия после поездки в инспекции ФПП требуется, как минимум, тщательно протереть. Все это для торговли – дополнительные издержки! А для изделий с дорогими вставками – еще и как-то убедиться, что в ходе маркировки не произошло подмены вставок.

Что имеем в итоге:

Очень мало надежд на отмену маркировки ювелирных изделий как маркировки исключительно по их поверхности – скорее, ФПП не отступит в этом вопросе. Но вот маркировка всех складских запасов ювелирных магазинов – это другой вопрос. Здесь мы видим прямое нарушение Гражданского кодекса: по действовавшим нормам законодательства на момент выпуска в розничную торговлю ювелирных изделий, заявленных в качестве складских остатков, они полностью удовлетворяли всем действовавшим на тот момент требованиям (т.е. содержали государственное пробирное клеймо, оттиск именник, оформленную бирку).

А теперь, уже «задним числом», для ранее выпущенных в торговлю изделий появилось дополнительное требование по наличию у этих изделий еще и маркировки, т.е. нанесенного на поверхность самих изделий Date Matrix кода. Это новое обязательное требование вступает в силу с 1 сентября 2024 года, т.е. не до, а уже после их выпуска в розничную реализацию на основании полного соответствия действовавшим на тот момент обязательным требованиям. Однако согласно Статье 4. ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим только после введения их в действие.

Можно еще много привести проблем ГИИС ДМДК. Например, можно обсудить вопрос реальной эффективности прослеживаемости системой оборота золота в условиях, когда более 100 тонн золота без НДС было продано населению в 2022 году в виде слитков и местонахождение которых сегодня никому не ведомо. Как мы знаем, снятие НДС на золото для физических лиц было осуществлено совместно с запретом применения специальных налоговых режимов в ювелирной сфере, что привело к закрытию очень существенной части малого ювелирного бизнеса. Зато движение 21 тонны золота, проданной ювелирной отрасли с взиманием НДС, контролировалась в 2022 году в ГИИС ДМДК с точностью до сотой доли грамма.

При средней стоимости золота в 2022 году 3964 руб./грамм (средняя цена по Лондону $57,87/грамм, средний курс 68,49 $/руб.), потери государства из-за отсутствия взимания с физических лиц НДС составили при продаже 100 тонн золота около 80 млрд. рублей. Оправданы ли эти потери бюджета контролем за 21 тонной золота в ювелирном обороте благодаря работе системы ГИИС ДМДК - вопрос спорный.

Можно еще поспорить о том, растет ли нынче российский ювелирный рынок, или падает. Но это отдельный вопрос для самостоятельной большой статьи.

Источник: junwex.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом