Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

"Валюта – это бумага, которую нарезает государство"

15 января 2015
Редакция

"Валюта – это бумага, которую нарезает государство"

Как российский ювелирный рынок переживает кризис 2014 года, какие тенденции на нем усиливаются, что нужно для того, чтобы бизнес инвестировал в свое развитие. На эти и другие темы корреспондент РБК.Новосибирск побеседовал с гендиректором "Русской ювелирной компании" Игорем Кевченковым.

- Игорь Евгеньевич, вас можно назвать старожилом на российском ювелирном рынке – вы работаете на нем уже 20 лет. Как вы, офицер, пришли в этот бизнес? Никогда не жалели, что сделали этот выбор?

- Сомнений в правильности выбора у меня никогда не возникало. Рисовал я всегда. Во время учебы в училище пропадал в художественной мастерской. Учась в Военной академии Фрунзе, я закончил еще параллельно Плехановскую академию по направлению финансы и кредит. И после этого в лихие девяностые принял решение, что потенциала для развития в бизнесе у меня больше, чем на службе.

- У вас был стартовый капитал?

- Нет. Начинал я менеджером в частной ювелирной фирме, потом мы вели бизнес совместно с партнерами. Последние восемь лет работаю самостоятельно.

- В каких российских городах представлена ваша сеть? По какому принципу вы ее строите?

- Сегодня наши филиалы работают в Москве, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новосибирске. Что касается принципа построения… Есть хорошее выражение: бизнес должен быть на расстоянии броска гранаты - 45 метров. Выходит из под контроля, уничтожаешь и идешь дальше. Смысла поддерживать его в полуживом состоянии – не вижу. Лучше мало магазинов, но все они должны работать качественно с максимальной отдачей. И еще важный момент: должна быть команда, которая управляет бизнесом. Если ее нет, то этот вариант тоже проигрышный.

Да, сегодня есть большие ювелирные сети. Но, на мой взгляд, держать более 100 магазинов, из которых 50 % нерентабельны, - это ошибка, особенно в кризисный период.

-Какой из ваших филиалов наиболее перспективен? Почему?

-Сегодня самой эффективной территорией для развития нашего бизнеса является Новосибирск. Это обосновывается тем, что город очень перспективный, быстро развивающийся, с хорошей инфраструктурой, а так же он является связующим звеном восточной и западной части РФ.

-Какие точки продаж, на ваш взгляд, сегодня наиболее перспективны для развития ювелирного ритейла?

- Самый перспективный, на мой взгляд, стрит-ритейл. Это доступный магазин, в котором тебе приятно находиться, и который всегда расположен на одном месте. Это не ТЦ, в котором могут происходить неконтролируемые перемещения с одной точки на другую. В Новосибирске количество торговых центров постоянно растет, покупательский спрос за ними не успевает.

В свое время в Германии и Австрии было категорически запрещено строить большие торговые центры в городах. Они все были вынесены за городскую черту. И малый бизнес до сих пор приятно себя чувствует в этих странах. Ты можешь прийти в маленький магазин, который существовал 30, 20 лет назад и по сей день работает. И ты знаешь, что тебе там рады и всегда в наличии продукты, которые тебе действительно необходимы.

Большие ТЦ являются магазинами "выходного дня", в которые люди приезжают закупить продукты на неделю и просто отдохнуть.

- Планируете ли вы расширять свой бизнес в Новосибирске, открывать новые площадки?

- Где-нибудь в марте-апреле 2015 года будем рассматривать один магазин, который мы сможем приобрести. Именно в формате стрит-ритейл. В текущей экономической ситуации цена на такую недвижимость очень привлекательна.

- Вы планируете расширять бизнес с привлечением кредитных ресурсов?

- Нет. Наша компания развивается только на собственные средства. Мы принципиально не привлекаем заемные деньги. В нашем сегменте золото и камни являются валютными ценностями, которые зависят от курса валюты, а торговать приходится в рублевой зоне, что приводит к дополнительным рискам в нашем бизнесе.

- Не страшно инвестировать средства в новое направление в кризис?

- Нас сегодня уже ничем не испугать. Мы пережили несколько кризисов: 93-го, 95-го, 98-го, 2008 годов. Из них я четко усвоил одно правило: деньги должны работать. Когда банкиры нам говорят, положите к нам на депозиты свои средства. Я отвечаю: а зачем? Я лучше сегодня на рынке за живые деньги куплю подешевле камни, пусть они лежат. У нас есть предмет для инвестиций.

- Есть ли у вас иностранные партнеры? С какими странами вам комфортнее сотрудничать?

- Наверное, это наши близкие соседи: Черногория, Сербия, потому что ментальность говорит о многом. Например, самая хитрая нация в мире - это индусы. Ни евреи, ни армяне - индусы. Самые большие деньги в ювелирном бизнесе сосредоточены в их руках. Самая древняя культура, которая существовала до нашей эры, в Индии. Они умели обрабатывать камни и делать изделия из золота тысячи лет назад.

Сегодня Индия и Китай примерно равны по количеству населения. В Индии в одной маленькой провинции может проживать 145 млн человек - это население РФ. Обработка хлопка и вообще текстиль находится в руках индусов. В Индии серьезно развивается медицина, электроника. Мы просто не слышим об этом. Мы, к сожалению, не уделяем должного внимания таким странам, ориентируясь на Европу, хотя она сейчас отвернулась от нас.

'''

- Ситуация на рынке РФ сегодня нестабильна. Рубль существенно подешевел по отношению к евро и доллару. Как эта ситуация сказывает на вашем бизнесе?'''

-Напрямую: мы продаем свою продукцию за рубли, а закупаем все сырье за доллары. У нас в стране на сегодняшний день единственный прейскурант, который существует в долларах со времен СССР - на алмазное сырье и бриллианты.

С другой стороны, находясь на территории действия рубля, приходится приспосабливаться. Золото – это лондонская биржа, алмазное сырье и бриллианты – это Rapoport, на который мы опираемся, опять же это долларовый прейскурант. Единственный вопрос, это некий плюс, который ты закладываешь на корреляцию доллара и евро на перспективу.

- Как бы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию на ювелирном рынке России в целом?

- Она достаточно патовая. Крупные компании, которые представлены сегодня на российском рынке, закупают товар, в основном, за рубежом. Многие в последнее время устремились за быстрой наживой в Гонконг, Китай. Но, то, что они привозят оттуда это, в большей степени, не ювелирные украшения, а ювелирная бижутерия, которой рынок РФ сегодня и так переполнен.

Когда появилось ощущение кризиса, многие компании "нырнули" в серебро, потому что это более дешевый материал. Если рассматривать изначальную цену металла, то золото стоит чуть более тысячи долларов за унцию, а серебро $14. Разница колоссальная, поэтому количество серебряных изделий в отечественных ювелирных магазинах резко увеличилось. По моим наблюдениям, теряет популярность белое золото – покупателей больше интересует розовое и желтое золото. Во многом, это происходит как раз потому, что на рынке стало много серебра хорошего качеств. В тоже время, в России сохраняется традиционный спрос на красное золото.

Кстати, в Европе сегодня предпочитают носить желтое золото по цвету ближе к чистому. В целом к тенденциям ювелирного рынка, не только российского, но и европейского я бы отнес следующее: люди стараются либо не носить украшений вообще, либо носить что-то очень дорогое.

- А почему Россия носит красное золото? А весь остальной - желтое и белое?

- Желтое золото – это обычное золото, в него можно добавить немного серебра и все равно получить желтое золото. 585 проба золота появилась у нас с 1993 года. Это 585 частей чистого золота среди остальных примесей. За счет примесей можно получать цвет.

В российское золото с 1732 года традиционно добавляют медь, чтобы сэкономить. Поэтому русский человек привык к тому, что у нас золото красное. При продаже золота на территории РФ, я всегда говорю, что нужно делать 20 % украшений в белом золоте для больших городов, 5 % в желтом золоте, а 80 % в красном.

- Сегодня на рынке представлено большое количество изделий с искусственными камнями. Где гарантия, что покупатель приобретает настоящий камень, а не искусственный?

- Нет такой гарантии. Да и раньше ее не было. Наши мамы носили рубины, аметисты (корунды), они были сделаны на заводе "Феан" в городе Александров. Это то, что СССР продавал своему населению во времена великого дефицита.

У нас есть акция, когда мы принимаем старые украшения, как метал, по хорошей цене взамен новому изделию, которое клиент выбирает у нас на прилавке. Но те камни, что находятся в украшениях, мы отдаем обратно людям. Это ничто, обычный корунд, выращенный на заводе "Феан".

- У частного инвестора в России инвестиции в рынок камней, драгоценных металлов востребованы?

- У нас слабо развита такая культура инвестиций. Вы посмотрите на Лаос, Гонконг, Вьетнам, там любая заработанная копейка вкладывается в микрослиток золота. Они хранят все в золоте, понимают, что валюта – это бумага, которую нарезает сегодня то государство, в котором мы живем.

Вспомните, что такое российский рубль до 1917 года? Это великая валюта, на которую молился весь мир, потому что рубль был подкреплен реальным золотом. Запасы золота в российской казне соответствовали рублю, который был выпущен. На сегодняшний день рубль – это бумага. В 2014 году девальвация рубля составила практически 30 %, нам же говорят, что инфляция находится на уровне 6-8 %. Но вы извините, только за три месяца доллар подорожал от 30 до 55 рублей!

С другой стороны, золото в 2000 году стоило 286 долларов за унцию (31 г), сегодня оно стоит 1120 долларов за унцию. Это изменение за 14 лет, то есть 20-25 % доходности в год – достаточно эффективное вложение.

Что касается драгоценных камней, то инвестицией может являться только крупный камень. Все остальное рассматривать как инвестиции невозможно.

Кроме того, в РФ не развит рынок обращения драгоценных камней и украшений. Как результат: покупка ювелирного украшения в магазине и сдача его в ломбард - это две разные цены. Такая ситуация отпугивает потенциальных инвесторов, и на рынке преимущественно остаются профессиональные игроки – ювелирные компании.

- Каковы ваши прогнозы по развитию ювелирного рынка на следующий год?

- Год будет тяжелым и бесперспективным для нашего бизнеса. Но мы будем работать, определять направления развития. Самая тяжелая ситуация будет в конце первого квартала: после восьмого марта начинается спад продаж.

Источник: retailer.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом