На «изготовление» самоцвета или бриллианта природа затрачивает многие тысячи лет. Чтобы этот природный шедевр материализовался в горных породах, придется ждать счастливого стечения множества факторов. Другими словами, драгоценные камни — это побочный продукт природных процессов, совершенно не имевших целью порадовать очередную невесту помолвочным колечком.
А теперь немного во славу человека. Американскому автомобильному гиганту, основанному Генри Фордом, удалось полностью сымитировать «счастливое сочетание природных факторов». Многолетние наслоения автомобильной краски на старых заводах Форд в Детройте дали жизнь невероятной красоты рукотворному «камню». Этот камень так и назвали — «фордит» (англ. fordite), хотя за сходство с одноименным природным камнем его также обозначают «Детройтский (или моторный) агат».
Откуда берется фордит?
Автомобильные предприятия прошлого были довольно вредны для окружающей среды. Токсичные отходы вовсю выбрасывались в воду, воздух и землю. Однако, были и светлые моменты, к которым относится и находка «фордита».
В те времена автомобильная краска в избытке стекала на металлические рамы, на которых детали машины завозили в печь, стены и пол лакокрасочных цехов. Краску тогда распыляли на автомобили вручную из пульверизатора, и ее слои многократно запекались в печах. Благодаря высоким температурам во время «запекания», краска затвердевала до состояния камня.
Как гласят городские легенды, наиболее чувствительные к прекрасному работники завода выносили куски этой запекшейся краски домой в своих коробках от обеда — и дарили женам и детям как сувениры. Но кто первый придумал поставить «на поток» добычу этого живописного материала для изготовителей украшений, никто к сожалению сказать не может.
Сегодня фордит — настоящий раритет, поскольку автомобили давно покрывают краской автоматическим способом. Никаких «отходов», тем более толстым слоем под ногами. Найти этот материал можно лишь на старых заброшенных предприятиях.
В мире существует лишь несколько таких мест. Основное — штат Детройт с его знаменитыми заводами «Форд». Но есть также пара заводов в штате Огайо, и несколько фабрик в Соединенном Королевстве.
Материал для ювелиров и художников
В мире есть узкий круг ювелиров, которые влюбились в «Детройтский агат» и сделали его основой своих коллекций.
Знатоки истории промышленности, разглядывая фордитовые кулоны или серьги, легко угадают период появления материала. Им помогут цвета — ведь автомобильные краски тоже подбирали с учетом разнообразных модных трендов в те или иные годы. В 1940-х машины были преимущественно черными или коричневыми (и это были эмали), в то время как в 1960-х их стали покрывать разноцветными лаками. На фабриках, где вместо автомобилей красили фургоны, оттенки камня более приглушенные, без столь явных «психоделических» разводов.
Работать с фордитом не так просто — материал достаточно хрупок, и по своим механическим свойствам напоминает нечто среднее между жемчугом и янтарем. Именно поэтому в украшениях камень встречается чаще всего в виде кабошона. Кабошоны можно отполировать почти до «стеклянного» состояния, придавая украшению эффект зеркальной водной поверхности с «растворенными» внутри хаотичными разводами.
Украшения их этого камня можно найти и заказать как в Америке (у частных ювелиров или на глобальных интернет-площадках вроде etsy.com или amazon.com), так и у нас (например, на «Ярмарке мастеров»).
Продолжение творческой мысли
Технологии ручной покраски на заре развития автопрома оказались не единственным возможным источником рукотворного камня с фантазийным рисунком. Не менее креативные разводы получают из слежавшихся за много лет слоев самого обыкновенного граффити, которыми полны бетонные стены промзон и железных дорог.
Именно такое отвалившееся от стен и гаражей граффити добывают дизайнеры общественной организации rebelnell.com, которая помогает молодежи Детройта найти себя в наше нелегкое время. На выходе — достаточно простые по форме, но живописные и вполне продаваемые изделия в модном сегодня эко-стиле: