Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Застывшие в янтаре: как с нуля стартовать на поделенном рынке

20 августа 2017
Редакция

Россия — мировой лидер по запасам янтаря, но за рубежом продаются в основном изделия из Польши и Литвы. Основатели фирмы Ambery решили создать международный онлайн-магазин янтаря и поняли, что обнаружили золотую жилу

Екатерина Алагич и Михаил Танцура (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Отель Ibis в Калининграде. Подозрительный молодой человек, оглядываясь по сторонам, зашел в номер 26-летней Екатерины Алагич и вывалил на подоконник кучу необработанного янтаря. «Все было как в кино. Мы спросили, как будем получать этот янтарь в дальнейшем, на что нам ответили: на поезде, через проводницу», — вспоминает Алагич. С «черным старателем» она познакомилась в соцсетях, чтобы купить партию камней для запуска своего интернет-магазина Ambery.net. Впрочем, эта сделка так и не состоялась.

Удивительное дело: Россия — крупнейший производитель янтаря в мире, но российских изделий из желтого камня на мировом рынке почти не видно. Основные производители и продавцы работают только на внутренний рынок и иностранных туристов. Екатерина Алагич и ее партнер Михаил Танцура решили исправить этот перекос и открыли онлайн-магазин янтарных украшений с современным дизайном, ориентированный на экспорт. В первый же месяц полноценной работы выручка проекта превысила 1 млн руб.​​​

«Хотелось делать что-то на экспорт»

Оба компаньона никогда не работали на ювелирном рынке. Получив архитектурное образование в МАРХИ, Екатерина Алагич увлеклась фотографией и путешествиями, принимала частные заказы на фотосъемку, делала фотопроекты для тревел-журналов и др. В марте 2015 года ее в качестве фотографа пригласили в пресс-тур на Калининградский янтарный комбинат. «У меня не было тяги к янтарю: цвет сложный, непонятно, с чем сочетать. Но поехать поснимать было интересно, — вспоминает Алагич. — Мне и другим журналистам показали сам комбинат, карьер, где добывают янтарь, и территорию, на которой обосновались «черные копатели». Выглядело все довольно странно, но объемы производства при этом были огромные».

Вернувшись из Калининграда, Екатерина рассказала о поездке своему другу, 28-летнему Михаилу Танцуре. «Мы повздыхали, подумали о перспективах, но у каждого из нас на тот момент были свои дела, и никаких действий предпринимать мы не стали», — говорит Танцура. Еще будучи студентом факультета «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве, он начал работу над проектом We heart Moscow. Первоначально это было СМИ для экспатов, но в 2015 году Танцура с друзьями переделал его в онлайн-магазин экскурсий, который в зависимости от сезона приносит сейчас от 30 тыс. до 80 тыс. руб. прибыли ежемесячно.

В начале ​2016 года время на новый проект появилось. Танцура пытался создать сеть медиаэкранов на крышах такси, которые показывали бы видеорекламу в зависимости от геолокации, погоды и времени суток. Но бизнес не пошел. «Рекламный рынок не принял этот формат, потому что не было никаких инструментов, которыми можно было бы измерить его эффективность», — говорит Михаил.

Перебирая идеи для нового бизнеса, предприниматель вспомнил рассказ подруги о поездке на янтарный комбинат. «Лихорадило курс рубля, и хотелось делать что-то на экспорт. При этом изделия из янтаря — это как раз то, что можно и нужно экспортировать, — уверяет Танцура. — Но ювелирные бренды в России предпочитают делать локальный продукт — привычные янтарные украшения «из бабушкиных шкатулок». Мы также узнали, что регулятор стимулирует внутреннее производство и экспорт готовых изделий, ну и прыгнули в это окно».

Монополия есть, денег нет

''По данным министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, объем мирового рынка ювелирных изделий из янтаря и других продуктов переработки этого камня в 2014 году (более свежих данных нет) оценивался на уровне $1,74 млрд. ​В Калининградской области сосредоточено более 90% мировых запасов янтаря. Там же располагается подконтрольный «Ростеху» Калининградский янтарный комбинат — единственное в мире предприятие, которое ведет промышленную добычу этого камня. В 2015 году на территории Калининградской области произвели около 1,1 млн ювелирных изделий из золота и серебра со вставками из янтаря общей массой около 3,7 т.

Лидерами на российском рынке производства и продажи янтарных украшений являются «Янтарный Ювелирпром» (дочернее предприятие янтарного комбината), «Янтарный дом» и Darvin. Также торгуют украшениями многочисленные интернет-магазины, ориентированные на внутренний рынок, такие как Amberika, Amberway и др.

Необработанный янтарь входит в список стратегически важных ресурсов, утвержденный правительством РФ: в 2012 году на экспорт янтаря-сырца введено эмбарго. Однако янтарь вывозят контрабандой или подвергают в стране минимальной обработке, а готовые изделия выпускают уже за границей. По состоянию на 2015 год Калининградская область продавала янтарных украшений и обработанных камней на €20 млн в год, в то время как ювелиры Польши и Литвы, работающие на российском сырье, — на €500 млн и €250 млн в год соответственно.

Дизайн украшений от крупных российских производителей не менялся с советских времен, а индустрия сосредоточена на внутреннем спросе. Эту проблему признают и сами чиновники. Так, согласно оценкам министерства по промышленной политике Калининградской области, по состоянию на 2016 год большая часть продукции российских производителей не соответствовала современным тенденциям и пользовалась низким спросом по сравнению с конкурирующей продукцией иностранного происхождения.''

Маркетплейс комом

Михаил и Екатерина решили создать сайт-агрегатор и размещать на нем янтарные украшения разных дизайнеров. «У самих дизайнеров собственные сайты, как правило, были вообще никакие. Наша идея была в том, что мы привлекаем дизайнеров и даем им продвинутую платформу для реализации товара», — объясняет Танцура.

В то время Калининградский янтарный комбинат в рамках PR-проекта Russian Ambery бесплатно раздал московским дизайнерам украшений немного сырья, а те сделали из него свои изделия. «Мы не были в восторге от украшений, но подумали, что с этого можно стартовать, а остальных дизайнеров потом подтянем», — объясняет Танцура.

Он начал самостоятельно создавать англоязычную платформу, а Алагич — связываться с дизайнерами. Договорившись с шестью мастерами, весной 2016 года партнеры запустили сайт. Инвестиции в эксперимент составили всего около 70 тыс. руб. личных средств, которые пошли на съемку украшений, разработку сайта и маркетинг.

Источник: РБК
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом