«Золотая церемониальная шляпа Шифферштадта» в Историческом музее Пфальца, постоянная экспозиция
На лейденской выставке бронзового века в Национальном музее древностей не так давно красовалась Золотая шляпа из Шифферштадта, найденная в 1835 году близ Шпейера. Артефакт датируется примерно 1400-1300 годами до нашей эры. Девять лет спустя подобную находку сделали близ Авантона, недалеко от Пуатье. Третья шляпа всплыла в 1953 году в районе Нюрнберга, у Эзельсдорфа. Она примерно 1000 года до нашей эры.
слева- шляпа из Авантона, справа - фрагмент шляпы из Эзельсдорфа/Буха
Наконец, в 1996 году берлинские музеи обзавелись шляпой с туманной историей. Берлинская золотая шляпа тоже датируется около 1000 года до нашей эры. И хотя "Новый музей" подает ее с излишним пафосом, объект все равно впечатляет. Высота – почти два метра, а вес – полкилограмма.
"Берлинская шляпа"
Но что же это такое, эта "шляпа"?
Начнем с названия. Ее называют шляпой, но уверенности, что это головной убор, немного. В отличие, например, от изучения религии бронзового века, где лингвистика и археология идут рука об руку, лингвистика оставляет вопрос о значении этих доисторических "шляп" без ответа. У нас есть только четыре золотые "трубы". И "Новый музей" пускается в слаломный поиск подсказок. Первая: в Шифферсдорфе объект был захоронен с тремя топорами. Вторая: существуют изображения богов погоды с топорами и остроконечными шляпами, от Анатолии до Скандинавии. Вот, например, анатолийский вариант:
Хеттсий бог грозы (и погоды) Тархунт (Археологический музей, Газиантеп, Турция)
Эти шляпы напоминают золотой предмет из Шифферсдорфа, следовательно, это шляпа. Следовательно, три другие золотые шляпы – тоже шляпы. При скудности доказательств приходится довольствоваться этим.
(К слову, в Новом музее в качестве примера бога с топором и шляпой приводят Тора, но его атрибут – молот Мьёльнир. Упоминается и анатолийский бог погоды Решеф, но это финикийский бог, распространитель болезней, а не бог погоды. Его атрибут – лук.)
Предположим на минутку, что это действительно шляпа и связана она с богом погоды. Попробуйте удержать на голове конус высотой семьдесят пять сантиметров. Музей решает эту проблему следующим предположением: был ремешок, которым носитель прикреплял предмет под подбородком. А это тянет за собой новое предположение. Внутри должна быть подкладка, приклеенная к металлу органическим клеем (например, древесной смолой). И к этой подкладке крепился ремешок.
Если допустить, что изображения богов погоды с топорами и остроконечными шляпами (иллюстрированные, правда, не совсем корректными примерами) действительно встречались по всему древнему миру, то каждый шаг берлинских рассуждений можно оправдать. Вполне возможно, что аргументов у музея больше, чем они могут донести до публики в рамках экспозиции.
Сомнения
Предлагаемые рассуждения основаны на правдоподобной параллели. Но можно предположить, что люди бронзового века просто устанавливали эту золотую "трубу" на шест. Эту гипотезу тоже стоит рассмотреть. Фактически, доказательства, по крайней мере, в том виде, в каком их представляет музей, неполны: они развивают правдоподобную гипотезу, но не опровергают альтернативные.
Чтобы было ясно, речь не идет о том, что это не шляпа. И не отом, что она не имеет религиозного значения. Возможно, она как-то связана с богом погоды, владеющим топором. Но представленные доказательства не убеждают.
Древняя астрономия
"Новый музей" предлагает астрономическое объяснение золотой шляпе. И это возможно. Стоунхендж давно доказал, что люди бронзового века были очарованы небесными явлениями; Небесный диск из Небры – что они систематизировали полученные знания.
Вот, как музей объясняет это: "Звезда наверху символизирует Солнце, полумесяцы – Луну и Венеру, а круглые орнаменты можно интерпретировать как изображения Солнца или Луны".
Эх, знали ли люди бронзового века о фазах Венеры? Иногда об этом заявляют – в отношении Месопотамии, где воздух исключительно сухой. Но даже там нет клинописных текстов, однозначно это подтверждающих. Поэтому астрономы сомневаютя, что фазы Венеры можно было наблюдать в Северо-Западной Европе.
Музей продолжает объяснение календарной проблемы: солнечный год на одиннадцать дней длиннее, чем двенадцать лунных месяцев. "Уже во втором тысячелетии до нашей эры использовали високосные дни для синхронизации солнечного и лунного циклов". Конечно, речь должна идти о високосных лунах, но неважно. Суть в том, что орнамент золотой шляпы якобы документирует цикл Метона, в который люди вставляли лунные месяцы.
Узор можно читать как календарь. Например, количество кругов в декоративных полосах соответствует 354 дням двенадцати лунных месяцев. Если прибавить количество декоративных полос, получится 365 дней солнечного года.
Чтобы солнечный и лунный год совпали, требуется девятнадцать лет. На шляпе закодировано, что за девятнадцать лет нужно вставить семь лунных месяцев. Возможны и другие расчеты, например, даты лунных затмений.
Это громкое заявление. И его нужно подкрепить вескими доказательствами. Иначе посетитель музея уйдет с ощущением, что археологи в очередной раз выдвигают претензии, которым не могут соответствовать.
Европейское единство
И последнее: вся Европа разделяла астрономические и религиозные знания, ритуалы совершались одинаково на больших расстояниях, культ правителей распространился из Греции в Северную Европу: "Европа ждет будущего". Но даже если предположить, что "Новый музей" знает больше, чем может объяснить, эта культурная гомогенизация Европы бронзового века не доказывается четырьмя золотыми шляпами. Доказательством служат распространение родственных индоевропейских языков и контакты по торговле металлами.
Короче говоря, я не в восторге от берлинской Золотой Шляпы. Презентация в полумраке давит на ложные чувства. Предоставленная информация состоит из утверждений, которые иногда верны, иногда необоснованны, а иногда и вовсе лживы. И в конце – европейское объединение в качестве псевдо-актуальности.
Но знаете, эти шляпы – всего лишь пример вечного археологического клише: это загадка. Представьте это как загадку. Такие выставки, как Body Worlds, показывают, как это можно сделать. Или подчеркните то, что вы можете сказать, не искажая факты и не делая ненужных предположений: что шляпы говорят нам о древней металлургии и ювелирном деле. Археология – это наука, прошлое увлекательно, и в Берлине на этом не акцентируют внимание.