Золотое кольцо с изумрудами. Испания, ок. 1700-1800 гг. - © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Самые древние изумруды, известные сегодня, были добыты в Древнем Египте, в районе, известном римлянам как «Монс Смарагдус», что означает «Изумрудная гора». Эти рудники были самым богатым источником изумрудов на протяжении многих веков. Считается, что древние египтяне, возможно, эксплуатировали шахту еще в 330 г. до н.э., но основной период добычи полезных ископаемых пришелся на времена, когда Египет был под властью римлян - около 30 г. до н.э., и добыча продолжалась там вплоть до 15 и 16 веков нашей эры. Римляне были известны своей любовью к драгоценным камням, особенно к изумрудам и жемчугу. Изумруды также были популярны в классической Греции - зачастую они ассоциировались с Венерой, богиней любви и надежды (Афродитой в греческой мифологии).
Золотые серьги с изумрудами, аметистами и жемчугом, I-III вв., Древний Рим. Из коллекции Helen Tanzer collection, via Archaeological Museum
Золотое кольцо с изумрудом, и выгравированной по нему инталией с изображением рыбы; на изнаночной стороне кольца находится второй безель с инталией в виде птицы на ветке. 3-4 век, Римская империя. - © Попечители Британского музея
Для древних египтян зеленый был священным цветом, который ассоциировался с плодородными землями, следовательно, символизировал плодородие и бессмертие. Изумрудам приписывались свойства талисмана, который приносит процветание, раскрывает правду, защищает от зла и даже дает способность видеть будущее (если положить камень под язык). Окутанный легендами минерал стал смволом могущества и потому в ранние времена только фараонам разрешалось носить изумруды. Позднее разрешение носить украшения с этим камне дозволено было тем, кто имел высокий статус. Во время правления Клеопатры, которой принадлежали все изумрудные рудники в Египте, она украшала себя и свой дворец изумрудами, а также дарила их иностранным сановникам.
Египет остовался основным источником изумрудов до открытия изумрудов более высокого качества в еще большем количестве в Новом Свете, на территории современной Колумбии. С испанским завоеванием в Европу пришел огромный приток изумрудов. Первоначально они были зарезервированы для испанской королевской семьи, но вскоре все европейские дворы жаждали этих темно-зеленых драгоценных камней. С 1500 по 1700 год испанские ювелиры часто щедро использовали изумруды.
«Отец Жозеф де Акоста рассказывает нам, что, когда он вернулся из Америки в 1587 году, на его корабле были «два сундука с изумрудами; каждый весит не менее четырех арроб» (что равняется двум сундукам с изумрудами весом около полумиллиона каратов или около 200 фунтов)».
Интересно, что изумруды на территории современной Колумбии были известны из легенд и историй задолго до того, как конкистадоры действительно нашли изумрудные копи. Индейцы музо в Колумбии спрятали их так хорошо, что конкистадорам потребовалось почти 20 лет, чтобы обнаружить их. Также считается, что примерно во время испанского завоевания жители перуанского города Манта поклонялись изумруду размером со страусиное яйцо, которого они называли богиней «Умина». Согласно жрецам богини, ее последователи могли "продуктивнее" всего поклоняться «материнскому изумруду», принося тому «дочерей» (другие изумруды меньшего размера). Когда испанцы захватили город, они унесли с собой огромное количество изумрудов, хранившихся в городе, хотя так и не нашли Умину, которая была хорошо спрятана.
Золотое кольцо с изумрудом, лепестки по бокам искусно украшены завитками, когда-то покрытыми эмалью. 16-ый век.© The Trustees of the British Museum
Большой шестиугольный изумруд 16-го века таблитчатой огранки, предположительно связанный с Елизаветой I, в золотой оправе и на подложке; в более поздней раме с белыми, черными, синими, зелеными и красными картушами из выемчатой эмали с розетками, чередующимися с шестью бриллиантами плоской огранки. К большой красной и синей эмалевой петле для подвешивания и маленькой красной эмалевой петле внизу подвешен ромбовидный кулон, украшенный четырьмя бриллиантами плоской огранки. С факсимиле подписи Елизаветы I, вероятно, 1860–1870 гг.
Royal Collection Trust / © Ее Величество Королева Елизавета II, 2021 г.
Большой шестиугольный изумруд 16-го века таблитчатой огранки, предположительно связанный с Елизаветой I, в золотой оправе и на подложке; в более поздней раме с белыми, черными, синими, зелеными и красными картушами из выемчатой эмали с розетками, чередующимися с шестью бриллиантами плоской огранки. К большой красной и синей эмалевой петле для подвешивания и маленькой красной эмалевой петле внизу подвешен ромбовидный кулон, украшенный четырьмя бриллиантами плоской огранки. С факсимиле подписи Елизаветы I, вероятно, 1860–1870 гг.
Royal Collection Trust / © Ее Величество Королева Елизавета II, 2021 г.
Брошь в виде саламандры, извилистое тело которой состоит из десяти изумрудов-кабошонов из Колумбии, окруженных 30 крошечными бриллиантами плоской огранки из Бирмы или Индии. Она очень детализирована, с небольшими пятнами более темной эмали, представляющими зубы и чешуей на нижней стороне, если смотреть очень внимательно. Конец 16 - начало 17 века. - Из Cheapside Hoard, © Museum of London
Изысканные часы (вероятно женевские) в оправе из цельного крупного колумбийского изумруда размером с яблоко, искусно ограненной шестиугольной формы с откидной крышкой, покрытой полупрозрачной зеленой эмалью, ок. 1600-1610 гг. Изумруд – твердый и хрупкий драгоценный камень, поэтому огранить его, не расколов кристалл, было очень сложно. По мнению ученых, с того времени не существует ничего, что могло бы соперничать с этим произведением, и оно должно было принадлежать кому-то необычайно богатому. Владелец неизвестен. Из Cheapside Hoard, © Museum of London
Украшение Helyar: исключительно изысканная мемориальная драгоценность Карла I, чей портрет скрыт откидной крышкой в цветочной эмалевой оборотной стороне. Золотая подвеска с изумрудом-кабошоном спереди и подвеской-жемчужиной. Оборотная сторона расписана эмалью с полихромными цветами, в том числе тюльпанами и незабудками, расположенными симметрично вокруг центрального цветка, на белом фоне с черными завитками и уменьшающимися в размерах черными кругами (остаток стручкового орнамента). Англия, c.1650-70. ©Музей Виктории и Альберта, Лондон
Золотая ажурная подвеска, в виде банта, увенчанного короной. С нижнего края свисает раскидистый треугольный сегмент, увешанный изумрудной каплей. Испания, 1680-1700 гг. ©Музей Виктории и Альберта, Лондон
Изумрудные украшения эпохи короля Георга
Подвеска из эмалированного золота с колумбийскими изумрудами и бриллиантами плоской огранки, Испания, ок. 1700–1715 гг. ©Музей Виктории и Альберта, Лондон
Португальская золотая брошь-цветок ок. 1700 г. с изумрудами и бриллиантами. От @peterszuhay через Instagram
Португальская золотая брошь с изображением кровоточащего сердца, украшенная изумрудами, рубинами и бриллиантами. около 1740 г. От @peterszuhay через Instagram
Два кулона. Вверху : кулон с изумрудами плоской огранки в ажурной золотой оправе. Испания, вероятно, Кордова, ок. 1750 г. - ©Victoria & Albert Museum, London. Внизу : элемент колье или застежка из золота с изумрудами, филигранное украшение из проволоки и небольшая подвеска в виде цветка, выгравированная на реверсе. Испания, 18 век. - © The Trustees of the British Museum
Колье в стиле иберийского барокко с бантом из 18-каратного желтого золота, типичное для испанских украшений 18 века. Верхнюю часть с бантом и нижнюю, выполненный в форме груши можно носить по отдельности. От @21stfinds через Instagram .
Кольца Giardinetti , что означает «маленький сад» были созданы в виде цветочных веток и стали очень популярны во второй половине 18 века. В этих испанских образцах из Сан-Себастьяна используются только изумруды, поскольку Испания имела доступ к изумрудам в изобилии из своих колоний.( 1 | 2 ) - ©Victoria & Albert Museum, London
Для сравнения представим английские кольца Giardinetti. Вверху : алмазы огранки «роза», рубины и изумруды в серебряных цангах, ок. 1730–1760 гг. Внизу : траурное кольцо с алмазами огранки «роза», рубинами, изумрудами и аметистами. Англия, ок. 1787 г., надпись: «Прекрати свои слезы, религия указывает на высокое / CS ob.25 Jan 1787 aet 70 / IS ob. 18 сентября 1792 г., 72 мин. - © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Золотая ажурная подвеска с изумрудами и синей пастой, Испания, 18 век. - © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Заколка-украшение в виде раскрытого цветка. Лепестки сделаны из изумрудов, рубинов, бриллиантов, сапфиров и топазов, а большой центральный изумруд окаймлен бриллиантами и сапфирами. Франция, ок. 1770 г. - © Попечители Британского музея
Золотое кольцо 18 века с изумрудами плоской огранки, Испания, ок. 1770 г.От @peterszuhay через Instagram
золотое и серебряное кольцо ок. 1800 г. с бриллиантами и изумрудом От @peterszuhay через Instagram
Потрясающий изумрудный ключ начала 19 века с цепочкой и подвесками
Это колье и серьги являются частью большого комплекта или парюры украшений, которые, как полагают, были подарены Стефани Богарне Наполеоном Бонапартом и его супругой Жозефиной после ее бракосочетания по договоренности с наследником великого герцога Баденского в 1806 году. изумруды плоской огранки в обрамлении бриллиантов классической огранки с каплями изумруда бриолет; открытый набор в золоте и серебре. Вероятно, сделано Nitot & Fils, ювелирами Наполеона, Франция, около 1806 года. ©Музей Виктории и Альберта, Лондон
золотое кольцо, отлитое из розового золота и серебряных роз на матовом фоне. Верхняя часть украшена крупным изумрудом, а по бокам - лиственным мотивом с мелкими бриллиантами. Мемориальная надпись, выгравированная внутри кольца: «Meinem lieben Sohn Albert zur Erinerung des 11t und 12t April 1835». (Моему дорогому сыну Альберту в память 11 и 12 апреля 1835 г.), подарен Альберту, принцу-консорту, его отцом в память о его консорте. - Royal Collection Trust / © Ее Величество Королева Елизавета II, 2021 г.
Самое первое кольцо королевы Виктории, принадлежавшее ей, когда она была еще принцессой. Очень маленькое тонкое золотое кольцо, увенчанное цветком с пятью изумрудами вокруг одного рубина. Royal Collection Trust / © Ее Величество Королева Елизавета II, 2021 г.
И небольшая подборка викторианских изумрудов от Antique Animal Jewelry...
Старинный якорь из изумрудов и бриллиантов ранней викторианской эпохи, символизирующий Надежду. Antique Animal Jewelry
Викторианский браслет «HOPE», буква «O» и декоративные элементы, украшенные изумрудами, и чрезвычайно редкий викторианский браслет с изображением ящерицы/саламандры из 15-каратного золота, около 1860 года, украшенный бриллиантами и изумрудами ромбовидной формы вдоль корешка. - Antique Animal Jewelry
двойная булавка в викторианском стиле с цепочкой и рукой, держащей изумруд