В последние годы небесные украшения вновь стали появляться в коллекциях высокого ювелирного искусства. Только за последние несколько лет коллекция «Под звездами » от Van Cleef & Arpels, представленная в январе 2021 года, коллекция «Небеса » от Chaumet. На ум приходят и несколько произведений из коллекций «Остановка в Венеции» и «1932» Chanel, чудесно освещающие астральную тему. Среди независимых дизайнеров ювелирных изделий можно назвать коллекцию Astronomica Дженни Ди и коллекции Sirius или Mysterious Star Эли Топ . Нет сомнений в том, что звезды, луна, солнце и даже далекие галактики никогда не перестают питать воображение ювелиров, любящих воплощать в металле и драгоценных камнях загадочное звездное небо, которое нелегко приручить. Исходя из этих упоминаний, настало время для любителей космоса предложить краткую историю небесных украшений.
1. Комета Галлея
В 1705 году, в разгар научной революции, Эдмон Галлей – английский астроном и инженер – опубликовал работу, ставшую вехой в истории астрономии: « Краткий обзор астрономии комет» . Он изучал небо с 1670-х годов и увлекся звездами. После учебы в Королевском колледже Оксфорда он каталогизировал звезды южного полушария. Он также был ответственен за открытие созвездия Центавра в 1677 году, когда взялся за работу Птолемея и Иоганна Байера. В своей книге 1705 года он поставил под сомнение прохождение комет в 1456, 1531, 1607 и 1682 годах и выдвинул гипотезу, что это была одна и та же комета, которая появлялась на небе каждые 76 лет. Затем он предсказал ее возвращение в 1758 году, основываясь на своей теории эллиптической орбиты и расчетном времени завершения одного оборота вокруг Солнца. Галлей умер в 1742 году, и увы, его предсказания не подтвердились. Лишь в 1757 году Жером Жером Лефрансуа де Лаланд взялся за расчеты Галлея и скорректировал дату прохождения кометы. Исходя из возможных отклонений кометы из-за наличия планет, он объявил об задержке из-за Юпитера и Сатурна и уточнил прохождение кометы на начало 1759 г. Когда комета появилась в декабре 1758 г. с перигелием (Перигелий — точка траектории небесного объекта на гелиоцентрической орбите, ближайшей к Солнцу) 13 марта 1759 года, это был абсолютный триумф. Оно окончательно утвердило ньютоновскую механику. Это явление кометы позволило подтвердить расчеты Галлея, и комета была названа в его честь.
(1) Бюст Эдмонда Галлея в Королевской обсерватории в Гринвиче; (2) Комета Галлея в 1986 году; (3) Мемориальная доска в Вестминстерском аббатстве. Фото: Википедия
2. «Кольцо на небесном своде»
Поскольку страсть к звездам не ослабевала, между 1770 и 1780 годами появилось несколько особенных колец. Изготовленные из золота и серебра (платина тогда еще не была известна), покрытые эмалью королевского синего цвета, эти кольца украшали множество маленьких звездочек или маленьких звездочек. оправы круглой или звездообразной формы. Несомненно, именно Мария-Антуанетта популяризировала этот тип украшений после своей коронации на пост королевы Франции в мае 1774 года. Ей тогда было всего 18 лет, а ее муж был едва старше ее, когда они оба взошли на французский престол. Эти драгоценности можно рассматривать как закрепление астральной карты и как способ для людей обратиться к более мощной «силе» — небу. Действительно, королева начала носить украшения такого типа еще во время беременности, ведь своего первого ребенка: Марию-Терез Шарлотту из Франции, также известную как мадам Рояльи королева родила только спустя четыре года аосле замужества.
Кольцо из золота, лазурита и бриллиантов – фото: bijouxoccasion.com;
Кольцо Firmament из золота, серебра, эмали и бриллиантов, хранящееся в Музее искусств Уолтера Альберта в Балтиморе
Кольцо «Firmament» из золота, серебра, эмали и бриллиантов, хранящееся в Музее искусств Уолтера Альберта в Балтиморе
Картина Вертмюллера «Мария-Антуанетта» 1785 года в Национальном музее, Швеция;
Фрагмент картины, изображающий два родильных кольца, которые носила Мария-Антуанетта
Золотое, серебряное, бриллиантовое кольцо небосвода или родильное кольцо – фото : 1stdibs.com
Некоторые из этих колец имеют центральный камень посреди звездного неба, похожий на звезду, которая сияет ярче других. Это известно как родильное кольцо. Также стоит отметить, что некоторые из этих работ выполнены в стекле или лазурите, а не эмали.
3- 1835 г., возвращение кометы Галлея
Если в 1758 году мир не был по-настоящему готов к прохождению кометы, то в 1835 году ее ждали все. Не остались в стороне и ювелиры. С этого времени появились небольшие броши и даже кольца в честь прохождения кометы по небу. Чаще всего эти изделия изготавливаются из серебра и золота с множеством цветных камней, в том числе из стекла. Хотя большинство из них драгоценны, но далеко не все. Возможно, вы даже видели некоторые из них, не зная, что они связаны с Галлеем? Их довольно часто можно встретить на аукционах, так что следите за ними!
Набор брошей, посвященный комете Галлея. Гранаты, цитрины, розовый топаз, аметисты, жемчуг, рубины, сапфиры, бриллианты и стеклянная паста. Продана на Christie's в ноябре 2020 года за 5200 фунтов стерлингов. Фотографии: Christie's
4- Украшения, посвященные Полярной звезде (Викторианская эпоха и после )
Не только Полярная звезда, но и звезды, которые нашли свое место в ювелирном деле в середине 19 века. Для этого было несколько причин, но прежде всего важные археологические открытия, которые привели к повторному открытию забытых цивилизаций и возобновлению интереса к утраченным культурам, большинство из которых использовали небо как инструмент для определения местоположения. Спиритуалистическое движение также быстро развивалось в том же столетии.
В англосаксонских странах практика колдовства регулировалась Законами о колдовстве до середины 20 века. Это звучит невероятно, но это правда. За этим интересом к истории, духам, смерти или, по крайней мере, культу того, что исчезло, мы должны прежде всего поставить контекст эпохи, перевернутой с ног на голову промышленной революцией. Этот интерес к тому, чего больше нет, является формой устойчивости, потому что то, чего больше нет, не может измениться, и это обнадеживает. Поэтому ювелиры ухватились за это явление. На ум приходит портрет Сисси со звездными драгоценностями в волосах (Франц Ксавер Винтерхальтер, 1865). И поэтому мы видим драгоценности со звездами вообще или драгоценности с Полярной звездой или Стеллой Марис , этой полярной звездой, символом надежды и привязанности, которая дает Север и ориентирует тех, кто заблудился…
(1) Большое колье, трансформируемое в серебряную и золотую тиару, бриллианты, около 1870 года. Продано на Christie's в 2017 году за 317 000 фунтов стерлингов; (2) Брошь из серебра и золота, бриллиантов и опалов, около 1880 года. Фото: Кружевные украшения; (3) большая брошь из золота, бриллиантов и бирюзы, около 1880 года, проданная в Fellow's; (4) брошь из золота, бриллиантов и эмали, около 1870 года. Фото: FWC Jewellers
5. Полумесяцы (викторианская и более поздняя эпоха ).
Как и украшения со звездами, украшения в форме луны также были очень модны во второй половине XIX века. Причины этого более или менее те же, что и в предыдущем абзаце, посвященном звездным украшениям. Но в этом случае, помимо классической ассоциации между луной и женским символом, луна имеет более точное происхождение, связанное с повторным открытием греко-римской цивилизации. Возможно, вам не чуждо выражение «лунная триада», оно символизирует трех богинь вокруг Луны: Селена, Геката и Артемида по-гречески (Луна, Геката и Диана) символизируют соответственно полную луну, новую или черную луну и полумесяц. Конечно, в свое время они пользовались большим уважением, и даже сегодня движение Викка продолжает прославлять Гекату, богиню, которая обеспечивает связь между земным и невидимым. В Месопотамии жила Иштар, богиня войны, любви и жизни. Шумеры поклонялись Инанне, имевшей аналогичные атрибуты. Если вам интересно, вы найдете много текстов на эту тему. Уверяю вас, это совершенно увлекательно. Поэтому драгоценности, украшенные одной или несколькими лунами, являются очень символическими драгоценностями, обращенными к женственности. Этот мотив можно встретить на всех типах ювелирных изделий и часто украшают бриллиантами, бирюзой, различными драгоценными камнями, особенно опалами.
(1) Тиара из платины, бриллиантов и зеленых камней (изумрудов?), приписываемая Шоме, около 1910 года. Продана за 58 000 евро в Таджане в июле 2022 года; (2) Золотая лунная брошь и демантоидные гранаты. Русское произведение конца 19-начала 20 века. Фото: romanovrussia.com; (3) Кольцо из золота, мелкого жемчуга и стекла с гравировкой (возможно, брошь-трансформер), конец XIX века. Фото: Эрика Вайнер; (4) Золотая и серебряная брошь с бриллиантом, около 1870 г. Фото: Адин.
6- Покорение космоса (с 1950-х годов)
Хотя темы луны, звезд и кометы все еще регулярно использовались ювелирами в начале 20 века, только в конце 1950-х годов возобновился интерес к украшениям, вдохновленным небом. Но они должны были принять более пространственный поворот по очень простой причине: пришло время человеку покорить космос! И начинается он с успешного запуска «Спутника-1» 7 октября 1957 года ровно в 19:28. Тем самым СССР открыл то, что впоследствии будет названо космической эрой! Родились драгоценности «Спутник». Они всех типов и размеров инкрустированы многочисленными камнями, но также могут быть полностью золотыми. Бижутерия не осталась в стороне, и дизайнеры того времени подхватили эту тенденцию! Тем не менее, эти драгоценности также приобретают внешний вид других спутников, которые будут творить историю в космосе, таких как Луна-1, Сан-Марко-1 и даже Астерикс.
(1) Сапфировая брошь Cartier, конец 1950-х годов. Фото: Christie's; (2) Серьги H. Stern из золота и различных драгоценных камней, 1950-1960-е годы. Фото: 1stdibs; (3) Золотая брошь Cartier, 1960-е годы. Фото: Миллер; (4) Кольцо Х. Штерна из золота и перидота, 1950-1960-е гг. Фото: 1stdibs; (5) Серьги Cartier из золота, бриллиантов, рубинов и сапфиров, 1960-е годы. Фото: Christie's; (6) Брошь из золота, бриллиантов, рубинов и сапфиров, без подписи, конец 1950-х годов.
В 1958 году в гонку вступили американцы, запустившие «Эксплорер-1», и 29 июля того же года было официально создано НАСА. Следующие десять лет станут свидетелями битвы за контроль над космосом, в которой будут конкурировать в основном две страны: США и Советский Союз. Вскоре появились украшения, вдохновленные внешним видом Луны, поскольку с 1959 года и благодаря изображениям, предоставленным «Луной-3», мы начали больше узнавать об этом спутнике, который необходим для жизни на Земле. Одно из первых украшений, вдохновленное внешним видом поверхности Луны, датируется 1961 годом. Оно было изготовлено компанией Roy C. King Ltd.
Колье Moon Crater из золота, эмали и бриллиантов. Продано в 2017 году на аукционе Chritie's. Разработаны Роджером Кингом и изготовлены компанией Roy C. King Ltd для Garrard & Co. Браслет и серьги «Лунный кратер» были выставлены на «Международной выставке современного ювелирного искусства 1890-1961 годов» 1961 года в Голдсмитс-холле и Музее Виктории и Альберта. В том же году этот комплект занял первое место на конкурсе современных британских ювелирных украшений De Beers в Голдсмитс-холле. (1) и (2) Фотографии: Christie's; (3) Фото: Компания Goldsmith's
(1) Эта платиновая и бриллиантовая брошь «Ракетный корабль», конец 1950-х годов, была продана в магазине Lang Antiques. Нет никаких признаков, связывающих его с домом. Фото: langantiques.com. (2) Аналогичная брошь Картье также существует, конец 1950-х годов. Фото: Кристи
Кульминацией этой космической эры стал один из самых важных результатов миссии «Аполлон-11», когда 29 июля 1969 года Нил Армстронг и Базз Олдрин ступили на поверхность Луны. В тот день миллионы людей наблюдали в прямом эфире за этим событием, которое должно было ознаменовать историю космоса во всем мире. С этого момента и на протяжении большей части 1970-х годов среди дизайнеров процветали украшения, вдохновленные луной и этим событием. Но одним из самых необычных созданных объектов стала эта копия лунного модуля, вышедшая из мастерских Дома Картье.
Три экземпляра лунного модуля были изготовлены компанией Cartier по заказу Le Figaro и благодаря финансовым пожертвованиям читателей. Нил Армстронг подарил свою модель Музею авиации и космонавтики Армстронга в своем родном городе Вапаконета, но в 2017 году она была украдена. Картье приобрел ту, которая принадлежала Майклу Коллинзу, в 2003 году за 55 000 долларов. Фото: Аукцион RR
1970-е годы были богаты произведениями, напоминающими миссию «Аполлон-11», и иногда можно встретить изделия, принадлежащие Нилу Армстронгу, например, у специализированных дилеров или на аукционах. Дизайнеров также вдохновляла эта луна, которая с последующими исследовательскими миссиями стала менее загадочной, хотя с 1969 года на поверхность спутника не ступала нога человека. Одним из примеров является работа ювелира Тапио Вирккала, чьи работы широко известны и выставляются на выставках. в крупнейших музеях мира. Другой пример — чеканные золотые браслеты Джеки Кеннеди Онассис, напоминающие поверхность Луны, но в отношении которых Van Cleef & Arpels всегда говорили об этрусском влиянии.
(1) Брошь из золота, серебра и эмали, 1969 год, автор: Пьер и Жак Лейзен. Всего было изготовлено десять брошей. Фото: 1stdibs; (2) и (3) Брошь из золота и рубинов от Van Cleef & Arpels, бывшая коллекция Нила Армстронга, 1969 год. На фото 3 его жена носит это украшение для встречи с Елизаветой II. Фотографии: М.С. Рау; (4) Кулон «Луна» из золота и рубинов от Van Cleef & Arpels. Фото: Vogue; (5) и (6) Золотые серьги, изготовленные Илиасом Лалаунисом для Джеки Кеннеди Онассис в начале 1970-х годов. На фото 6 их носит Джеки Кеннеди Онассис. Фотографии: Сотбис
7. Астрологические украшения (1970 г. и позже)
Невозможно говорить о небесных украшениях, не упомянув украшения, изображающие знаки Зодиака. Хотя мы знаем несколько примеров до Второй мировой войны, эта тенденция действительно укрепилась в конце 1960-х и в 1970-х годах. Хотя астрология практиковалась на протяжении тысячелетий и была даже опорой исчезнувших ныне цивилизаций, привлекательность и масштабное развитие гороскопов появились после Великой депрессии 1930-х годов. История помнит публикацию в 1930 году натальной карты принцессы Маргарет в газете «Санди экспресс», вызвавшую повальное увлечение и популярность, которую никогда не отрицали. В какой газете сегодня нет рубрики «Гороскоп»? Цифры говорят сами за себя: по оценкам, во Франции почти 40% населения более или менее регулярно читают свой гороскоп и что более 90% французов знают свой астрологический знак. Ювелирное искусство не могло не заметить эту тенденцию.
(1) Браслет «Зодиак» из желтого, белого золота и рубинов, около 1970 года, Cartier; (2) Брошь «Водолей» из золота, платины, бриллиантов и изумрудов, середина 20 века, Дэвид Уэбб; (3) Подвеска «Дева» из желтого золота, платины и бриллиантов, 1970-е годы, Дэвид Уэбб; (4) Подвеска «Весы» из желтого золота, середина 20-го века, Tiffany & Co. Фото: 1stdibs
8- Что насчет сегодняшнего дня?
Честно говоря, мы еще не в последний раз видели звезды, луны, солнца и кометы в ювелирных изделиях. Небо — бесконечный источник вдохновения для дизайнеров, и ювелирные дома не замедлили предложить целые коллекции, посвященные небесной теме, о чем я упоминал во введении к этой статье. Одним из примеров является коллекция Les galaxies de Cartier, в которой изображены планеты — мотив, который до недавних лет редко использовался в ювелирных изделиях. И часовое искусство не должно отставать. Еще в 1925 году Дом Картье разработал часы «Небо».
(1) Браслет «Lumières de la terre» от Cartier из золота, бриллиантов, сапфиров и огненных опалов. Фото: Картье; (2) Кольцо Galileo от Van Cleef & Arpels, золото, бриллианты, сапфиры, рубины и риолит. Фото: Van Cleef & Arpels; (3) Часы «Звезды Тремблига» из золота, кварца с включениями, горного хрусталя, бриллиантов и кварцита с включениями пирита. Фото: Картье; (4) Часы Astronomia от Jacob & Co. Фото: Jacob & Co.; (5) Часы Lady Arpels Planetarium. фото: Ван Клиф и Арпельс