Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

«Крест Жанетты»

21 июля 2025
Редакция

В 2023 году Dolce & Gabbana отправились в ювелирное паломничество по сердцу Италии, представив коллекцию высокого ювелирно искусства «Alta Gioielleria»,  в которой они превратили саму душу итальянской провинции в ослепительные драгоценности, воспевая богатую культуру и традиции сельской местности. Правда, среди этого великолепия затесался один крестик, чьи формы почему-то напомнили нам скорее французские пейзажи, нежели итальянские просторы. Ну, с кем не бывает!

Dolce & Gabbana, 2023. Изображение Массимо Бьянки.

«Крест Жанетты»

Во Франции, начиная с XVIII века, зародилась трогательная традиция: юные крестьянки, нанимаясь на год, на свою первую зарплату приобретали скромный крестик, чаще всего в день Святого Иоанна – традиционный день найма. Так и появилось нежное название "Крест Жанетты". Это украшение также становилось символом перехода от беззаботного детства к взрослой, трудовой жизни.

«Крест Жанетты», Виктор Пуассан, около 1860 г. Фотография предоставлена Музеем Виктории и Альберта, Лондон

"Крест Жанетты" был широко распространён в сельских уголках Франции: от Савойи и Бретани до Нормандии, Лотарингии, Эльзаса и Прованса… Сердцевина креста – центральный ромб – украшалась гравировкой с наивными цветами или крошечными голубями. Эти крестики, доступные по цене, обычно изготавливались из серебра, полого штампованного золота или, реже, из позолоченной стали. Савойские мастера, в отличие от других, предпочитали делать кресты из цельного золота или серебра, а перекладины их изделий изящно сужались к концам.

Существуют два основных типа "Крестов Жанетты", различающихся формой окончаний перекладин: с овальными или ромбовидными концами. И те, и другие почти всегда увенчаны заостренными шаровидными или яйцевидными наконечниками, хотя иногда встречаются и ромбовидные.

Некоторые "Кресты Жанетты" гладкие с обеих сторон, другие же имеют гранёную отделку с одной стороны, словно крест грубо обтёсан теслом. Возможно, эта блестящая сторона предназначалась для особых случаев – воскресных дней и праздников, а менее блестящая – для посещения церкви. Вариаций центрального квадрата или круга существует великое множество, но самым популярным остаётся мотив с цветком, причём рисунок на обратной стороне часто отличается. "Кресты Жанетты" носили представители всех сословий с 1783 года, но затем их носили только женщины в сельской местности. После 1872 года на короткое время мода на эти крестики вернулась и в городскую среду, но вскоре угасла, и "Крест Жанетты" вновь стал украшением сельских жительниц.

Существует несколько версий происхождения названия "Крест Жанетты".

 

Одна из них связывает его с пьесой "Жером Пуантю", где актриса Биссон играла служанку Жанетту при старом прокуроре Жероме. В её сценическом образе был небольшой золотой крестик на чёрной бархатной ленте. Этот образ мгновенно завоевал сердца публики, и "Крест Жанетты" стал невероятно популярным среди всех слоёв общества.

"Кресты Жанетты" часто носили с застёжкой в форме сердца, через которую продевалась лента, позволяя регулировать высоту расположения крестика. После сокрушительного поражения французского флота под командованием Франсуа Жозефа Поля де Грасса в 1782 году, язвительно утверждали, что крестики, которые некоторые женщины носили без застёжек, были "грассскими", то есть бессердечными. Журнал "Корсар" в 1826 году сообщал, что в этом году в моде "Кресты Жанетты", "но очень большие". "Иллюстрированный французский словарь слов и вещей" в 1889 году определял "Крест Жанетты" как "золотой крест, который дамы носили на шее на бархатной ленте: нормандские крестьянки до сих пор носят Жанетты, завязанные очень короткой лентой". А "Всемирный словарь наук, литературы и искусств" в 1896 году называл "Жанетту" "золотым крестом, иногда увенчанным сердцем, который крестьянки носят на бархатной ленте, и который некоторое время назад носили дамы, подражая им". Заметно различие между городскими "дамами" и женщинами из сельской местности. Мода на ношение региональных украшений среди городских дам, возродившаяся около 1872 года с Международной выставкой в Лондоне, постепенно сошла на нет к 1889 году. Многие из этих так называемых "региональных" украшений производились исключительно для удовлетворения спроса, для продажи туристам, а не для местной клиентуры. Сегодня практически невозможно отличить эти более поздние украшения от подлинных региональных.

Ранее по теме: Dolce & Gabbana представил новую коллекцию высокого ювелирного искусства 2023

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом