Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Древнегреческие статуи из золота и слоновой кости:

16 августа 2022
Древности нашей ойкумены

Из Древней Греции до нас дошли мраморные и бронзовые статуи, да еще и в подавляющем большинстве - через копии римского времени. Однако древнегреческие скульпторы имели большой арсенал техник и материалов для создания статуй, и мрамор с бронзой совершенно не исчерпывали его.

Дорогой и, как говорится, богатой была хрисоэлефантинная техника. По названию - χρυσός/золото и ελεφάντινος/слоновая кость (род.п.) - становится ясно, какие материалы использовались в этой технике. Основой статуи обычно становился деревянный болван, который оклеивали пластинками из слоновой кости там, где должны были быть открытые части человеческого тела.

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Волосы, украшения, головные уборы, одежда, оружие и прочие атрибуты - все это изготавливалось из золота.

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Самые известные в античном мире хрисоэлефантинные статуи - это работы Фидия Зевс из Олимпии и Афина Парфенос из Парфенона Афин.

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Увы, ни Зевс, ни Афина до нас не дошли, но о них много упоминаний в античной литературе. Об Афине интересную вещь сообщает Плутарх (Перикл. 31):

"Скульптор Фидий, взялся, как говорят, соорудить знаменитую статую; он был другом Перикла и пользовался у него наибольшим влиянием, поэтому у него были враги, причем одни завидовали ему из личных соображений, а другие хотели на нем произвести опыт, - каким окажется народ, когда ему придется судить Перикла.

Они склонили на свою сторону Менона, одного из сотрудников Фидия, и убедили его сесть на агоре как молящего у алтаря (двенадцати) богов; он просил предоставить ему право выступить безнаказанно с заявлением о преступлении, совершенном Фидием. Народ удовлетворил просьбу Менона.

Однако хищения не обнаружили: Фидий, по совету Перикла, уже заранее так приладил золотую одежду к статуе, что вполне можно было снять ее и проверить ее вес, что Перикл и предложил сделать судьям".

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Судя по описаниям, например, у Павсания (V. 11, 1-2), Зевс представлял собой что-то типа римского Юпитера из Эрмитажа.

"Бог сидит на троне; его фигура сделана из золота и слоновой кости; на его голове венок как будто бы из ветки маслины. В правой руке он держит Нику (Победу), тоже сделанную из золота и слоновой кости; у нее повязка и венок на голове. В левой руке бога скипетр, изящно расцвеченный различными металлами, а птица, сидящая на скипетре, — это орел. Из золота же у бога его обувь и плащ; на этом плаще изображены животные, а из цветов — полевые лилии. Трон украшен золотом, драгоценными камнями, эбеновым (черным) деревом и слоновой костью".

Статуя Юпитера. Государственный Эрмитаж

Статуя Юпитера. Государственный Эрмитаж

Кстати, на территории Олимпии статуй Зевса было несколько. Хрисоэлефантинным был только тот Зевс, что был установлен в храме Зевса Олимпийского.

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Павсаний же сообщает интересные сведения о том, как храмовые служки ухаживали за статуями из слоновой кости и золота (V. 11, 10-11):

"Пол перед статуей [Зевса] выстлан не белым, а черным мрамором. Это черное пространство окаймляет несколько приподнятая полоса из паросского мрамора, чтобы задерживать сливающееся сюда масло. Масло очень полезно для статуи в Олимпии: это масло служит средством предохранить слоновую кость от той порчи, которую может принести болотистый воздух Альтиса.

На афинском же Акрополе для статуи Афины, так называемой Парфенос (Девы), полезно не масло, а вода: вследствие высокого расположения Акрополя воздух там сухой, и статуя, сделанная из слоновой кости, требует воды и испарений от воды.

В Эпидавре же на мой вопрос, почему на статую Асклепия не льют ни воды, ни масла, служители храма сказали мне, что статуя бога и его трон сооружены над колодцем".

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Сохранились фрагменты хрисоэлефантинных статуй богов архаического и раннеклассического времени. Их всего несколько десятков, и самые известные из них - это боги Дельф. В том числе весьма женственный - по традиции изображения - Аполлон.

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

В эллинистическое время македонский царь Филипп II, отец Александра, заказал афинскому скульптору Леохару статуи - внимание! - людей, а не богов, как это было принято в классической Греции. А именно - членов Македонской династии, изображения которых были установлены в Филиппейоне в Олимпии. Об этом тоже рассказывает Павсаний (V. 20, 9):

... круглое здание, называемое Филиппейон; на верхушке Филиппейона медная маковка связывает балки. Это здание стоит налево от выхода из Пританея и сделано из обожженного кирпича; вокруг него стоят колонны. Оно было выстроено в честь Филиппа, когда после битвы при Херонее погибла Эллада. В нем стоят статуи Филиппа и Александра, а с ними и статуя Аминты, отца Филиппа. Это тоже творения Леохара, из слоновой кости и золота, так же как и статуи Олимпиады и Эвридики.

Древнегреческие статуи из золота и слоновой кости: хрисоэлефантинная техника создания скульптур

Но, к сожалению, они тоже не сохранились. Однако можно представить, какое впечатление оставляли в памяти зрителя хрисоэлефантинные статуи - с мягким, молочным цветом "кожи" открытых частей "тела" и мерцавшими в свете огня светильников храма или сверкавшими в луче солнца золотыми украшениями.

Источник: Древности нашей ойкумены
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом