Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Богат, как Крёз, или первые золотые монеты человечества

31 августа
goodhobby.ru

 

Знакомясь с обширной темой нумизматики архаического периода, поймал себя на мысли, что блеск свежего оттиска на слитке драгоценного металла и быстрое распространение подобных слитков (уже монет) сначала в Северо-Восточном, а потом и во всём Средиземноморье, вызывает ассоциации с блеском первого луча солнца из-за серых гор или туч и разлив его золотистого сияния над всем миром. Ведь и для жителей греческих городов побережья Эгейского моря (признанных распространителей идеи монетной формы денег) блеск первых денег-монет вспыхнул там же, откуда приходит и первый солнечный луч – на Востоке, где располагалось Лидийское царство.

Царством правил, конечно, царь. И равным ему были только другие цари: в животном царстве ЛЕВ, царстве светил СОЛНЦЕ, в царстве элементов ЗОЛОТО. Не вдаваясь глубоко в тонкости мировоззрения древних народов, сразу констатирую, что все царские эманации объединились при лидийском царском дворе и появилась там монета. На кусочке золотого сплава электра – отчеканили голову льва с проблеском солнца над ней. Электровая (или золотая) монета проявляется как продукт царской харизмы и через следующее наблюдение учёных-нумизматов. Традиционно считается, что монета появилась в конце VII в. до н.э. для обслуживания торговли, коммерческих операций, чтобы избавить торговцев от трудо- и время-ёмкого процесса взвешивания слитков денежного металла, в описываемое время электра. Но простой экономический подсчёт показывает, что ценность даже самого мелкого слитка (до появления на нём печати или уже с ней) значительно превышает стоимость лепёшки хлеба и других продуктов повседневного питания.

Первые монеты не были найдены при археологических исследованиях рынка в г. Сарды, столице Лидийского царства. Изучение кладов показывает, что и в международной торговле ранние лидийские монеты не принимали заметного участия. За пределами западной Анатолии нет комплексов где бы электр с головой льва и солнечным проблеском составлял бы экономически значимый процент. То есть самые древние монеты никак не проявляли себя в обычной финансовой жизни древнего общества, тогда как электровые слитки обращались на рынках региона, принимались к оплате в Лидии, Карии, Ионии, Фригии. Так для чего же на них появился оттиск с описанным выше изображением?

Среди разных версий ответа на этот вопрос мне импонирует одна. Чеканка этих монет связывают с именем царя Алиатта (отец Креза), правившего несколько десятилетий в VII в. до н.э.. Вероятно, он или его придворные финансисты сообразили, что если контролировать обращение на рынке электровых слитков, то можно собрать значительное богатство. Сделать это можно было путём явного разделения санкционированных к обороту слитков и не прошедших через утверждение. Слитками с наложенной царской печатью, в виде оскаленного льва и солнца над ним, расплачивались с придворными чинами и служащими, с наёмными солдатами, их использовали для благочестивых и донаторских целей в храмах, принимали при уплате налогов.

Маркированные слитки могли использоваться в виде подарка при заключении договоров, дара гостеприимства (в древности был обычай одаривать гостя деньгами), при исполнении свадебных обрядов во дворце. То есть материальное благодеяние, что истекало из Дворца, которое являлось плодом царской инициативы или разрешения, несло на себе печать этого царя. Другие аналогичные артефакты, но не прошедшие «обряд посвящения» особой силы не имели. Кроме этого, царские денежные знаки имели твердо установленный вес и, помимо высочайшего утверждения, были удобны в практическом применении. Слиток драгоценного металла с отчеканенным на нём штампом-печатью начал исполнять роль денег несколько позже в коммерческой среде греческих городов, когда ценность подавляющего большинства денежных знаков была существенно снижена при переходе на выпуск монет из серебра и, в значительно меньшем количестве, из золота. 

Чеканка монет из электра и серебра в городах Малой Азии (Милет, Смирна, Фокея, Эфес и других), а так же в Карфагене, Сиракузах, у кельтов и фрако-македонских племён ясно отражают процесс становления монеты, как важнейшего атрибута коммерческой деятельности. То есть, более демократичные греки десакратизировали лидийское царское изобретение, сделав его достоянием масс.

Номинал монет, о которых рассказывается в этом очерке, трите. Основной тип описывается просто:

Аверс: обращённая вправо голова льва с открытой пастью, над переносицей маленькая звездочка – Солнце.

Реверс: два вдавленных квадрата с неровными боковыми сторонами и бугристым дном.

Тип имеет две основные разновидности и несколько вариантов.

Изображение льва на одной разновидности выполнено грубее, передано меньше деталей, рельеф уплощён по сравнению со второй. Солнечный проблеск (вспышка, sunburst) выполненный в виде фигурной шишки не похож на звезду. "Вспышка" на второй выполнена в виде крупной точки с короткими расходящимися лучами. Г

рива выполнена уголками вверх, тогда как на второй разновидности – уголки направлены вниз (одно из главных отличий). 

По этим признакам выстраивается и последовательность эмиссий. Исследователями считается, что первая разновидность выпускалась раньше второй, когда стиль и иконография изображения ещё не выработались. Встречаются эти монеты реже.

Вторая же разновидность чеканилась по времени дольше, поэтому монеты встречаются чаще. Место эмиссии – Сарды

Искусствоведческий анализ головы льва с трите, сравнение с рисунками  и скульптурными изображениями обозначили влияние на мастеров-граверов штемпелей хеттского и, даже, ассирийского искусства.

Что бы заинтересованному читателю или обладателю таких монет удобнее было искать их в Интернете, приведу ссылки на них в основных каталогах по архаичным монетам:

Первый тип: Weidauer 59-75 (Type 15); Mitchiner 9-11 (Group C); SNG München Plate 1, 2; SNG Lockett 2976; Rosen 653; Babelon Traité 4; BMC Lydia 2.

Второй тип: Sear Greek 3398; Weidauer 86-89 (Type 16); Mitchiner 14-19 (Group D); SNG Cop. 449; SNG Kayhan 1013; SNG Fitz. 4836; SNG Lockett 2977; SNG Hart 1005; SNG Berry 1135; SNG Delepierre 2787-2790; SNG Tübingen 3648; SNG von Aulock 8205; SNG München Plate 1, 1; Dewing 2421-2423; Winterthur 3672-3673; Rosen 655-656; Boston MFA 1763-1765; Babelon Traité 6; BMC Lydia 7.

 Существует две разновидности трите, где перед мордой рыкающего льва есть вертикально расположенные надписи. Попытки прочитать первую легенду пока не увенчались успехом. Неясно даже с какой стороны она читается. В ней видели имя Алиатта, титул «Царь», «лев», имя местного губернатора, монетного магистрата, частного торговца, название монетного двора, реки или одного из анатолийских божеств. На данный момент имя царя Алиатта считается наиболее признанной версией. Среди монет этой разновидности есть и редчайшие с изображением льва обращенного мордой влево.

Вторая надпись, так же не разгадана.  В ней видели имена царей Gyges, Ardys, Sadyattes, придворный чин, или имя жены царя Алиатта, игравшую важную роль при дворе. Но поштемпельное изучение оборотных сторон, где грубые оттиски неровных квадратных прутов, показало, что монеты с легендой второго типа чеканены позже монет с первой легендой, поэтому она не может обозначать кого-либо из предшественников Алиатта. Наиболее предпочтительным считается имя его жены, или же другого члена царской семьи.  

  Понимание «солнечного проблеска» пришло также не сразу. Нарост на лбу льва считали бородавкой, локоном гривы, лапой с когтем, протуберанцем, кометой и т.п. Рассматривали всю композицию как разнофокусную: голова льва ближе к зрителю, а солнце встает за ней значительно дальше. Изучение скульптурных и других изобразительных памятников  подтвердило, что светило все-таки Солнце и расположено на морде животного символизируя его божественную, светоносную ипостась. Количество лучей в «солнечной вспышке» колеблется от трёх до семи, но на большинстве монет их пять. Есть предположение, что солнечный лев (Лев-и-Солнце) связан с хетто-вавилонским богом солнца, бури и войны Сандон-Шамаш. Последнего греки отождествляли со своим Гераклом, от которого выводилась лидийская династия Мермнадов. К ней и принадлежали цари Алиатт  и Крез.

Кроме трите в музейных и частных собраниях есть монеты (с изображением «лидийского льва») и других номиналов. Гекты (1\6 статера) и гемигекты (1\12 статера) не относятся к разряду редких монет, но, всё же, встречаются реже, чем трите. Интересными являются более мелкие номиналы в 1\14, 1\48 и 1\96 статера.

Зачастую на них изображена не голова льва, а отпечаток его лапы. Но встречаются они ещё реже, поскольку обращались (значит и терялись) они больше чем крупные номиналы, в клады же попадали в меньшем количестве. Вопрос о выпуске в Лидии статеров (а не только кратных номиналов) до сих пор не закрыт. Известные монеты с изображением не только головы, но и всей передней части льва, большинство исследователей лидийскими не считает.

Как выше не раз упоминалось, чеканены Лидийские трите (и их фракции) из сплава золота и серебра – электра. Изначально считалось, что это был природный электр, находимый в пойме реки Пактолос, смывавшей с горного массива Тмолос (совр. Боздаг) насыщенные металлом кварцевые пески. Но естественнонаучные исследования показали, что в металле монет процент серебра и меди выше, чем в природных слитках. Электр западно-анатолийского происхождения содержит золота 70-90 %%, тогда как в монетах его от 50 до 60 %% с пиком около 54%. То есть лидийские мастера-монетчики добавляли в электр более дешёвые серебро и медь. С какой целью это делалось?

Существуют две версии:

1. подобные лигатурные добавки делают монету более устойчивой к истиранию и ударам;

2. царь, государство, таким способом получало от эмиссии больший доход, пуская в обращение монеты с меньшим содержанием золота (но твёрдым весом) чем в природных слитках, поступавших для передела в монету.

Но, ни одна из версий не имеет полноценной доказательной базы. Примечательно, что лидийские мастера уже могли контролировать содержание примесей в тугоплавком золоте поднимая или опуская его пробу. При сыне Алиатта, – Крезе,– статера выпускались из чистого золота, содержанием не менее 95 %. Но им будет посвящен другой обзор. Так же как и надчеканкам, которые мы находим и на трите, и на других древних малоазийских монетах. Ксчтати, Сарды нетрудно посетить - они находятся на западе Турции, восточнее г. Измир.

 

Литература.

Cahill N., Kroll J., New Archaic Coin Finds at Sardis// American Journal of Archaeology, Vol. 109, No. 4. October 2005

Cowell M., Hyne K., Meeks N., P. Craddock P. Analyses of the Lydian Electrum, Gold and Silver Coinages,// Metallurgy in Numismatics Vol. 4 (1998)

Head B. Historia Numorum: A Manual of Greek Numismatics, Clarendon Press, Oxford, 1911

Howgego C. Why Did Ancient States Strike Coins?// Numismatic Chronicle 150. 1990

Mitchiner M.  Ancient Trade and Early Coinage, Hawkins Publications, London, 2004

Weidauer L. Problemeder frühen Elektronprägung, Office du Livre, Fribourg, 1975

Лаптева М.Ю. У истоков древнегреческой цивилизации. Иония XI—VI  вв. до н.э. СПб., 2009

Никулина Н.М. Искусство Ионии и Ахеменидского Ирана. М., 1994

 

 

 

 

Источник: goodhobby.ru
Читайте также