Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Главный эксперт Гохрана России об уникальном проекте «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России»

29 марта
Татьяна Самойлова

Вероника Юрьевна Волдаева,
фото предоставлено пресс-службой Гохрана России

Когда речь заходит об авторском ювелирном искусстве, то как бы ни называли профессию: художник-ювелир, дизайнер или просто ювелир, перед нами прежде всего художник, создающий уникальные произведения, которые учат зрителя видеть в изделии не просто украшение, говорящее о достатке обладателя, но и о том, что оно может выступать арт-объектом, несущим более глубокий смысл, чем стоимость драгоценных материалов, используемых мастером. Проходящая в Государственном историческом музее выставка «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России», главной частью которой являются работы победителей конкурса «Россия. XXI век» представляет ювелирное искусство России как цельное национальное художественное явление во всем его многообразии.  Мы встретились с главным экспертом Гохрана России, Заслуженным работником культуры России, кандидатом искусствоведения, куратором выставки Вероникой Юрьевной Волдаевой, чтобы узнать подробности того, как задумывалось и создавалось это масштабное мероприятие.

— Государственный исторический музей сообщил, что работа выставки «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России» будет продлена до 04 июля 2022 года. Мы помним, как на одну неделю продлевали выставки картин известнейших художников Ивана Айвазовского и Валентина Серова. Но чтобы выставку ювелирного, в том числе современного искусства, продлили на два месяца — это случай беспрецедентный. Расскажите, пожалуйста, о художественной программе мероприятия, вызвавшего столь широкий резонанс.

 — Не будет преувеличением сказать, что Гохран России совместно с Государственным историческим музеем представили уникальный проект. Впервые в истории современной России художникам-ювелирам предоставлена возможность продемонстрировать свои произведения в течение пяти месяцев в залах главного музея страны. Для того чтобы понять художественные процессы, происходящие сегодня, важно разобраться в том, как осуществлялось развитие, — в нашем случае ювелирного дела — в прежние времена. Поэтому современный раздел выставки является частью исторической экспозиции, в которой представлены работы известных российских ювелиров XIX века — Сазикова, Морозова, Хлебникова, Овчинникова, Фаберже… Имена, известные во всем мире — представители «ювелирной академии» России, принесшие ей мировую славу. Сегодня широко известно творчество Карла Фаберже, немногим менее известно искусство Ювелирного дома «Сазиков». А ведь Игнатий Сазиков был первым русским ювелиром, кто получил в 1851 году гран-при Первой всемирной выставки в Лондоне, на которой было представлено двенадцать тысяч экспонентов со всего мира, первым из русских ювелиров удостоен высшей награды Франции Ордена Почетного легиона в 1867 году. В коллекции Гохрана хранится более 400 предметов Ювелирного дома «Сазиков» и некоторые из них впервые представлены на нашей выставке «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России». Отмечу, что большая часть работ из исторической части экспозиции прежде никогда не экспонировалась.

На выставке показаны не только ювелирные предметы — зритель имеет возможность увидеть работы нескольких школ камнерезов: объемная полихромная скульптура екатеринбуржцев, где художник не просто выполняет в камне сказочный или исторический персонаж, он создает выразительный образ. Эти произведения соседствуют с лаконичными, графичными, зачастую монохромными работами художников-камнерезов петербургской школы. Помимо этого на выставке демонстрируются предметы часового, оружейного, медальерного искусства, авторские работы мастеров-огранщиков. Выставку сопровождают образовательные мероприятия, предназначенные для широкой аудитории: лекции ведущих искусствоведов, цикл встреч с авторами, работы которых представлены в экспозиции выставки. Другими словами, нам удалось выстроить эффективный проект по продвижению и популяризации авторского искусства, выставочные работы которого — предмет поиска новых форм, идей, концепций художников, инновационных материалов и технологий.

Приятно отметить, что зал музея все дни работы выставки наполнен многочисленными зрителями, среди которых и обычные любители этого вида искусства, и профессионалы — художники-ювелиры, студенты, учащиеся художественных институтов и колледжей, искусствоведы, дизайнеры ювелирных предприятий не только Москвы, но и других городов нашей страны. Для них нашими специалистами была разработана, логически продуманная и грамотно выстроенная экспозиция, в которой отечественное ювелирное дело предстало перед зрителем во всем разнообразии художественных тенденций и авторских манер. Для каждого художника важно и ценно, что их работы демонстрируются в профессиональных музейных пространствах, а не только на выставках-продажах. 

— Расскажите, пожалуйста, как происходил отбор работ для экспозиции предметов современного ювелирного искусства?

— Основу этой экспозиции составляют работы лауреатов конкурса ювелирного искусства «Россия. XXI век», который проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Дополняют ее работы победителей прежних конкурсов Гохрана — художников-ювелиров, составляющих славу нашей страны в современном мире. Назову лишь несколько имен: Ильгиз Фазулзянов, Алексей Донцов, Эдуард Никитин… Важной особенностью конкурса является его панорамный охват: номинации включают все разновидности  ювелирного дела в разных формах его проявления.

Мы очень строго подошли к выбору состава жюри, в него входят не просто серьезные профессионалы — это специалисты высочайшей квалификации, болеющие душой за развитие ювелирного искусства. Жюри отслеживало оригинальность дизайнерского мышления, техническое мастерство — то, что прежде называлось «чистота отделки», новизну решения задачи и умение работать с традиционными и нетрадиционными материалами. Отрадно видеть, что художники уделяют все большее внимание разработке новых форм, представляют свежие творческие идеи и новые выразительные средства.

Члены жюри проделали титаническую работу, ведь заявки подали 500 авторов, многие из которых представили по три изделия. Конкурс проходил в три этапа: на первом отбор совершался по представленным фотографиям изделий. В Положении о конкурсе указано, что заявитель должен представить не более трех изображений изделий с «лицевой» и «изнаночной» стороны. Каждый из членов жюри заполнял бюллетень, и далее счетная комиссия выявляла тех, кто прошел во второй тур конкурса. Члены жюри на втором этапе оценивали непосредственно сами изделия. Третий этап — объявление победителей. Для того чтобы посетители выставки могли составить полное представление о происходящих сегодня процессах в ювелирном деле, тенденциях и особенностях творческой манеры художников-ювелиров, мы предложили участникам представить в экспозиции не только свои конкурсные изделия, но и знаковые работы, которые способны показать широкий спектр возможностей автора. Таким образом, нам удалось составить повествование о современном ювелирном искусстве, как созвучном традиционным представлениям, так и отвечающим современным художественным тенденциям.

 —С чем связано появление конкурсной номинации для массовых коллекций?

— На выставке представлены предметы в различных ценовых категориях. Номинация «Оригинальность идеи в работах серийного производства» призвана побудить дизайнеров-ювелиров к экспериментам, новым поискам. Очень хочется, чтобы те, кто создает работы в невысоком стоимостном выражении, представляли интересные, запоминающиеся предметы. Ведь украшение — самый яркий и точный акцент в создании образа и оно должно звучать современно. Именно эти стремления мы стараемся поощрить в участниках конкурса.

— В Положении о конкурсе одна из заявленных целей — открытие новых имен в национальной ювелирной отрасли. Кто из конкурсантов этого года стал «открытием»? Чем запомнились членам жюри их работы?

— Хочу отметить, что на выставке представлено не только наше «ювелирное прошлое» и настоящее — но и будущее. На следующем конкурсе мы предполагаем ввести номинацию для начинающих ювелиров, которые представят на суд жюри свои дебютные работы. Воспитание будущего поколения — важнейшая часть нашей работы. От того, какой опыт они приобретут от мастеров, работающих сегодня, во многом зависит то, какую роль будет играть ювелирное искусство России на мировой арене. Среди работ, присланных на конкурс, хочу отметить изделия выпускницы Арктического государственного института культуры и искусств Варвары Соловьевой. Она представила на суд жюри набор предметов – курительную трубку, огниво, очки, которыми пользовались якуты в недавнем прошлом. Варвара провела серьезную исследовательскую деятельность, использовала технологию инкрустации оловом. Впечатляющая работа.

 

В заключении хочется сказать, что выставка «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России», не только демонстрирует сохранение традиций в ювелирном искусстве России, но и представляет современные ювелирные тенденции, знакомит посетителей Государственного исторического музея в юбилейный его год с прекрасными работами мастеров нашей многонациональной страны, говорящими на одном языке — на языке творчества. Нам удалось объединить в экспозиции не только художественные произведения разных веков, но и вписать в ювелирную летопись России новые имена, а это дорогого стоит.

О победителях государственного конкурса ювелирного искусства «Россия. XXI век» читайте здесь

Беседовала Татьяна Самойлова

Источник: Журнал "Русский Ювелир"
Читайте также