22 июня в Музее янтаря прошла всероссийская научная конференцию «Влияние национальных культур на развитие современного ювелирного и камнерезного искусства».
На ней выступили с докладами эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Калининграда – сотрудники федеральных музеев и крупных вузов страны, а также эксперты в области ювелирного дизайна. Перед началом работы конференции Директор Калининградского областного музея янтаря Светлана Александровна Загребина поприветствовала всех собравшихся на этом форуме пожелала участникам интенсивной работы и дальнейших творческих достижений.
Светлана Александровна Загребина. Фото предоставлено Музеем янтаря
Открыла конференцию Татьяна Юрьевна Суворова, Заместитель директора Калининградского областного музея янтаря по научной работе и модератор конференции. В своем вступительном слове она сказала:
«Наша конференция была посвящена теме «Влияние национальных культур на развитие современного ювелирного и камнерезного искусства». Она возникла как реакция на ту часть текущих политических событий, в которой заявлялось об отмене русской культуры. А если пролистать страницы истории и погрузиться в глубь десятилетий, веков, то можно вспомнить о подобных репрессиях на культуру других народов и разного статуса национальных сообществ. Из событий XX века можно вспомнить, например, об уничтожении так называемого дегенеративного искусства, о кострах из книг и пр.
Мы нашей конференцией заявляем о том, что культуры всех народов равноправны, важны, интересны. Думаю, что сборник материалов конференции, который музей предполагает издавать, откроет заинтересованному читателю много новой информации о направлениях взаимодействия традиционного искусства и культуры разных регионов земного шара с современностью».
Татьяна Юрьевна Суворова, Заместитель директора Калининградского областного музея янтаря по научной работе. Фото предоставлено Музеем янтаря
Представляем вам краткий обзор некоторых выступлений.
В докладе "Украшения как историко-культурный феномен- магия, статус, фантазия" Натальи Владимировны Шамардиной речь шла об украшениях эпохи палеолита. Они отражали разнообразие окружающего мира и включали кости и зубы животных, листья, перья, цветы, ракушки и ягоды. Как отметила спикер, для древних людей в украшениях содержалась магическая составляющая, они зачастую служили амулетами и талисманами. Например, хамса – распространенный ближневосточный защитный амулет в форме открытой ладони. Считается, что талисман защищает от сглаза и порчи.
Cтатусные различия, которые первобытные народы отражали на своем теле, цивилизованные народы демонстрировали через одежду и украшения. По ним можно было определить социальное положение человека, его возраст и т.д.
В конце своего доклада Н.В. Шамардина поделилась своим мнением на тему украшений как историко-культурного феномена: «Магическая эпоха дает представления о человеке, который чувствует связь с окружающим миром и может сам воздействовать, ощущать возможность изменить что-то в этом мире исключительно исходя из своего внутреннего магического потенциала».
Мария Геннадьевна Круглова в докладе «Эволюция статуса ювелирных украшений в истории культуры и их роль в межкультурных взаимодействиях» рассказала про предназначение и развитие материалов в культуре различных народов. Геометрические формы в украшениях несут особый посыл. Так, мотив круга, символизирующий ограду, встречается у славянских народов (например, спиралевидные серьги), а также у народов Тибета. Форма спирали, образующая знаменитое золотое сечение, в ювелирном искусстве использовалась с древнейших времен. Пересечение двух кругов мы встречаем у художников Ренессанса.
В ювелирном искусстве функции божественного носителя света выполняют золото и серебро. Среди функций украшений эксперт перечислила охранный, сохранный, эстетический и социальный мотивы.
Рассуждая о современном искусстве, спикер добавила: «Если говорить о развитии российского авторского ювелирного искусства в XXI веке, то оно связано с возрастающей мобильностью, информационной оснащенностью, в частности, связанной с нейросетями, которые начинают активно использоваться в создании ювелирных изделий. С другой стороны, нейросеть опирается на локальные исторические традиции этносов и дает базу для новых экспериментальных произведений».
Доклад Галины Николаевны Габриэль был посвящен ювелирным формам и материалам национальных культур в контексте постмодернистской художественной практики. Интерес художников к элементам различных традиционных культур прослеживается уже с начала XX века. Например, интерес к африканской и египетской культуре в 1920-е годы охватил всю Европу. Многие работы П. Пикассо, Ж. Бейкер связаны с Африкой. К египетской культуре также часто обращался А. Боназ.
В 1960-е годы появляются новые имена. В украшениях становится все меньше отсылок к традиционным мотивам, используются абсолютно инновационные материалы, например, облегченный алюминий. В 70-х годах интерес к формам традиционных культур остается в приоритете. В ювелирных работах используются медь, ткань, перья, соединенные с золотом и камнями. В более позднее время художники экспериментируют с костями и зубами животных, а также создают украшения из панцирей жуков. фрагмент выступления
В докладе Ирины Юрьевны Перфильевой «Культурные реминисценции как фактор современного авторского ювелирного искусства» автор исследует «реминисценции» как инструмент художника современного авторского ювелирного искусства. Для этого Ирина Юрьевна обратилась к анализу того, в каких именно формах и для каких целей художники-ювелиры прибегали к культурным реминисценциям в конкретных произведениях.
Татьяна Борисовна Михайлова рассказала слушателям о развитии уральского ювелирного искусства. Большое влияние на него оказало то, что в XVIII веке там начинают работать три крупнейшие торговые ярмарки. Урал оказывается на перекрестке трех промышленных путей: через него идут чайные караваны, драгоценные металлы и камни с торговцами из Китая и Персии. В уральских домах и ближайших деревнях было огромное количество персидских и китайских работ из серебра, золота с драгоценными и поделочными камнями. Безусловно, как отмечает Т.Б. Михайлова, наличие восточных торговых рядов способствует формированию восточных коллекций у местных жителей.
Также в теме развития уральского ювелирного искусства можно говорить о таком понятии, как русскость, которая, к примеру, встречается в работах В. Денисова (серьги «Ярославна»). фрагмент выступления
В выступлении Татьяны Геннадьевны Самойловой «Тенденция Гочао в ювелирном искусстве Китая как возрождение национальной идентичности» речь шла о культурной самооценке населения Китая. Сегодня в этой стране все больше задумываются о сохранении и развитии собственной культуры и традиций. Термин "Гочао", так называемый «национальный тренд» имеет два значения: во-первых, он содержит элементы традиционной китайской культуры, во-вторых, он может интегрировать традиционную культуру с современными тенденциями, чтобы сделать товары более модными.В соответствии с этим, китайские бренды завоевали признание многих покупателей благодаря освоению традиционной культуры и пониманию новых тенденций потребления. Т.Г. Самойлова отмечает, несмотря на то, что в Китае выбирали раньше и будут предпочитать в дальнейшем отечественного ювелирного художника западному, конструирование культурной идентичности зависит не только от сохранения своих культурных корней, но также включает в себя примеры и события, которые происходят во время контакта с другими культурами.
Марина Владиславовна Федорова из Российского этнографического музея рассказывает о солярных и не только символах в кольцах бурят.
Михаил Михайлович Тренихин из Государственного музея-заповедника «Царицыно» очень интересно рассказывает о русских мотивах и псевдотрадициях (фрагмент выступления):
В этом обзоре мы осветили лишь некоторые темы докладов конференции. Продолжение следует...
Источники:
Официальный сайт и телеграмм-канал Музея янтаря