Юбилей — это всегда некий рубеж, подведение итогов. 90-летний юбилей — это и целая эпоха в жизни человека и часть истории Российского государства в целом.
Редакция журнала «Русский Ювелир» от всей души желает Юрию Петровичу бодрости духа, долгих лет жизни и прекрасного самочувствия!
Основные вехи жизненного пути Юрия Петровича*
Родился в 1934 г. Мое детство и юность прошли на станции Уш-Тобе в Казахстане. Эта станция известна тем, что туда ссылали жен и детей репрессированных в Москве и Ленинграде ученых, преподавателей ВУЗов и других творческих работников. Жены, как правило, устраивались в местные школы преподавателями, что обеспечивало уровень обучения, сопоставимый с лучшими школами страны. Поэтому после окончания 10-го класса я без труда поступил в Ленинградский Политехнический институт на престижную в то время специальность «Экспериментальная ядерная физика». Получив красный диплом, начал работать в одном из институтов, участвовавших в создании ядерной энергетической установки для космических целей.
Пока шло проектирование и изготовление опытного образца, всё было прекрасно. Но наступили стендовые и полигонные испытания, которые потребовали длительных командировок. Плохие условия проживания. Нерегулярное питание, особенности климата Байконура (наша площадка была самой удаленной от Центра) стали отрицательно сказываться на моем здоровье. Поэтому после 14 лет работы над этой проблемой я стал задумываться о переходе на другую работу.
В 1972 г. я случайно встретил давнего знакомого, который учился на металлургическом факультете Политехнического института. К этому времени он стал директором Всесоюзного института ювелирной промышленности (ВНИИювелирпрома). Узнав о моих проблемах, он стал уговаривать перейти на работу к нему на должность заместителя директора по научной работе. Основным аргументом являлось то, что в это время во ВНИИювелирпроме разворачивались работы по созданию новых кристаллов для ювелирной промышленности. И я согласился.
После прихода во ВНИИювелирпром пришлось сразу же включиться в работу по освоению созданного в Физическом институте АН нового материала – фианита. Успешно были разработаны новые виды огранок и алмазного инструмента для его обработки. Этот камень до сих пор является одним из любимейших камней наших женщин.
Затем последовали работы совместно с Институтом кристаллографии АН по созданию алюмо – иттриевого граната (НАТ), с Сибирским отделением АН по выращиванию изумруда раствор – расплавным и гидротермальным методом, а с Ленинградским университетом - малахита. В результате в Свердловске были созданы необходимые мощности по выращиванию этих камней. Огромное участие в этих работах приняли Я. Е. Цейтлин и К.К. Чижов. Ими был предложен метод выращивания новой продукции – изумрудных щеток.
Одновременно с этим приходилось решать и другую задачу. На ювелирных предприятиях стала широко внедряться технология литься по выплавляемым моделям. Для этого потребовалась разработка новых сплавов драгоценных металлов и вспомогательных материалов (воска, резины, формовочной массы). С этими проблемами успешно справился отдел металлургии института, руководимый И.П. Старченко и Е.Н. Кондаковым. Материалы были не только разработаны, но был организован их промышленный выпуск.
Химики института под руководством О.В. Кесарева решали вопросы внедрения безопасного блестящего лимонно – кислого золочения, взамен цианистого. Было разработано также красно – розовое золочение, напоминающее по цвету сплав золота 585-ой пробы и износосостойкое серебрение композиционными сплавами. Совместно с Минздравом СССР был проведен огромный объем работы по определению необходимых толщин гальванических покрытий и создан ГОСТ «Гальванические покрытия. Виды и толщины», обеспечивающий безопасное использование золочёных и серебряных изделий.
В аналитической лаборатории было разработано большое количество методик определения примесей в драгоценных металлах, что позволило совместно с Московским заводом спецсплавов внести научно – обоснованные ограничения по их содержанию с помощью ГОСТов и резко улучшить технологические свойства сплавов.
К середине 70-х годов объем производства ювелирных изделий возрос в несколько раз. В промышленность и в торговлю пришло много сотрудников, незнакомых с особенностями ювелирного дела. Стали возникать конфликты между производителями и продавцами. Потребовалось срочно навести в этих вопросах полную ясность. Было проведено несколько серьезных совещаний у начальника отдела товаров народного потребления Минторга СССР Н.Г. Котенко, по результатам которых в ОСТ «Изделия ювелирные. Общие технические требования» были внесены необходимые изменения и дополнения, позволившие избежать серьёзных конфликтов с торговлей до настоящего времени.
Резкий рост подготовки к выпуску новых ювелирных изделий, цены на которые утверждались в Минприборе, стал приводить к существенной задержке их получения. Нужны были новые подходы. ВНИИювелирпром (начальник отдела ценообразования Ю.А. Дорофеев) выступил с предложением создать параметрический прейскурант. Союзювелирпром поддержал эту идею. После сбора и переработки огромного статистического материала такой прейскурант был создан. Он позволил предприятиям определять цены на новые изделия в течение нескольких часов.
В 1967 г. я был назначен директором ВНИИювелирпрома и заместителем генерального директора по научной работе ЛПО «Русские самоцветы», в состав которого входил институт. Кроме института, в состав Объединения входило СКТБ, которое занималось созданием технологического оборудования для предприятий отрасли. Учитывая невозможность наращивания численности научных и конструкторских организаций в Ленинграде, для решения всё возрастающих задач для института был создан Киевский филиал, а для СКТБ - Львовский филиал. Кроме того, в Свердловске была организована научная Лаборатория по обработке камня. Всеми этими подразделениями должен был руководить заместитель Генерального директора по научной работе.
В конце 70 - начале 80-х годов заметно возросло экономическое состояние граждан СССР. Стало заметно, что всё больший интерес покупатель проявляет к индивидуальным изделиям. Поэтому ВНИИювелирпром вышел с предложением к руководству ЛПО «Русские самоцветы» об организации выпуска изделий в стиле ведущих дореволюционных фирм и, прежде всего, фирмы Карла Фаберже. Назначенный в 1982 г. Генеральным директором Объединения И.П. Мельситов поддержал эти предложения.
Первыми произведениями в этом плане были изделия камнерезной пластики – фигурки из поделочных камней, украшенные золотом, серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями. Затем был налажен выпуск пасхальных яиц, миниатюр с рисунчатой эмалью, стопок – перевертышей из серебра. Резко расширился выпуск традиционно российских эмалево – филигранных изделий. В результате принятых мер Объединение сумело обеспечить плановые показатели по выпуску и реализации изделий.
Иная ситуация сложилась на других предприятиях. В стране не хватало товаров народного потребления. Поэтому Госплан СССР планировал совершенно невыполнимые объёмы выпуска ювелирных изделий. Главсоюзювелипром требовал моего личного выезда для оказания помощи предприятиям. Иногда оказывалось, что из – за нервного напряжения все руководители предприятия оказывались в больнице. Тогда приходилось на некоторое время быть руководителем самому. В результате количество времени в командировках превышало 50 % рабочего времени. Руководить институтом, конструкторским бюро и их филиалами было практически невозможно. В начале 1988 г. я сильно заболел и поэтому попросил освободить меня от занимаемой должности.
В дальнейшем я был назначен заведующим отделом ассортимента, созданным в ВНИИювелирпроме. В задачи этого отделения входило изучение спроса на ювелирные изделия и формирование новых направлений в изготовлении эксклюзивных изделий. Работа этого отделения оказала большую помощь Объединению в выпуске изделий, пользующихся повышенным спросом покупателей.
В 1994 году Объединение было преобразовано в Акционерное общество. Ювелирная промышленность страны в это время практически развалилась. Поэтому передо мной была поставлена задача разработать и осуществить комплекс мероприятий по поддержанию имиджа предприятия, по привлечению к его ассортименту внимания покупателей. Руководствуясь этой задачей, мы развернули широкую рекламную компанию в печати, на телевидении и метро, стали спонсировать различные общественные мероприятия, выпустили красочные каталоги изделий, создали логотип и товарный знак, которым пользуются и в настоящее время, фирменные календари и канцелярские принадлежности. Наиболее существенным этапом этой работы явилась установка памятника Карла Фаберже, осуществленная по инициативе генерального директора А.С. Горыни, и присвоение площади перед главным зданием имени Фаберже. Немаловажное значение имело и посещение фирмы известными людьми: Пьером Карденом, Пако Рабаном, Славой Зайцевым, Галиной Вишневской, Татьяной Фаберже, генеральным директором фирмы «Картье», делегацией фирмы «Сваровски» и многих других.
В 1994 г. к Объединению обратились представители Военмеха (Военно –Механический институт) с просьбой оказать им помощь в подготовке специалистов по художественной обработке металлов. Дело в том, что Киргизия и Узбекистан в то время направили в этот институт группы ребят для целевой подготовки военных специалистов. После развала СССР эта работа стала для них неактуальной. Поэтому Киргизия решила подготовить из присланных ребят специалистов по ювелирному делу (у них не было собственного ювелирного производства), а Узбекистан – специалистов по чеканке металлических монет. Генеральный директор поручил эту работу мне. В кратчайшие сроки в Военмехе была создана Лаборатория художественной обработки металлов, а я стал читать лекции по основам проектирования художественных изделий и технологии художественной обработки металлов. После завершения этой работы Военмех решил сохранить это направление в целях подготовки специалистов по изготовлению холодного оружия в художественном исполнении, а я продолжаю читать лекции до настоящего времени. Многие годы я проводил занятия в Художественно – профессиональном лицее и читал лекции по материаловедению в Северо – Западном заочном политехническом институте. С 2003 года я преподаю в Высшей школе народных искусств, созданной по инициативе Людмилы Путиной в Санкт – Петербурге.
На «Русских самоцветах» я работал до апреля 2013 года, то есть более 40 лет.
* Текст взят из книги В.В. Скурлова "Франц Бирбаум - маршал империи Фаберже".(2016).
Книги Ю.П. Комягина:
1. Учебник ювелира-монтировщика : [Учеб. пособие для сред. ПТУ] / Ю. П. Комягин, В. П. Новиков, Л. Машиностроение Ленингр. Отд. , 1986 - 304 с.
2. Современные художественные изделия из металла [Текст] / В. П. Новиков, И. П. Мельситов, Ю. П. Комягин. - Ленинград : Машиностроение, 1990. - 232 с.