брошь Dark Crimson Underwing Moth (2021) от Fred Rich
В лондонском Сити находится место, где находится одно из самых необычных скоплений ювелирных изделий и драгоценных камней, когда-либо найденных. Оно было обнаружено в 1912 году под рядом зданий на Чипсайде, принадлежавших Goldsmiths' Company. Среди предметов были некоторые из редчайших образцов эмалированных украшений XVI и XVII веков — золотые цепи, украшенные эмалированными цветочными звеньями, а также эмалированные кольца и подвески.
Они были примерами техники сплавления тонко измельченного стекла с металлом и другими материалами, которая восходит к Древней Греции и до сих пор практикуется и переосмысливается современными ювелирами. И именно эта традиция была ярко представлена на прошедшей недавно Ярмарке золотых дел мастеров в рамках специальной выставки, сопровождающей кураторский выбор 2024 года некоторых из лучших дизайнеров и современных мастеров по металлу, работающих в Великобритании.
Выставка содержала примеры различных способов применения эмалевой техники в ювелирных изделиях и посуде с 1960-х годов. Все они взяты из обширной коллекции Goldsmiths' Company.
Брошь Dark Crimson Underwing Moth (2021) — от Фреда Рича (на фото вверху), опытного мастера традиционных техник эмалирования, работающего в студии в Восточном Сассексе, — сделана из золотой проволоки толщиной всего 0,05 мм с использованием техники, которую он называет «микро-перегородчатой эмалью».
Это относительно небольшой экспонат среди великолепного собрания, включающего кольца, ожерелья и браслеты, а также чашки, стаканы и миски, но он привлекает внимание. Как и брошь-птица Шейлы Макдональд (2011) — более тихий, но не менее запоминающийся пример иного подхода к эмалированию.
«Роза с улицы Маллох, одуванчик со Стейр-стрит» и «Лилия с Ренфрю-лейн», 2017, Джонатан Бойд. Фотография: Ричард Валенсия.
Набор из трех цветочных брошей (2017 г.) из эмалированного серебра, созданный Джонатаном Бойдом — художником-ювелиром, который также является руководителем кафедры прикладного искусства в Королевском колледже искусств в Лондоне, — демонстрирует более темную, более современную интенсивность, которая представляет собой иной подход к эмалированию.
Эмма Луиза черпает вдохновение в морских пейзажах восточного побережья Шотландии.
Хотя Эмма Луиза Уилсон черпает вдохновение в морских пейзажах побережья Абердина, нежные акварельные эффекты, которые она создает для своих серебряных и эмалевых брошей, колец и чаш, также имеют японское настроение. С помощью своих украшений и других изделий она пытается уловить чувства «красоты и тихого уединения», которые вызывают эти угрюмые виды Шотландии. В ее работах есть неподвластность времени.
Дизайн Элис Чиколини вдохновлен искусством Шелкового пути © Элис Чиколини
Эмаль — это цвет, и самые яркие образцы на ярмарке этого года — работы Элис Чиколини, которая использовала традиционную стекловидную эмаль в своих работах, вдохновленных Индией, Персией и Шелковым путем. Она также стала лидером в переосмыслении использования эмали в современных ювелирных изделиях. Последние несколько лет она провела, изучая потенциал «холодной» лаковой эмали со Станиславом Реймером, ее лондонским мастером по эмали.
«Станислав — гений-мастер, и он разработал для меня ряд техник эмали с использованием этого материала», — говорит Чиколини. «Я никогда не понимала до конца общепринятую мудрость о том, что стекло — это «высокое ремесло», а лаковая (холодная) эмаль в некотором роде «низшее» — на самом деле все зависит от того, кто ее использует и что они решают делать с материалом».
Поскольку лаковая эмаль не подвергается термическому обжигу, цвета не смешиваются, и это позволяет ей имитировать завихряющиеся цветовые лужицы, которые являются отличительной чертой мраморных форзацев, присутствующих в некоторых ее работах.
\Коллекция Инки Старзински вдохновлена детскими мечтами
Возможность играть с цветами, свободно их объединять и комбинировать, которую предлагает «холодная» эмаль, также прослеживается в работах художницы и ювелира Инки Старзински. Ее коллекция Float — это пропитанное красками торжество детских мечтаний, чья тающая иллюзия создает впечатление парящих форм — некоторые из них органические, другие формируют слова — которые опровергают удовлетворительную прочность латунных и серебряных брошей, колец и браслетов, когда вы берете их в руки.
Эти и другие замечательные примеры на выставке показывают, что современная студийная эмаль имеет особую привлекательность, но техники эмалирования были важным элементом искусства ювелиров на протяжении многих веков. Начиная со средневекового периода эмалирование в Европе, возможно, наиболее известно во Франции, что помогает объяснить, почему используемые для его изготовления техники до сих пор имеют французские названия. На выставке были представлены прекрасные примеры каждой основной техники.
Перегородчатая эмаль в совершенстве продемонстрирована в работах Морин Эдгар, особенно в ее Придворном винном кубке для профессора Ричарда Химсворта. Золотые молекулы иммуноглобулина и тироксина, реализованные в перегородчатой эмали, отсылают к медицинским исследованиям профессора Химсворта.
Придворный винный кубок для профессора Ричарда Химсворта, 1998, Морин Эдгар. Фотография: Кларисса Брюс.
Plique-à-jour (перегородчатая) определяет полупрозрачную эмаль, которая не имеет подложки, но вставлена в металлические контуры так, чтобы «пропускать дневной свет», что буквально означает французский термин. Эффект напоминает витраж. Чаша, заказанная компанией у Александры Рафаэль, представляет собой небесные образы с фазами луны по краю и знаками зодиака.
Деталь чаши, 2004, Александра Рафаэль.
Танцующий леопард со звездами вместо пятен отсылает к голове леопарда на гербе компании Goldsmiths' Company и к клейму пробирной палаты компании. Рафаэль комментирует: «Чаши Plique-à-jour! Кровь, пот и слезы. Одержимость с долей мазохизма обязательна. Не для слабонервных... это одна из самых сложных форм искусства».
Выемчатая эмаль сплавляется в секциях, которые были утоплены в поверхность металла посредством резьбы, чеканки или штамповки, как показано с потрясающим эффектом в `Abstract Design No.1' Фила Барнса.
Ваза была выточена из стерлингового серебра, затем покрыта выемчатой эмалью в оттенках синего, оранжевого и зеленого в абстрактном дизайне. Эмаль полупрозрачна, чтобы показать гравированные линейные узоры под ней, в то время как белые серебряные области были оставлены тщательно отполированными, чтобы оттенить дизайн, эмали и изгибы формы.
Basse-taille — это дальнейшее развитие техники champlevé, в которой металлическая основа вырезана, прочеканена или гравирована с узором различной глубины, видимым через слои полупрозрачной эмали. Изменения глубины гравировки изменяют глубину цвета эмали, создавая поразительный эффект. Художники-эмальеры, такие как Джеральд Бенни и Джейн Шорт, часто сочетают эти две техники.
Джеральд Бенни, винный кубок, 1981
Работы Джеральда Бенни 1970-х годов представляли собой взрыв цвета, поскольку он научился делать несравненные эмали в своей мастерской в Бинеме после интенсивного обучения у норвежского специалиста Бергера Бергерсона. Как записал Бенни: «В течение двух лет у нас были просто ящики, полные мусора. Малейшая пылинка или крошечный пузырек воздуха могут испортить эмаль». Его Court Wine Cup (на фото выше) является одним из самых совершенных произведений, которые он когда-либо создавал. На нем выгравирован герб компании, полудева, держащая пробирный камень, и весы пробирной палаты, с геральдической мантией, закручивающейся по всей поверхности. Бенни прорезал очень глубокие канавки для эмали, со стенкой с одной стороны и наклоном с другой, так что эмаль течет и оседает на разной глубине — и, следовательно, цвета — чтобы определить дизайн. Неудивительно, что бывший куратор Goldsmiths' Company Грэм Хьюз описал этот стакан как «лучшую дань уважения десятилетиям деятельности и желаний Джеральда Бенни в Goldsmiths' Hall».
Ваза Джейн Шорт в технике выемчатой эмали и бас-тейл напоминает крыло сойки, в котором перья сойки вырезаны на серебре и просматриваются сквозь слои обожженной полупрозрачной эмали с тончайшими градациями цвета и текстуры. Заказ Goldsmiths' Company от 1990 года, это была одна из ее самых ранних работ в большом масштабе. Компания предоставила ей свободу выбора темы для этого важного заказа, чтобы поддержать ее в развитии ее мастерства. Она пишет: «Это было отправной точкой моей любви к этой технике; тонкие, но звучные цвета эмали смешивались, как живописная акварель, на грубо обработанной серебряной поверхности различной глубины… Я была счастливо захвачена собственным диалогом с эмалью». Глядя на такую работу, напрашивается вопрос: сколько времени ушло на ее изготовление? Записная книжка Джейн показывает, что она работала 219 с половиной часов над гравировкой, шлифовкой и подготовкой пигментов, а также последовательными обжигами эмали.
Еще одной вехой в карьере Джейн Шорт как художника-эмальера также является один из самых значительных заказов Goldsmiths' Company за последнее время: коронационный кубок Его Величества короля Карла III (фото ниже). Кубок является как официальным церемониальным произведением, изготовленным для первого въезда короля в Лондонский Сити в качестве суверена 18 октября 2023 года, так и личной данью уважения Его Величества известным заботам о будущем планеты, изменении климата и устойчивом сельском хозяйстве. Он был изготовлен в сжатые сроки.
Времени на открытый конкурс дизайна не было, поэтому компания составила подробное задание, создала комиссию по заказу и пригласила ряд мастеров представить первоначальные предложения. Затем были рассмотрены более подробные проекты из короткого списка мастеров, прежде чем были выбраны победители: Клайв Берр и Джейн Шорт, которые на протяжении многих лет работали в художественном партнерстве. Они разработали и создали Кубок, работая в сотрудничестве с девятью специалистами: Линдой Страупениекс, Джунко Адачи, Кёсун Джунг, Стефаном Ко, Самантой Марсден, Ангусом Макфадьеном, Регом Эллиоттом, Фионой Рэй и Грэмом Гамильтоном.
На протяжении всего дизайна отсылает к страсти Его Величества к миру природы. Обложка вдохновлена садами Его Величества в Хайгроуве. Подстриженная тисовая изгородь Сада солнечных часов образует ободок, а цветущие дельфиниумы выгравированы Ангусом Макфадьеном на четырех панелях. Вокруг основания Джейн Шорт выгравировала национальные цветы четырех стран Соединенного Королевства — розу, нарцисс, клевер и чертополох — с четырьмя насекомыми-опылителями, расположившимися среди цветов. Другие элементы дизайна, такие как готические окна на ножке и розеточное окно, вмонтированное в отдельное основание, отсылают к Вестминстерскому аббатству как к месту проведения коронаций с 1066 года.
Коронационный кубок Его Величества короля Карла III, 2023 г., Клайв Берр и Джейн Шорт. Фотография: Ричард Валенсия.
Прежде всего, глаз привлекает эмалирование Кубка. Ручка изысканно эмалирована и гравирована Джейн Шорт с художественным изображением Земли, видимой сквозь закручивающийся облачный покров из космоса. Синяя эмаль продолжается на ножке Кубка, изображая небо, видимое через окна с готическим узором из позолоченного серебра. Это иллюстрирует кредо Джейн Шорт: «Цвет в среде эмали был движущей силой моей карьеры мастера... это очень вызывающий воспоминания материал».
Стаканы «Восход» и «Закат» Кёсуна Чона 2018 года.
Источники:
https://www.ft.com/content/48afe358-5456-42bf-8bde-b0a7982dd7e3
https://www.thegoldsmiths.co.uk/collection-news/enamel
https://www.goldsmithsfair.co.uk/enamel/