1 июля 2023 года в Аванзале и Николаевском зале Зимнего Дворца открывается выставка «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем». Масштабная экспозиция рассказывает о Средневековье романтическом и Средневековье подлинном.
Первое приобрело популярность благодаря литературе и стало увлечением и стилем жизни русского императорского двора в 1820–1840-х годах. Второе открылось тем, кто хотел больше узнать об эпохе, и это целая история второй половины XIX столетия, когда Средними веками заинтересовались коллекционеры.
В конце XVIII ‒ начале XIX века, когда в Европе распространился романтизм, Средневековье с его благородными рыцарями и прекрасными дамами, рыцарскими турнирами, старинными замками вошло в моду. Интерес российских императоров Павла I и Николая I к историческому периоду Средних веков стал поводом для создания в России образов поведения, рыцарской морали, рыцарского этикета. Благодаря увлечению Средневековьем создавались блестящие коллекции предметов оружия, такие как собрание императора Николая I в Царскосельском Арсенале, перевезенное в 1885 году в Императорский Эрмитаж.
Романтизм впервые породил интерес европейских и российских коллекционеров к собирательству свидетельств ушедших времен. Романтическое увлечение русского коллекционера Александра Петровича Базилевского (1829–1899), жившего в Париже, и его подлинный интерес к истории Средних веков способствовали созданию одного из важнейших в мире собраний предметов искусства Средневековья и Ренессанса. Для современников стало сенсацией приобретение этой феноменальной коллекции императором Александром III.
Выставка показывает культуру и искусство Средневековья, соединяя вместе образы этой эпохи и сложившееся представления о ней в России и Европе в конце XVIII и на протяжении XIX столетий. В составе экспозиции в Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца турнирные и парадные рыцарские доспехи, образцы западноевропейского оружия, памятники средневекового прикладного искусства, живописные и графические произведения, скульптура, книги, манускрипты, витражи, а также предметы мебели, стеклянные и керамические изделия, фарфор, шпалеры ‒ более 380 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа, повествующих о том, какими были Средние века, и какими их видели в XIX столетии.
Рыцарские турниры – один из главных символов Средневековья. Появившиеся во второй половине XI века они быстро стали не просто воинской тренировкой, но и частью придворной культуры. На экспозиции демонстрируются великолепные образцы защитного вооружения XV–XVI веков из собрания Эрмитажа, представляющие историческую, художественную и мемориальную ценность. Посетители смогут увидеть рыцарские турнирные и парадные доспехи, создававшиеся лучшими мастерами Германии и Италии. Доминантой экспозиции станет сцена поединка двух рыцарей.
Доспех максимилиановский
Германия, Нюренберг. Первая четверть XVI века
сталь, кожа
Шлем-бургиньот
Доспех парадный Гвидобальдо делла Роввера, герцога Урбино
Италия, Милан. Около 1535
Мастер Филиппо Негроли, работал 1532‒1551
сталь; чеканка, золочение
Щит-рондаш
Доспех Сфорца Паллавичино
Милан, Италия. Между 1560 и 1585 годами
сталь, таушировка золотом
На выставке будут показаны памятники прикладного искусства, созданные в разные периоды Средневековья, в различных техниках и материалах: из слоновой кости, дерева, металла. Здесь можно познакомиться с исполненными для церкви предметами, среди которых: ларцы-реликварии, потиры, монстранцы и другие. В зале демонстрируются шедевры коллекции искусства Средних веков: Фрайбургский крест – готический крест из монастыря святого Трудперта, романский реликварий в виде фигуры дъякона (Святого Стефана) и монстранц (Ревель. 1474. Мастер Ганс Рисенберг).
Процессионный крест святого Трудперта (Фрайбургский крест и фрагмент)
Верхний Рейн, Страсбург
Последняя четверть XIII века (после 1280)
В витринах показаны удивительные по красоте и изяществу исполнения лиможские выемчатые эмали на меди – виртуозные работы средневековых мастеров, среди которых знаменитый Ларец-реликварий со сценами из жизни Святой Валерии (Франция, Лимож. 1170 –1180-е гг.). Искусство резьбы по кости, переживавшее бурный расцвет в XIII – XIV веках, будет представлено разнообразными изделиями: пластинками с изображением Страстей Христовых (Франция, первая четверть XIV века) и со сценами из романа «Тристан и Изольда» (Франция, перв. четверть XIV века) и другими.
Одним из ключевых экспонатов выставки станет «Роман о розе» ‒ самый популярный памятник куртуазной (франц. court «придворная, благородная») культуры ‒ средневековый аллегорический роман в стихах, созданный двумя авторами. Его сочинили в XIII веке Гийом де Лоррис и Жан де Мён.
Неотъемлемой частью экспозиции являются витражи, созданные западноевропейскими мастерами и создающие неповторимую атмосферу готических замков и соборов.
Гость выставки в Эрмитаже ‒ картина французского художника Ораса Верне (1789‒1863) ‒ «Царскосельская карусель», хранящаяся в музее заповеднике «Царское село».
Экспозиция напоминает о нескольких знаменательных датах. 1 июля 2023 года отмечается 225-летие Александры Федоровны – супруги императора Николая I. С детства за ней закрепилось имя нежной, чистой и благородной, как белая роза, Бланшфлур ‒ героини романа барона Фридриха де ла Мотт Фуке (1777‒1843) «Волшебное кольцо». Другая яркая дата связана с тем, что в 1888 году, 135 лет назад коллекция А. П. Базилевского и собрание Царскосельского арсенала, объединенные в Отделение Средних веков и эпохи Возрождения Императорского Эрмитажа, открылись для публики и впервые познакомили Россию с европейским Средневековьем.
Роман о Розе
Гийом де Лоррис; Жан де Мён
Франция. Конец XV века
Автор миниатюр: Мастер Боэция Лальманя из Буржа
Комната в доме А. П. Базилевского в Париже
В. П. Верещагин
Россия. 1870
бумага, акварель; 57х78 см
Фигура стоящей Мадонны с Младенцем
Франция. Начало XIV века
слоновая кость, бронза, цветное стекло
Модель фасада Страсбургского собора
Франция, Париж. 1781
Жак II Тратер
серебро
Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа (заведующая О. Г. Костюк) и Отделом «Арсенал» Государственного Эрмитажа (Заведующий Д. В. Любин).
Кураторы выставки: Екатерина Николаевна Некрасова-Щедринская, заведующая Сектором драгоценных металлов и камня Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа и Юрий Георгиевич Ефимов, заведующий Сектором оружия Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа.