В музее-заповеднике «Царицыно» начинает свою работу экспозиция, посвященная авторскому ювелирному искусству уральской школы, охватывающая период со второй половины XX века и до начала XXI века. Вниманию посетителей представлено около двухсот ювелирных изделий, выполненных из различных металлов, таких как золото, серебро, мельхиор, нейзильбер и никель. Изделия украшены уральскими самоцветами: топазами, гранатами, дымчатым кварцем, цитринами, аквамаринами, обсидианом, бирюзой и другими.
Данная выставка продолжает цикл музейных проектов, знакомящих публику с региональными ювелирными школами. Как и предыдущая экспозиция «Невская перспектива», новая выставка исследует как советский период ювелирного дела, так и современные тенденции в ювелирном дизайне.
Хотя выставка «Урал: металл и камень» начинает отсчет с 1950-х годов, история уральского ювелирного искусства уходит корнями в XVIII век, когда началось активное освоение территорий и добыча металлов и цветных камней. Известно, что в 1726 году Василий Татищев пригласил шведского мастера Христиана Рефа для обучения местных умельцев обработке камня.
По словам куратора выставки Сергея Винокурова, этот эпизод положил начало уральской традиции камнерезного искусства. Ювелирное дело в XVIII-XIX веках было связано с открытием месторождений драгоценных металлов и камней, а также их обработкой.
В послевоенные годы уральские предприятия воспроизводили формы украшений начала XX века, используя небольшие вставки из самоцветов.
С конца 1950-х годов уральские ювелиры участвовали в международных выставках. Например, в 1961 году на показе в Париже была отмечена коллекция украшений с крупными вставками из яшмы, родонита и малахита. На выставке представлено одно из украшений, вернувшихся с той парижской выставки – брошь «Кавказ» из яшмы, созданная Леонидом Устьянцевым.
Леонид Устьянцев. Брошь «Кавказ». 1960. Серебро, яшма. Из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств
В 1960-е и 1970-е годы уральские ювелиры выработали свой уникальный стиль, основанный на следовании природным особенностям камня. Примером такого подхода является гарнитур «Снежная королева» Михаила Лесика, вдохновленный формой кристалла горного хрусталя. Несмотря на разнообразие техник и материалов в последние два десятилетия, уральские мастера по-прежнему выделяются умелым использованием поделочного камня и самоцветов, подчеркивая их природную красоту.
Выставка «Урал: металл и камень» – первая за полвека московская выставка уральских ювелиров. Экспозиция предлагает интерактивные зоны и документальный фильм, чтобы познакомить посетителей с работой художников и особенностями обработки камня.
Владимир Шицалов. Флакон из серии «Аттракционы». 2000. Мельхиор, кварц, коралл, бирюза, серебрение. Из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств
Владислав Храмцов. арнитур "Завет". 1990. Никель, родонит, яшма. Из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств
Елена Железнова, брошь «Ируканджи», 2021. Серебро, агат, фианит; брошь «Синеголовник», 2022, серебро, халцедон на малахите, корунд, фианит; брошь «Чертополох», 2022, серебро, стихтит, корунд. Частная коллекция.
Каслинский чугунный павильон в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, фото Vyacheslav Bukharov.
Алексей Попов, коллекция «Каслинский павильон», 2020. Частная коллекция
Куратор выставки – Сергей Винокуров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета
Партнер выставки – Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Участники выставки: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (Екатеринбург) и частные коллекционеры