Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Бижутерийные украшения как вид искусства

24 октября 2022
Рэйчел Гаррахан

Колье Waterlilies из 24-каратного золота на чеканной латуни, Goossens
 

Вполне может так случиться, что в скором времени многим ювелирам придется переквалифицироваться в создателей бижутерии, отсюда и родилась идея представить вашему вниманию данную статью.

Забудьте о платье. Все внимание - на ожерелье. Гигантская гирлянда из золотых листьев кувшинок обвивает шею - уж не царь ли Мидас приложил к ним свою руку? Впрочем, будь это так, и колье было бы сделано из чистого золота, оно стало бы тяжелой ноши для владелицы, да и стоило  бы слишком дорого... Но это фантастическое творение, изготовленное вручную из латуни, а затем покрытое 24-каратным золотом, является бижутерией — или тем, что компания Goossens, которая его создала, предпочитает называть украшениями "от кутюр". Освобожденный от дороговизны и возможного дефицита драгоценных металлов и драгоценных камней, этот вид искусства дает волю воображению дизайнера. 

Goossens — одна из 26 специализированных мастерских, принадлежащих Chanel. Она работает с модным домом с 1953 года, когда Габриэль Шанель попросила его основателя Роберта Гуссенса создать несколько украшений в византийском стиле. Она хотела экстравагантных, красивых аксессуаров для своих модных коллекций, которые были бы сосредоточены на великолепном дизайне, а не на драгоценных материалах. Она отвергла традиционную роль украшений как признака богатства владельца: «Они могли бы также носить клетку на шее», — вспоминает Патрик Гуссенс, сын Роберта, а ныне художественный руководитель компании. Раньше бижутерия описывалась как просто имитация «настоящей вещи». Благодаря сотрудничеству с Гуссенсом и другими художниками Шанель помогла таким украшениям стать самостоятельным видом искусства.

Роберт Гуссенс получил образование ювелира и работал с некоторыми из самых престижных ювелирных домов Парижа. Но он переключился после знакомства с Шанель на работу с другими модными домами и продолжил создавать бижутерию для таких людей, как Кристобаль Баленсиага и Ив Сен-Лоран. Сегодня компания продолжает работать с домами моды по всему миру, а также создает собственные коллекции.

Бижутерия становится все более важным продуктом для розничных продавцов высокого класса. Для Chanel, как и для других брендов, высокая мода может продавать мечту, но именно аксессуары, красота и ароматы поддерживают конечный результат. По данным консалтинговой фирмы Bain & Company, в первом квартале 2019 года рост продаж аксессуаров и ювелирных изделий превысил рост продаж косметики и одежды на мировом рынке предметов роскоши. Бижутерия особенно нравится молодым потребителям, которые хотят «сильного творчества по доступной цене», — говорит Клаудия Д'Арпицио, партнер Bain. Ювелирные украшения Chanel сочетают в себе элементы, которыми известен бренд, такие как длинные цепочки из жемчуга и двойной логотип CC, со смелым дизайном, который понравится как молодым покупателям, так и существующим клиентам. Изделия в основном изготавливаются из стекла и недрагоценных металлов,

В 1950-х и 1960-х годах Ив Сен-Лоран и Кристиан Диор вдохновились модными украшениями Шанель на создание собственных коллекций. Теперь к ним присоединяются и другие дома моды. Гигантские золотые уши Gucci, закрывающие настоящее ухо владельца, возможно, не для всех, но они, несомненно, Gucci. Независимые бренды, такие как Alexis Bittar в Нью-Йорке, Monies в Дании и Butler & Wilson в Лондоне, также создают сильные коллекции.

 Gucci. Аксессуар для ушей из металла с золотой отделкой и зеленым стеклом-кабошоном

Monies. Клипсы для ушей, хризопраз и черное дерево. Кольцо (слева), горный хрусталь и стерлинговое серебро. Кольцо (справа), аквамарин и стерлинговое серебро. 

Золотой браслет с бирками CC, Chanel

Бижутерия, которая в своей лучшей форме сочетает в себе фантазию и изысканное мастерство, сама по себе становится предметом коллекционирования. Сьюзен Хоймс, которая занимается продажей бижутерии в Калифорнии, говорит, что Chicklet от Chanel, длинное хрустальное ожерелье, созданное в 1981 году, первоначально продавалось в магазинах по цене 275 долларов. Сейчас этот дизайн настолько популярен, что на аукционе он стоит от 2500 до 4000 долларов. 

Chanel, ожерелье Chicklet

 

«Лучше купить хороший винтажный аксессуар, чем какой-нибудь дрянной, — говорит Хоймс. В 2017 году Sotheby's продал подиумное творение Шона Лина для Александра МакКуина, единственную серебряную серьгу с когтем таксидермического фазана за 2500 долларов. «Они были вполне пригодны для носки, но они также были частью истории моды», — говорит Харрис Миллер, продавец бижутерии, купивший их по поручению клиента.

Shaun Leane, © Ann Ray

Shaun Leane Серьги-веера с иглами дикобраза, 2003 г. © Ann Ray

Для Патрика Гуссенса признаком успеха ювелирных изделий от кутюр является то, что изысканные украшения теперь имитируют бижутерию, а не наоборот. Виктуар де Кастеллан проработала дизайнером украшений в Dior 20 лет. В настоящее время она является художественным руководителем и заработала репутацию создателя фантастических, ярких творений высокого ювелирного искусства, которые вырываются из уравновешенных бриллиантов и стилей, которые раньше доминировали в этой категории. Она любит экспериментировать с формой и цветом. Неудивительно, что она начала свою карьеру с дизайна бижутерии.

фотографии мэтью бритье

Источник: economist.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом