Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Фарфор как элемент украшения

13 апреля 2023
Редакция

Ювелирные изделия известны человечеству с незапамятных времен во всех культурах. Они выполняли различные функции, отличались как способом изготовления, так и используемыми материалами. Первобытные народы для изготовления украшений использовали относительно легкодоступное сырье, такое как разноцветная галька, рога и кости животных, ракушки, сухофрукты или дерево.
Помимо декоративной функции, была важна их апотропная роль (защита от злых духов, обереги и т. п.), указывающая на ранг данного лица в обществе и определяющая этническую принадлежность, а также доказывающая состоятельность владельца украшения.

Развитие украшений из металлов, усыпанных драгоценными камнями, эмалевой или стеклянной массой, связано с периодом, когда человечество начало выплавлять и обрабатывать металлы с целью получения сельскохозяйственных орудий и оружия. Художественные формы украшений опирались на общие стилистические изменения, используя узоры и орнаменты, характерные для данной эпохи. Были разработаны английские булавки, пуговицы, пряжки, броши, диадемы, подвески, ожерелья, кольца, медальоны, браслеты и талисманы. Для изготовления чаще всего использовались драгоценные металлы и камни, но также были популярны конструкции с элементами и деталями из фарфора и фаянса, произведенные лучшими европейскими мануфактурами.
Первые фарфоровые изделия начали появляться в 7 веке в Китае. Первым европейским владельцем этих изделий считается король Венгрии Людовик I (ум. 1382), но только в 16 веке появился интерес к их импорту. В Европе процесс изготовления фарфора долгое время оставался загадкой. Технология производства тщательно охранялась и европейцы не могли начать собственное производство. В течение многих лет голландские или португальские корабли доставляли фарфор из Китая в европейские дворы. Это был ценный продукт, поэтому предпринимались многочисленные попытки раскрыть секреты производства. Успеха добился лишь в 1708 году Иоганн Фридрих Боттгер, придворный алхимик Августа II Сильного. Менее чем через два года в Мейсене открылась первая в Европе фарфоровая фабрика.

Продукты из голландского Делфта,
 

Изделия из голландского Делфта, фаянс, ручная роспись, обрамление серебром. Фото. Стайлхайв и Рубилейн.

Европейские фарфоровые заводы быстро завоевали большую популярность, отодвинув на задний план низкокачественную керамическую и фаянсовую продукцию. Были изготовлены кофейные и обеденные сервизы, вазы, кубки и статуэтки. Менее состоятельным гражданам приходилось обходиться керамическими изделиями. Мануфактуры, стремясь к признанию покупателей, создавали продукцию все лучшего и лучшего качества, завозя и нанимая выдающихся художников и моделистов. Фарфор попал не только на столы и салоны дворян, но и в шкатулки, став элементом украшений.

Лимож
 

Брошь Limoges из Лиможа с фигурным изображением, золотая закрепка. Фото. Атльювелир

Броши изготавливались из фарфоровой массы, обычно небольшого размера, украшались ручной росписью цветочных композиций (например, роз, анютиных глазок, фиалок), тиснением узором и золочеными краями. Броши обычно помещали в золотую или серебряную оправу с застежкой. На антикварном рынке мы можем найти броши французского Лиможа или немецкого Розенталя. Еще одним видом украшения фарфоровых украшений был рельефный рельеф. На темном фоне выделялся светлый силуэт или лицо с тонкими чертами. Все - серьги, браслет или брошь - дополнялось вставками из драгоценных камней и жемчуга. Цветочные композиции или романтические фигурные сцены также были написаны золотом на кобальтовом фоне (таким изящным изделиям мы обязаны дизайнерам французских фарфоровых заводов).

1
Подвески Розенталь, деколь. Фото. Силезия Арт Катовице

Серьги из фарфоровой массы были в классической форме в виде небольших или овальных круглых медальонов с миниатюрными портретами и цветочными композициями, либо в виде цельной пластики с аналогичной тематикой. Цельнопластиковые, красиво расписанные анютины глазки, розы или лилии были оригинальным и причудливым украшением. Украшения этого типа выпускались многими английскими производителями, они популярны и сегодня.
Голландский Делфт также выпустил широкий ассортимент зажимов, серег, зажимов для галстуков и ожерелий, украшенных характерной керамикой белого и синего цветов. Наиболее часто представленными сюжетами были голландские ветряные мельницы и морские пейзажи, написанные вручную, подглазурным кобальтом. Керамическая деталь была оправлена ​​в серебряную или золотую оправу, часто с искусным ажурным узором, часто выполненным в технике филиграни. Ожерелья из бисера разного размера чаще всего украшали расписными растительными и геометрическими мотивами.

Интересным решением стали ювелирные украшения, украшенные фарфором с нарисованными вручную миниатюрными портретами. Изображались молодые люди с идеализированными чертами лица и идеальными пропорциями. Миниатюрные, написанные от руки портреты и жанровые сцены в плане овала или круга были обрамлены в затейливую ажурную оправу. Мануфактуры Лиможа и Розенталя чаще использовали расписные растительные украшения, в которых сильно насыщенные цвета контрастировали с белым, гладким, фарфоровым фоном.

3


Что касается ювелирных украшений, Розенталь, как и большинство фарфоровых заводов, занимающихся его производством, производила подвески в очень больших количествах. Они были полностью изготовлены из фарфора, иногда в серебряной или золотой оправе. Внутри было украшение в виде цветочной деколи. Подвески обычно были овальными, иногда прямоугольными, с закругленными углами или многолепестковыми. Были также позолоченные вручную бордюры и орнаменты, иногда дополняющие декали. В украшениях преобладал белый фарфор. Со временем стали появляться более сложные формы, на смену деколям пришли нарисованные вручную цветочные мотивы.

4 (возможно)
 

Подвеска Rosenthal 20 века с цветочной деколью в серебряной оправе. Фото. Ebay

Кольца, выпускаемые фарфоровыми заводами, делятся на две группы: изготовленные полностью из фарфора и изготовленные из золота или серебра, в которых вместо драгоценных камней были поставлены фарфоровые «глазки». Это представило новый взгляд на украшения, которые были ценны не из-за облегающего элемента, а из-за специфических произведений искусства в области миниатюрного мастерства. Фарфоровые украшения, которые обычно состоят из декалей или ручных росписей, также дополнялись полнопластическими формами в виде миниатюрных цветов, животных и даже фарфоровой посуды.

Фарфор
 

Современное кольцо фарфоровой фабрики в Мейсене из 18-каратного золота и бриллиантов. Фото. Мейсен Кутюр

В настоящее время вы все еще можете найти современные украшения из фарфора, но они уже не так популярны. Постоянное совершенствование техники, огромное разнообразие форм колец или подвесок, а также рост популярности дешевых заменителей как из металла, так и из камней привели к тому, что сегодня ювелирные украшения из фарфора являются в основном элементом отдельных художественных произведений и украшением дома. Тем не менее, значительное количество коллекционеров и энтузиастов ищут миниатюрные произведения искусства с захватывающим дух исполнением. Спустя более 300 лет после открытия первой фарфоровой мануфактуры ему удалось найти постоянное место не только на столах и шкафах европейцев, но и в шкатулках многих элегантных дам. Благородный материал постоянно вдохновляет современных ювелирных дизайнеров, прекрасно сочетается как с камнями, так и с драгоценными металлами. Остается только верить, что, несмотря на меняющуюся моду, украшения, украшенные фарфором, будут продолжать радовать нас своей первозданной красотой.

 

Источник: rynekjubilerski.pl
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом