Наша ювелирная неделя, посвященная истории аметистовых украшений, продолжается. Второй выпуск ее посвящен древним грекам, эпохе эллинизма и нашему Причерноморью.
Пишут, что греки очень любили аметист, причем с самого раннего периода, еще эгейского. Его в обилии находят в микенских слоях. Это опять-таки экспорт из Египта (о котором я рассказывала вчера). Но не всегда понятно - экспорт сырья, или готовых изделий, которые переделывались на свой вкус.
Некоторые древнейшие крито-микенские камеи -- именно аметистовые.
Минойская печать с изображением осьминога, 1700-1450 до н.э.
Находим мы здесь и бусы со столь же скучными бусинами, какие были у египтян, заполированными до непрозрачности.
Бусы из минойского т.н. "эгинского клада"
Однако постепенно качество работы с золотом все растет и растет, и от такого соседства аметист выигрывает.
Серьги, найденные в Пирее (Лувр). Мне кажется, это уже не египетский аметист, судя по цвету. Такой оттенок был у сицилийского или камня с некоторых греческих островов.
Золото эпохи эллинизма -- это уже истинный шедевр, что ни возьми. Мастера этой эпохи любят аметисты, и теперь это достаточно бросающиеся в глаза кабошоны.
Образцы или подражания этому красочному стилю достаточно обильно находят в нашем Причерноморье. Однако аметист является в таких украшениях, как вы видите, лишь частью полихромного ансамбля.
Тем временем в одном из эпицентров эллинизма, в птолемеевском Египте, изобретают тот вид резных гемм, который становится классическим.
Портрет царицы Арсинои II в образе Афродиты. 3-й век.
Эти женские головки очень красивы, но, как уже рассказывала ранее, основной иконографией для резных гемм станет профиль.
Портрет Птолемея II Филадельфа. 3-й век до н.э.