Ювелир родился в Фучжоу, Китай, в 1956 году. Семья переехала в Гонконг, когда ему исполнилось пять лет. Из-за бедности, Чану пришлось бросить школу и поступить на работу в 13 лет, а в возрасте 16 лет он стал учеником скульптора, вырезая традиционные для китайского искусства фигурки. Но любопытство, в конце концов привело его к изучению западной скульптуры и созданию собственной мастерской в 1974 году.
Уоллес Чан демонстрирует свое ожерелье "Великая китайская стена"
Ему потребовалось 13 лет, чтобы изобрести собственную технику: «огранку Уоллеса», способ гравировки человеческого лица в драгоценном камне. Эффект потрясающий. С обратной стороны камня вы видите только изгиб носа, щеки и волосы, а с лицевой стороны появляется подробное трехмерное лицо – в фас или профиль.
В то время Уоллес Чан жил в Макао и не был богат. Но все переменилось, когда он встретил И Шунь Линя, тайваньского коллекционера произведений искусства, который стал его покровителем и наставником. Г-н Линь попросил Уоллеса создать для храма на Тайване метровую ступу (монумент у буддистов, способствующий сохранению мира в мире) или раку для хранения зуба Будды из золота, хрусталя и рубинов.
Пример трехмерной огранки Уоллеса
Создание ступы ознаменовало момент, когда Чан перешел от скульптуры к ювелирному делу. В дополнение к разработанной им "трехмерной огранке Уоллеса», художник экспериментировал с закрепкой драгоценных камней в титане вместо золота, что позволило ему отливать ювелирные «скульптуры», которые в противном случае были бы слишком тяжелыми для ношения. Чан стал первым азиатским дизайнером, которого пригласили продемонстрировать свои работы на Biennale des Antiquaires 2012 в Париже, шоу, которое долгое время ассоциировалось со знаменитыми французскими ювелирами, такими как Chaumet и Boucheron. Его «Великая стена», ожерелье из бриллиантовых кленовых листьев с императорским жадеитом в центре было продано на биеннале за 56 миллионов евро (73,5 миллиона долларов). В 2014 году на биеннале ювелир привез брошь Vividity. Это необычное украшение Уоллеса Чана с редким 64- каратным эльбаитовым турмалином в центре. Дизайнер из Гонконга в нем словно бросает вызов границам, и использует свет как лейтмотив.
Ожерелье Great Wall, представленное на парижском Биеннале антикваров в 2012 г
брошь Vividity
Изделие Уоллеса Чана, сочетающее в себе цветной титан и сверхтвердый фарфор
Скульптура «Воспоминания, от смерти к жизни» Уоллеса Чана
Коллекционеры предметов его творчества в основном представляют восходящую богатую элиту Китая, а иногда и европейских королевских особ, включая принца Дании Хенрика. Работы такого масштаба и цвета нравятся смелым, уверенным в себе женщинам, таким как Линг-Лин Сие, деловая женщина, чья компания производит поликремний на Тайване. «Его работа похожа на 3D-фильм, — говорит она. Камни наслоены поверх камней, сверкая со всех сторон. Еще одним поклонником является Франсуа Кюриэль, бывший специалист по ювелирным изделиям, а ныне известный председатель Christie's в Азии. Большинство коллекционеров покупают непосредственно у ювелира и редко перепродают его работы. Г-н Чан входит в небольшую группу ювелиров, чьи работы известны во всем мире. Один из них, Джоэл Артур Розенталь (JAR), житель Нью-Йорка, живущий в Париже и создающий мгновенно узнаваемые произведения, основанные на флоре и фауне. Другие: Вирен Бхагат из Индии, Хеммерле из Германии и Севан Бичакчи из Турции также являются его современниками.
Уоллес Чан привнес в современное ювелирное искусство изобретенными им технологиями:
1987 год – изобретение огранки Уоллеса – иллюзорной трехмерной техники резьбы по драгоценным камням;
2002 год — получение патента на технологию по улучшению световых эффектов нефрита. Это новая техника очистки, шлифовки и полировки нефрита. Также он создал особую технологию вытачивания тонких, буквально светящихся изделий из другого красивого поделочного камня – жадеита.2007 год — «укрощение титана».
2018 год — усовершенствование фарфора. Wallace Chan создал материал «небьющийся фарфор», в пять раз более прочный, чем сталь. Художник рассказывает, как продвигалась работа: «В 2010 году я задумал создать новый тип фарфора. Чтобы достичь желаемого результата, я очень долго экспериментировал с этим материалом, открывал в нем новые свойства... Необходимо было изобрести новые технические приемы, подобрать нужные материалы, ингредиенты, инструменты и печи...
Я много ездил по разным странам в поисках производителей печей, отвечающих именно тем параметрам, которые были мне нужны. В конце концов я нашел двух производителей в Германии, теперь заказываю свои печи у них».
Кольцо "Новое поколение"
2019 год — Кольцо с драгоценным камнем «Новое поколение» из фарфора Уоллеса Чана стало первым произведением современного китайского художника, включенным в коллекцию Британского музея.
«Тотем. Диалог между материалами и временем»
2022 год — Венецианская биеннале. Уоллес Чан представил здесь инсталляцию «Тотем. Диалог между материалами и временем», которая объединяет философские аспекты его буддийской веры с врожденными свойствами материалов, которые он использует в своей гигантской и впечатляющей работе из титана. 10-метровая скульптура была разбита художником на несколько частей и помещена на пол. Разрушение целостности скульптуры как единой формы, намекает на хрупкость, социальную раздробленность и неизбежный крах заранее установленного порядка.
Изобретение и внедрение нескольких видов закрепки:
— Закрепка «бриллиантовый коготь» позволяет бриллиантам выступать в качестве функциональных крапанов, которые удерживают другие бриллианты и драгоценные камни на своих местах.
— Метод «внутренних выемок и шипов» является адаптацией ювелирного стиля, существовавшего во времена правления китайской императорской династии Минг.
— Уоллес Чан применяет оригинальный метод незаметной закрепки камней, в котором в качестве каркаса выступают сами драгоценные камни и бриллианты.
А вот что говорит художник о своем творчестве:
«Концепция масштаба лежит в основе всей моей работы», — говорит художник. «Это ключ, который открывает двери и раскрывает мой сокровенный мир, состоящий из той чистоты, которой я окружаю себя с детства и которую нахожу в природе и пейзажах. Я думаю о себе как о скульпторе, но также и как об изысканном ювелирном дизайнере, и эти два мира ближе, чем вы думаете. Вместе они дают мне крылья для полета».