Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

1980-е: украшения Паломы Пикассо как отражение времени

3 ноября 2022
Редакция

Палома Пикассо в колье из цитрина и золота, 1985 год. Фото Гетти.

История ювелирного искусства обладает одной любопытной особенностью: формы ювелирных изделий и мотивы никогда не исчезают, вновь возвращаясь  спустя десятилетия в новых стилях, с некоторыми изменениями и авторской интерпретацией. На развитие определенных мотивов, а также металлов и камней влияние моды бесспорно, но, строго говоря,  ни одна из форм и материалов не забывается навсегда.

Когда Палома Пикассо представила свою первую коллекцию для Tiffany в 1980 году, Vogue написал: «Это новое определение «настоящих» украшений в современном смысле». В то время, когда в «настоящих» украшениях должны были быть бриллианты, Пикассо использовала полудрагоценные камни. «Она берет цитрин и делает его таким же драгоценным, как бриллиант фантазийного цвета», — заявила легендарный редактор аксессуаров Vogue Кэнди Пратс Прайс.

То, что пресса восприняла как смелый отказ от украшений с бриллиантами было для Паломы Пикассо интуитивно понятным. «Мне нравятся большие камни, а с полудрагоценными камнями можно работать, выбирая очень большие размеры», — объяснила дизайнер, в интервью для книги Bejeweled. 

Младшая дочь художников Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, Палома рассказывала, что с раннего возраста ее волновал вопрос о сущности прекрасного, и украшения были очень важной частью ее размышлений. «Когда я была маленькой, часто спрашивала маму, могу ли я вместе с ней посмотреть ее украшения», — говорит Пикассо.

Свой первый профессиональный опыт в ювелирном деле она получила в 1968 году, создавая костюмы для парижской театральной постановки. Затем она сделала бижутерию для  подиумных коллекций Ив Сен-Лорана.

Палома Пикассо и Ив Сен-Лоран. фото Гетти имидж

Палома в платье Ив Сен-Лорана из скандальной коллекции 1971 го «Liberation» и собственных украшениях

 

В начале 1970-х гг Пикассо поступила на курсы в парижской ювелирной школе, по окончании которых разработала ожерелий и браслетов для греческой компании Zolotas.  

К концу 1970-х Пикассо уже стала частью французского мира моды. Помимо того, что сама была талантлива, она к тому же обладала безупречным чутьем на таланты. Так, Маноло Бланик считает, что именно Палома открыла его карьеру, познакомив его с редактором Vogue Дайаной Вриланд. Карьера Пикассо вышла на международный уровень, когда директор по дизайну Tiffany Джон Лоринг заказал у нее дизайн украшений для бренда. Лоринг объяснил, что выбрал Пикассо, потому что чувствовал, что «ее любовь к большому масштабу и яркому цвету станет идеальным средством для увековечения традиционного превосходства Тиффани в полудрагоценных камнях».


Колье Paloma Picasso for Tiffany & Co. X с различными полудрагоценными камнями и серьгами было продано на аукционе Christie's.

 

В 1986 году Палома создала ожерелье из барочного жемчуга с кунцитом весом 396,3 карата, обернтого вздымающимися бриллиантовыми лентами. Это украшение было подарено Смитсоновскому институту в честь 150-летия Tiffany через год после его изготовления:

 Еще несколько работ того времени с полудрагоценными камнями, созданными Паломой Пикассо для Тиффани:

 

 

Палома Пикассо для Тиффани; золото, агаты

Палома Пикассо для Тиффани; браслет из ограниченной серии: золото, платина, бриллианты

 

 

Пошло уже более пяти десятилетий с тех пор, как  Палома Пикассо создала свое первое украшение для Tiffany & Co.

Сегодн Палома по-прежнему создает изделия, отмеченные ее индивидуальным характером — будь то украшения с яркими крупными камнями, или графичные структурированные сердца, или  романтичные оливковые листья -  ее работы отличают чистые, смелые формы.

2013 год, коллекция Olive Leaf от Paloma для Tiffany & Co.:

 Создавая эту коллекцию, Палома Пикассо черпала вдохновение в оливковых рощах, окружающих ее дом в Марокко. Мотив оливковой ветви, который проходит рефреном через все предметы коллекции, является символом мира и напоминанием о том, почему ее мать и отец, знаменитый художник Пабло Пикассо, решили назвать свою младшую дочь Паломой. «Мы все знакомы с голубем, несущим оливковую ветвь в знак мира», — говорит Пикассо. «Палома в переводе с испанского означает «голубь». Украшения, которые я создала, отдают дань уважения благородной миссии посланника и садам как убежищу мира и спокойствия».

И вот, спустя десятилетия, мы видим работу художника с полудрагоценными камнями больших размеров. Но эта коллекция рождает совершенно иные чувства, согласитесь. В ней, в отличие от резкой графичности 1980-х видим мягкость и плавность линий, от нее веет романтизмом...

Два кольца, одно из которых с  рубеллитом цвета марокканской розы, другое - с оливково-зеленым хризолитом.  Золотые листья, инкрустированные бриллиантами, стелются по четырем углам каждого камня и обвиваются, как виноградная лоза, вокруг пальца. 

Ажурный дизайн повторяется в подвесках,браслетах-манжетах и, что наиболее впечатляюще, в серьгах-подвесках (ниже), которые украшены рубеллитами грушевидной формы, индивидуально вырезанными вручную. Завершает коллекцию простая пара серег из голубого топаза цвета летнего неба — идеальное противоядие от грядущей бурной погоды. 

 

 

Год 2022

Прошло еще десят лет и снова Палома взяла в руки свой альбом для рисования.  В нем нет повседневных украшений, так как Палома Пикассо возвращается к своей первой любви к моде и радостным украшениям и занимается скрещиванием гипнотических камней: морганитов, аквамаринов, а также осколков танзанита и зажигательных гранатов. Все огранены с изменяемой геометрией, так как она их всегда любила.

Колье Paloma's Studio из желтого золота с бриллиантами, танзанитами, аквамаринами, морганитами, аметистами или турмалинами, Tiffany & Co. Tiffany

Кольца Duo of Paloma's Studio из желтого золота, бриллиантов, спессартита, топаза и зеленого турмалина, Tiffany & Co.

Обратная сторона Луны

Крупные смелые украшения с полудрагоценными камнями были почти всем, что делала Пикассо в первые несколько лет работы в Tiffany. Они создали сильный имидж дизайнера, но ее фирменный стиль не был завершен примерно до 1983 года, когда она представила обратную сторону своего роскошного образа. «Я поняла, что должна делать что-то более простое в производстве и более доступное по цене», — объяснила она. Изделия, которые она придумала, были маленькими личными выражениями в серебре и золоте, которые имели огромный успех.


Карикатура 1995 года из The New Yorker с брошью Паломы Пикассо Scribble.
Фото  Conde Nast

Золотая брошь Scribble от Паломы Пикассо для Tiffany & Co. Фото Christie's

 

Ее дизайн броши Scribble был вдохновлен охновлен граффити Кита Харринга, которые он размещал на улицах и в метро Нью-Йорка в 1980-х годах. «В то время все выступали против граффити, — сказал Пикассо. «Я подумала: а давайте создадим граффити  хороший имидж!». 

 

Источники:

Мадам Фигаро

theadventurine.com

TheJewelleryEditor

Vogue

https://museeyslparis.com/

https://agnautacouture.com

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом