Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Имена: Жорж Ленфан (Georges L'Enfant)

10 ноября 2022
Редакция

Жоржа Л'Энфана можно назвать одним из незамеченных героев французского ювелирного искусства 20-го века. Чрезвычайно искусный дизайнер и производитель, он  делал украшения для нескольких крупнейших парижских домов на Вандомской площади.

Брошь Ленфанта для Van Cleef & Arpels олицетворяет весь его талант. Все начинается с хорошего рисунка, но воплощение в материале важна не менее... 

Жорж Ленфан прошел различные ступени ученичества, изучал ювелирное дело в Париже и за границей, прежде чем вернуться во Францию и создать свой собственный бизнес в начале 20-го века. Его студия располагалась на улице Пети-Шан, 47, в нескольких минутах ходьбы от Вандомской площади и улицы де ла Пэ, где находились студии его знаменитых клиентов. Он указан в издании «Revue de la Bijouterie, Joaillerie, Orfèvrerie» за 1903 год, в котором говорится, что он уже был зарегистрирован в качестве ювелира, однако его знак производителя не регистрировался до 1909 года. По мере того, как росли успех и репутация, вполне возможно, что Лнфан принял решение маркировать свои изделия,  хотя они в конечном итоге продавались такими компаниями, как Cartier, Van Cleef & Arpels и Mellerio dits Meller.

 

Одно из старейших украшений Ленфанта (выполнено для Картье) датируется 1908 годом. Бриллианты, сапфиры, платина, жемчуг. Цепь Lenfant числится в реестре CARTIER 14 октября 1908 года, а подвеска Lavabre — 13 сентября 1910 года.

 

Этот красивый бульдог был сделан Ленфантом и Боззакки для CARTIER в 1912 году. Резной дымчатый кварц, глаза из оливина, вырезанные Боззакки, инкрустация глаз и ожерелье Жоржа Ленфана.

Еще один бульдог, сделанный Ленфантом и Боззакки в 1912 году для Cartier, из двухцветного агата, ограненного золотого оливина и барочного жемчуга.

Мастера  L'Enfant производила одни из лучших украшений того времени. В 1915 году к бизнесу Жоржа присоединился его сын Жак, которому в то время было всего 11 лет, но который продолжил дело своего отца в конце века.

Жак Ленфан должен был получить среднее образование до получения степени бакалавра в 1920 году, работая в определенное время в мастерской своего отца. Затем он продолжил учебу в Высшей школе декоративного искусства до 1924 года. Он усовершенствовал свое обучение рисованию у  Альфонса Гребеля, ученика Бурделя.

Британский музей атрибутирует авторство этого браслета как Lenfant. Текст из каталога Hull Grundy Gift (Gere et al.) No. 1185: По словам дарителя, оно было продано Maison Boucheron в Париже. Клеймо может принадлежать G. Lenfant, 47 rue des Petits Champs, Paris, GL. Примечание в Holme, 1901–1902 : «Очень тяжелый браслет из золотых звеньев с аметистами высокой огранки «кабошон», по общему мнению, изготовлен Boucheron. Бывшая миссис Стюарт. (Шарлотта Гир). (Возможно, у дарителя была ошибочная память, потому что этот золотой браслет и аметистовые кабошоны изображены на архивной фотографии Cartier London, датированной 1925 годом).

Брошь Sandoz производства Lenfant

Гюстав-Роже Сандос разрабатывал украшения, которые были прекрасны в своей простоте и геометрии, что свидетельствует о движении ар-деко середины 1920-х годов. Хотя его художественные принципы были очень интересны, он столкнулся с финансовыми трудностями и в 1927 году  Гюстав-Роже Сандос принял решение продать свой ювелирный бизнес мастерской Жоржа Ленфана. До этого Жорж Ленфан разрабатывал различные идеи Sandoz, он был знаком с семьей и понимал эстетику Гюстава-Роже. Сандос  назначил своего сына Жерара художественным руководителем, и вместе с Ленфантом они продавали свои изделия под названием «Maison Sandoz», пока компания не была распущена в 1938 году. Ото были одни из самых ярких и оригинальных произведений современного искусства, характеризующиеся смелыми линиями, контрастными формами и сильными цветовыми сочетаниями. 

В 1930 году  Ленфант также  работал на Lacloche, в память о сотрудничестве до нас дошли эти два браслета, упомянутые Лоуренсом Муйефарином в ее превосходной книге о Lacloche:

Также в 1930 году Ленфант предлогал своим клиентам эти эскизы браслетов с твердыми или мелкими камнями:

 Несколько предметов 1940-х годов:

 

CARTIER,1940, колье SERPENT, работа подписана CARTIER FRANCE, клеймо GEORGES LENFANT

Пара браслетов 1940-го года, LENFAN

Браслет, 1945

Несколько лет спустя, после Второй мировой войны, L'enfant приобрела  мастерскую Verger Frères, основанную в 1872 году и наиболее известную производством великолепных украшений и предметов в стиле ар-деко. Это ознаменовало новое сотрудничество с Vacheron Constantin, который некоторое время работал с Verger Freres. Constantin и Ленфант занимались дизайном часов и вместе создавали изделия для Hermès.

Браслет, изготовленный Lenfant для Gübelin, 1945

Браслет, состоящий из перекрученных звеньев из 18-каратного желтого золота с мелкой гравировкой. Подпись BOUCHERON PARIS и клеймо GEORGES LENFANT, 1945-1950

В 1950-х годах  также продолжились давние партнерские отношения с такими ювелирами, как Cartier и Van Cleef & Arpels.

1950 г. брошь Еж

В 1950–1960-х годах Ленфант производил украшения по проекту скульптора Джилиоли.

Подвеска "Верховая езда" от Lenfant для FRED

 В 1960-х и 1970-х годах мастерская L'enfant изготовила множество браслетов и ожерелий из золотых цепочек, которые, пожалуй, больше всего известны сегодня. Жак Л'Энфан был очарован искусством ювелирного дела и множеством узоров, форм и текстур, которые можно было использовать для создания, казалось бы, бесконечного множества цепей.

Жак Ленфан создал множество моделей для многих домов, назвать их все сложно, но среди многих других это Cartier, Boucheron, Lacloche Frères Van Cleef, Hermès, Mellerio, Mauboussin, Tiffany, Boivin, Bulgari.


 

Каталог, в 1959 году тканевый браслет с золотыми изумрудами и бриллиантами Ленфанта стоил 415 000 франков. 

 

 

 браслет Lenfant, 1960 г.

 

 

 

классический браслет дома Lenfant

 

 

1960 г,  для Тиффани

 

 

Кинетический браслет 1960 года. Жак Ленфан выделялся своими оптико-кинетическими украшениями, выполненными в духе Вазарели.

браслет 1965 года 

браслет Империя и колье из сатинированного золота 1962 года. Цена на тот момент была следующей: браслет 2640 новых франков и колье 2690 н.ф.

2 браслета Lenfant Richard из каталога 1962 г.

 

VAN CLEEF & ARPELS, КОЛЬЦО «TOI & MOI» Подпись, нумерация и дата: 1968 г. Клеймо мастера: Georges Lenfant 

 


Этот красивый винтажный текстурированный браслет от Georges L'Enfant изготовлен из 18-каратного желтого золота. Изделие состоит из 20 звеньев U-образной формы, вручную обработанных гравировкой, придающей браслету чудесный блеск. Ремешок весит 70,3 г и имеет длину 20,3 см. В продаже на 1Stdibs

Очень известный браслет Hermes из 18-каратного желтого золота (750 проба), подписанный Hermès Paris, клеймо производителя (Georges Lenfant)

 

Шарнирный браслет с тремя рядами стартовых звеньев, украшенный оранжевыми, коричневыми, зелеными эмалевыми узорами. 1970-е гг.

 

 

Браслет состоит из серии узоров "сахарная голова". GEORGES LENFANT, 1970

1970

 

Браслет и кольцо Lenfant для Cartier 

Браслет GEORGES LENFANT for VCA Paris Waves Link, девять текстурированных овальных пластин, сплетенных в виде оптических «волн», подпись VCA, пронумерованные, оправленные в 18-каратное желтое золото, с клеймом производителя для Жоржа Ленфана, датированный 1970 годом

 

 

Система сборки звеньев для этого браслета, продаваемая Van Cleef & Arpels, но производимая Georges Lenfant.

 

La Maison Lenfant в конце 1970 года приобрел Maison Labarte , который производил золотые цепочки в La Rochette в Сене и Марне. Он также хотел увеличить производство до такой степени, чтобы этот дом обеспечивал ему 2/3 его деятельности. На самом деле это был дом Labitte , название которого было изменено на Labarte 


 

Это «морской» браслет, сделанный Жаком Ленфаном для Фреда, 1975 г.

 

 

 БРАСЛЕТ С БРИЛЛИАНТАМИ, ОТ ЖОРЖА ЛЕНФАНА ДЛЯ HERMÈS, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1970 г. Создан в виде текстурированных золотых звеньев, одно звено вымощено бриллиантами классической огранки, вмонтировано в золото 18 карат, подписано Hermès

 


Корона Бокассы, изготовленная Ленфантом для Артюса Бертрана

Бокасса преклонялся перед Наполеоном Бонапартом и поэтому хотел подражать консулу, короновавшему себя императором. Отсылки к Наполеону во время коронации были многочисленны, например, имперский орел, дата (4 декабря 1977 г., два дня ближе к годовщине коронации Наполеона 2 декабря 1804 г.) 

 

В 1983 году Жан Жак Бауэр, который в то время являлся директором компании, стал председателем и главным исполнительным директором Maison Lenfant. Жак Ленфан, будучи ослабленным, будет уволен, ему даже запретили входить в мастерскую...

 

 

Источники:

https://de-garo.com/artiste/georges-lenfant/

https://www.richardjeanjacques.com/

 

 

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом