Ганс Гольбейн (Младший), слева направо: Портрет Генриху VIII (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания), рисунок тушью и акварелью украшения с монограммой, скорее всего, выполненного для королевы Джейн Сеймур (Британский музей), портрет Джейн Сеймур (Художественно-исторический музей, Вена, Австрия)
Ганс Гольбейн (Младший), один из величайших портретистов 16 века известен в кругу ювелиров тем, что создавал эскизы экстравагантно роскошных украшений для двора Тюдоров, правивших в те времена Англией. Этот стиль в будет заново открыт в викторианскую эпоху и назовут его "гольбейнским".
Украшения, выполненные в стиле Гольбейна отличает богатство формы и цвета. Характерный признак стиля - расположенный в центре большой драгоценный камень- кабошон. Как вариант - камея или инталия в золоте с эмалью. В нижней части украшения подвешивался, как правило, жемчужина, но порой - небольшой подвес с другим камнем. Задняя часть каждого изделия часто искусно выгравирована с использованием завитков и лиственного орнамента.
Фото: Википедия / Шакко, автор создала коллаж украшений, представленных на портретах работы Гольбейна и мастерской
Позднее украшения, представленные на портретах тюдоровских дам двора Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна Младшего стали копироваться такими ювелирами, как Джон Брогден и Карло Джулиано. Другими ювелирными домами, производившими украшения в стиле Гольбейна, были Жюль Визе, Бушерон, Шоме и Вевер.
Гольбейский кулон Джона Брогдена , около 1870 г.
Но вернемся к герою нашего рассказа. Ганс Гольбейн родился в Аугсбурге и первоначально работал в Базеле. После того, как Гольбейн эмигрировал в Лондон в 1532 году, Генрих VIII в 1533 году поручил ему разработать украшения для его свадьбы с Анной Болейн.Затем последовали портреты короля и его семьи, и Гольбейн был связан с периодом Тюдоров, как никакой другой художник. Невероятно детализированные картины изображали монарха и его семью в дорогих вышитых тканях и сверкающих драгоценностях. Но в дополнение к портретам украшенных дворян, Гольбейн также рисовал свои собственные эскизы украшений, которые затем вызвали новый интерес в 19 веке. Особенно после Всемирной выставки 1862 года дизайны, основанные на работах Гольбейна, стали популярны в Англии.
Сегодня существует несколько украшений по эскизам Гольбейна (как и многие украшения эпохи Возрождения, они, вероятно, были переплавлены, чтобы золото можно было продать или использовать повторно), но талант художника в дизайне драгоценных камней и изготовлении оправ для важных драгоценных камней просто огромен. Об этом свидетельствует большое количество рисунков ювелирных изделий, которые он оставил в довольно загадочной «Ювелирной книге», завещанной Британскому музею одним из его основателей, сэром Хансом Слоаном, в восемнадцатом веке.
Эскизы королевских украшений, выполненных Гольбейном. "Ювелирная книга", Британский музей
Эскиз кинжала Генриха, выполненный Гансом Гольбейном, Британский музей
Два дизайна украшений Гольбейна, слева - кулон, вероятно, был сделан для королевы Джейн Сеймур во время ее брака с королем Генрихом VIII. Он выполнен в виде монограммы RE и украшен драгоценными камнями и жемчугом. Справа эскиз круглой подвески с пятью изумрудами и подвешенной жемчужиной. Британский музей
Том содержит множество рисунков роскошных украшений для драгоценностей, замысловатых застежек и других драгоценных предметов, в том числе искусно изготовленных шкатулок для драгоценностей. Эта книга эскизов была внесена в список имущества Генриха VIII после его смерти, что наводит ученых на мысль, что рисунки были выполнены ни для кого иного, как для самого монарха.
Два дизайна украшений Гольбейна
Рисунок пером и тушью для кулона, выполненный Гансом Гольбейном Младшим, Британский музей.
Нас часто завораживают драгоценности на исторических портретах. Это роскошно и романтично, и это заставляет задуматься, какие модные вечеринки можно было посещать в таких экстравагантных драгоценностях. Оказывается, люди викторианской эпохи были так же очарованы старинными стилями, как и мы их. В середине 19 века ювелиры создавали невероятные изделия, даже наборы украшений, вдохновленные драгоценными камнями, которые они видели в музеях, и портретами эпохи Возрождения. И конечно же, викторианские ювелиры обратились к портретам и эскизам , Ганса Гольбейна Младшего. Первым ювелирным изделием, выполненным в истинно «гольбинском стиле», была Девонширская парюра, набор из семи предметов, включающий 88 прекрасных драгоценных камней; он был сделан примерно в 1856 году. Ювелирные изделия, выполненные в стиле эпохи Возрождения, представляют собой центральный драгоценный камень с яркой золотой отделкой, замысловатой эмалью и изящными подвесками, обычно жемчугом.
Девонширская парюра, приписываемая Хэнкоку около 1855 г., Чатсуорт-Хаус, Девоншир, Англия
Подвес викторианской эпохи, выполненный в гольнбейнском стиле
Подвес викторианской эпохи, выполненный в гольнбейнском стиле
Говорят, что история повторяется, и это, безусловно, верно в отношении ювелирных тенденций.
Источники:
https://theadventurine.com/culture/jewelry-history/henry-viiis-favorite-jewelry-designer/
https://www.1stdibs.com/jewelry/style/holbeinesque/
https://commons.wikimedia.org/