«Большинство вещей начинается с украшения, с которым я балуюсь», — сказал Джуди Блейм, эрудит в области моды и культуры, который умер в феврале 2018 года в возрасте 58 лет.
Начиная с 1980-х годов, Джуди многое создал, начиная с обложек альбомов (Blue Lines группы Massive Attack) и режиссуры видеоклипов («Manchild» Нене Черри) и заканчивая разворотами модных журналов (он оформлял многие из наиболее важных съемок i-D). Но в основе всего этого были его украшения. Это были украшения, не похожие ни на какие другие: ни драгоценных камней, ни драгоценных металлов. Вместо этого они были сделаны из английских булавок, крышек от бутылок, значков и случайных находок, которые большинство сочло бы мусором. Его работы продавались на Dover Street Market и выставлялись в ICA. Он также создавал украшения для показов таких дизайнеров, как Comme des Garçons, Marc Jacobs и Kim Jones в Louis Vuitton.
Блейм мало претендовал на авторство своих работ при жизни, что затрудняло отслеживание широты и масштаба его влияния. Он рано понял, что мода не обязательно должна означать роскошь. В середине 1980-х он отвечал за внешний вид Нене Черри, одевая ее в спортивную одежду и латунную бижутерию, вместе с Боем Джорджем он помог разработать внешний вид Culture Club с самодельными значками и пуговицами: он был разработан, чтобы фанаты могли его имитировать.
Ожерелье Judy Blame из черной нити и жемчуга
Так много дизайнеров были вдохновлены его работами, что можно с уверенностью сказать, что любой, кто использует английскую булавку для украшения, вероятно, смотрел на Блейма.
«Джуди десятилетиями работал с бесконечными творческими возможностями обыденной, но волшебной английской булавки», — говорит художница Линдер, которая включила украшения Блейма в свою групповую выставку в Доме славы в Nottingham Contemporary. Впервые она встретила Блейма в 1977 году, когда он сбежал из дома и все еще был известен под своим именем Крис Барнс. Движение панков было их топливом: в то время Линдер создавала обложку своего ставшего культовым альбома для Buzzcocks, используя нарезанные фотографии, и эту практику она продолжает в своих работах по сей день. «Мы все постоянно работали над своей личностью».
Линдер говорит об алхимии в работе Блейма, о создании чего-то из кажущегося ничем. «Одной из целей алхимии является «хризопея», — говорит она, — превращение того, что является низким, в то, что ценно и почитаемо. В этом суть практики Джуди. Мы оба часто работали с материалами, предназначенными для пропуска».
В его работе была невозмутимая честность. «Он всегда говорил, что может сделать самый дешевый кусок дерьма действительно шикарным», — говорит Карли Блэк, его помощник в студии и правая рука, которая работала с Блеймом последние 10 лет его жизни. Они были так близки, что Карли до сих пор иногда говорит о нем в настоящем времени.
«У него был действительно странный способ работы. Многое было эмоциональным. Студия представляет собой массу самых странных материалов. Он просто собирал вещи на улице. Некоторые вещи лежали в сумках годами, и он помнил, что там что-то было».
«Необходимо установить связь между Джуди и определенной идеей пиратства», — говорит Грегор Мьюир, ныне директор коллекции международного искусства в Тейт, который устроил ретроспективную выставку Блейма в ICA в 2016 году во время своего пребывания там в качестве исполнительного директора. «С его стороны было так умно работать в ювелирном деле, потому что он превращает дерьмо в объекты желания. Это всегда было его гениальностью».
Работа Блейма поставила под сомнение наше восприятие красоты, имея в виду чрезмерное потребление, угрозу окружающей среде и влияние общества, которым правит богатство. «Другим моментом было его повествование, — говорит Мьюир, — то, как он рассказывал истории, тот драматизм, который он придавал вещам, передавая их с юмором».
Блейм жил жизнью, отличной от большинства, не только в украшениях, но и в моде. Его целью не было построить устойчивый бизнес. Его всегда интересовала сама работа, а не прибыль. «Это не принесло мне никакой пользы, — сказал Блейм во время нашего разговора в 2016 году, — но я имею в виду, знаете ли, мне это понравилось».
Теперь, когда он скончался, нечего эксплуатировать, но есть наследие, которое нужно сохранить. Создан траст. Студия и ее содержимое будут сохранены, как готовые работы, так и собранные им материалы. Незадолго до своей смерти Блейм работал с Майклом Копельманом из Gimme Five над созданием ювелирных украшений и футболок ограниченным тиражом, создав прецедент того, как его подпись могла сохраниться.
Но на самом деле работа Блейма так же уместна в галерее, как и в розничной торговле. Помимо работ на выставке Линдера, Blame недавно был предметом выставки в галерее SWG3 художника Джима Лэмби в Глазго. В Ноттингеме Линдер выставила работу Блейм рядом с медальоном 1840-х годов из Чатсуорта, где она работала художницей. «Взгляд не останавливается, когда видишь работы Джуди среди сокровищ 19-го века, — говорит Линдер. Это больше, чем панк, больше, чем сумма его разрозненных частей. «Лучшие работы Джуди выходят за пределы времени и пространства, — говорит она.