Конец Первой мировой войны ознаменовал восстание против эксцессов эдвардианской эпохи и Belle Epoque. Великая война опустошила европейские культурные центры, женщины заняли рабочие места, оставленные мужчинами, призванными на фронт, а дворянств очень сильно обеднело. В этой быстро меняющейся среде возникло дизайнерское движение ар-деко. Впервые представленный в Париже в 1925 году на выставке Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes (хотя некоторые датируют этот стиль еще в 1915 году), ар-деко был визуальным воплощением модернистских принципов. Прославляя триумф технологий и гладких, освобождающих форм века машин, его акцент на структуру отвечал широко распространенному стремлению к порядку вслед за хаосом.
Бейли Бэнкс, Биддл и Ко. Карманные часы в стиле ар-деко с бриллиантами и синтетическим рубином.
До 1935 года такие мастера-ювелиры, как Cartier, Van Cleef & Arpels, Maison Janesich, Ostertag, René Boivin, Paul Brandt, Raymond Templier и Fouquet, вместе с художниками и архитекторами внедряли инновации для развития отношений. между формой и функцией. Стремительные, плавные линии и природные мотивы уступили место геометрическому дизайну, когда в моду вошли чистые линии, контраст и цвет.
Кольцо с сапфиром в стиле ар-деко от Raymond Templier
Бриллиантовые серьги в стиле ар-деко
По словам историка декоративно-прикладного искусства Мелиссы Габарди, движение ар-деко «отбросило диктаты прошлого». Драгоценности в стиле ар-деко были гладкими и смелыми, отличались острыми краями и четкой выверенностью поверхностей, линий и объема. Были введены неортодоксальные комбинации камней, причем во многих дизайнах сочетались натуральные материалы, такие как оникс, изумруды, рубины, нефрит, серебро, слоновая кость, лазурит и горный хрусталь, с искусственными, такими как пластик и стекло.
Булавка Cartier в стиле ар-деко с нефритом, кораллом, эмалью и бриллиантами
«Несмотря на то, что дизайнеры являлись представителями разных слоев общества, все они придерживались одного и того же идеала: полностью порвать с прошлым, черпать вдохновение в повседневной жизни и избавить декоративное искусство от бесполезных украшений», — говорит Лоуренс Муйефарин, историк ар-деко.
Формы ар-деко не обязательно были проще, а скорее стали более линейными и обтекаемыми; крупные драгоценные камни были отвергнуты в пользу мелких бриллиантов круглой огранки.
Бриллиантовая брошь в стиле ар-деко
Эта свобода дизайнерского выссказывания сопоставима с аналогичными изменениями в женской моде того времени, такими как андрогинные силуэты, разработанные Полем Пуаре и Коко Шанель, которые освободили женщин от "корсетного рабства" .
Янесич, брошь в стиле ар-деко из кораллов, бриллиантов и эмали 1930-е годы
Поскольку дизайнеры ювелирных украшений в стиле ар-деко подчеркивали в своих проектах геометрию, акцент делался и на цветовых контрастах.
Брошь-клипса, Cartier. Горный хрусталь, оникс, бриллианты, эмаль, около 1925 года
Дизайнеры также часто помещали горный хрусталь рядом с бриллиантами. Прозрачный, резной или матовый, контраст горного хрусталя усиливал яркость бриллианта, работая в одной и той же цветовой палитре.
Ожерелье с подвеской из содалита, горного хрусталя, рубина, бриллианта и синтетического рубина
В начале 20 века возобновившийся интерес к египетскому, китайскому и японскому искусству предложил европейским художникам новый источник стилистических мотивов. Они адаптировали декоративные элементы, характерные для азиатских украшений, такие как нефрит, коралл, эмали, лак и жемчуг. Дизайн варьировался от точных копий драконов, пагод и китайских иероглифов до более либеральных интерпретаций азиатских тем.
Настольный прибор Jardin Japonais в стиле ар-деко от Cartier , около 1926 года
Cartier подвес в египетском стиле. вставки - лазурит, бирюза, бриллианты, изумруды. около 1925 г
Картье, браслет с бриллиантами и сапфирами, фото Sotheby's
Дизайнеры заимствовали растительные и цветочные мотивы из персидских ковров и миниатюр, а также усовершенствовали нежную гамму роз, нарциссов и вишен или смелое сочетание определенных цветов, таких как синий и зеленый (изумруд и сапфир или лазурит и нефрит).
Многие ювелиры создавали в стиле ар-деко лакированные серебряные шкатулки, аксессуары для курения или косметички. Одними из лучших среди них являются изделия парижского ювелира Templier, чье «воображение было освобождено городской жизнью, новыми методами и технологиями, достижениями в области транспорта», — говорит Муйефарин. Другие изысканные экземпляры были произведены Van Cleef & Arpels, Cartier и Paul Brandt.
После Первой мировой войны в авангарде инноваций в стиле ар-деко стояла компания Cartier. В 1917 году она представила часы Tank и украшения Tutti Frutti, вдохновленные Индией, которые стали очень популярными в 1920-х годах.
Van Cleef & Arpels: Дом Van Cleef & Arpels появился в результате брака между Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпельс. В 1906 году Альфред вместе с братом Эстель Чарльзом основал компанию Van Cleef & Arpels на Вандомской площади, 22, к которой вскоре присоединились члены семьи Жюльен и Луи Арпельс. Рене Пюассан, дочь Альфреда и Эстель, сформировала команду дизайнеров вместе с Рене Симом Лаказом и в течение двух десятилетий производила украшения для фирмы. 1930-е годы были золотым периодом для расширения и творчества: в это время были созданы фирменная оправа Mystery, косметичка Minaudière и линия Passe Partout.
Браслет из горного хрусталя в стиле ар-деко с бриллиантами и эмалью от Janesich
Janesich (Янесич): Леопольдо Янесич открыл свой первый магазин в Триесте в 1835 году, предлагая ювелирные изделия и изделия из серебра международной клиентуре. В конце века он открыл филиал в Париже, затем магазины в Биаррице, Лондоне, Монте-Карло и Виши. Среди клиентов Янесича были такие выдающиеся личности, как эрцгерцог Австрии, король Черногории Николай и герцог Аосты. Janesich хорошо известен своими пудреницами и визитницами в стиле ар-деко. Фирма оставалась в руках семьи, пока не закрылась в 1968 году.
Раймон Темплиер: Компания Templier была основана Шарлем Темплиером, открывшим ювелирный магазин в Париже в 1849 году. Его сменил сын Поль, и компания процветала под его руководством. «Раймон [Темплие] присоединился к семейному ювелирному бизнесу после того, как окончил Высшую национальную школу декоративного искусства, — объясняет Лоуренс Муйефарин. «Он был художником -перфекционистом и требовательным, когда дело касалось производства. Его ювелирные изделия безупречно обработаны и потому его работы легко идентифицировать».
Брошь в стиле ар-деко с бриллиантами и лаком от Raymond Templier
Фуке: Жорж Фуке был открыт для инноваций, — говорит Муйефарин. «В 1925 году он был президентом ювелирной секции на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже. На мероприятие принимаются только «работы нового вдохновения». Его сын Джин присоединился к команде дизайнеров компании в 1919 году, когда ему было 20 лет, и проекты, которые он придумывал для семейного бизнеса, были мастерскими — иногда вдохновленными механикой, иногда изысканно драгоценными. После 1936 года, когда закрылся ювелирный дом Fouquet, Жан продолжал делать украшения, выставляя их в парижских салонах и галереях в компании других дизайнеров». Ожерелье с изумрудом, ониксом и бриллиантом, представленное ниже, было специально создано для Международной выставки 1925 года, от которой ар-деко получил свое название, что делает его квинтэссенцией ар-деко.
колье с изумрудом, ониксом и бриллиантами от Georges Fouquet .
Ostertag: Основанный в 1920-х годах Арнольдом Остертагом и расположенный на Вандомской площади в Париже, наряду со всеми другими важными ювелирными домами того периода, творения Ostertag 1920-х и 1930-х годов конкурировали с произведениями Cartier, Van Cleef & Arpels или Boucheron. Возможно, наиболее известный своими украшениями и предметами искусства, основанными на индийских образцах, Остертаг также продавал в розницу высококачественные часы с драгоценными камнями, поставляемые Audemars Piguet, и замечательные часы, созданные знаменитым часовщиком Джорджем Вергером. Остертаг закрылся с началом Второй мировой войны .
Ostertag, брошь с бриллиантами и изумрудами, около 1930. фото 1stdibs.com
Золотой браслет Ostertag Paris c бриллиантами
Золотой браслет Ostertag Paris 1940-х годов с сапфирами и бриллиантами
René Boivin: «Когда Рене Буавен создавал свою компанию, он хотел создать бизнес, объединяющий разные таланты, и ему это удалось», — говорит Франсуаза Кайлес, автор книги о доме. «Немногие покупатели действительно понимали его авангардные украшения. Boivin всегда создавал украшения для избранных, для интеллектуальной и артистической элиты. Когда он умер в 1917 году, бразды правления фирмой взяла на себя его жена Жанна. Позже к компании присоединится их дочь Жермен. Бойвен всегда шел против течения дня, будь то ар-нуво или ар-деко».
Paul Brandt: Талантливый швейцарский ювелир, художник, скульптор и гравер, Пауль Брандт поселился в Париже, где уже в период ар-нуво занимался дизайном украшений. Впервые он привлек внимание публики своими украшениями в стиле ар-деко на Всемирной выставке 1925 года, став более известным в 1930-х годах благодаря своим чрезвычайно модернистским работам. Красота его абстрактных геометрических украшений заключается в дискретной линейной гармонии и безупречном исполнении.
Брошь из платины, оникса, бриллиантов и нефрита, Пол Брандт, около 1929 года. Коллекция Питера Эдвардса, Лондон