Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Изобретая современность: ювелирное искусство на Всемирных выставках 1851–1939 годов

22 февраля 2023
Редакция

Иногда, рассматривая витрины и последние коллекции на ювелирных выставках, пытаясь уловить грядущие горячие тренды, я думаю о выставках, с которых все началось...

Речь идет о Всемирных выставках 1851-1939 годов. Ювелирные изделия были главной приманкой на выставках того времени, и Tiffany & Co. была достаточно сообразительна, чтобы с самого начала продемонстрировать там свои самые впечатляющие работы, такие как покрытые эмалью золотые орхидеи Г. Полдинга Фарнхема с рубинами и бриллиантами:

 

«Ювелирные изделия играли важную роль, начиная с самых ранних выставок и заканчивая 1930-ми годами», — говорит  Джейсон Буш, куратор декоративно-прикладного искусства в Художественном музее Карнеги.

Участники первых всемирных выставок, начавшиеся почти два столетия назад как стимул для потребителей, втискивали в свои витрины столько товаров, сколько могли. В некотором смысле витрины были похожи на то, что мы видим на выставках сегодня — на самом видном месте располагаются, как правило, экспонаты, предназначенные не столько для продажи, сколько для того, чтобы привлечь людей к более доступным вещам. Эти экспонаты часто предвещали настоящие инновации.

Например, алюминий был популярным новым материалом в середине 19-го века, и он появился во французских украшениях, наряду со многими выставленными предметами декоративно-прикладного искусства, но их дизайн не предстявлял собою что-то особенное. Участники выставок часто представляли предметы, выполненные из инновационных для того периода времени материалов в форме чего-то знакомого для публики.

Всемирные ярмарки были местом, где производители продвигали свои самые инновационные разработки, но более инновационные материалы часто были оформлены в более традиционном стиле.  И наоборот: если компании предлагали некий инновационный стиль, то старались зачастую использовать более традиционные материалы. Например, если вы использовали в браслете новый материал, такой как алюминий, лучше всего его выполнить в традиционном дизайне. В этом случае покупатель не будет шокирован, скорее всего, такая вещь вызовет его любопытство, как минимум...

Браслет из алюминия и золота, ок. 1858 г., Франция (Художественный музей Карнеги, Питтсбург)

И наоборот, дизайнер может использовать маркетри, популярный в 19 веке в дизайне в стиле модерн, чтобы смягчить воздействие на викторианскую публику, используя ее склонность к чувственности и мистическому подтексту.

Эти приемы работают и сегодня. Если ваша идея инноваций состоит в том, чтобы возродить ювелирный стиль, похороненный веками, все, что вам нужно сделать, это модернизировать его презентацию. Так, например, Кастеллани в свое время построил процветающий ювелирный бизнес на всеобщем увлечении античностью, особенно этрусскими украшениями, которые в то время обнаруживались при археологических раскопках в Риме и его окрестностях. Кастеллани, как известно, вернул давно утраченные техники грануляции и микромозаики. Простая, но элегантная золотая диадема в виде лаврового венка, показанная на выставке 1862 года, выглядит странно современной.

Золотая диадема Кастеллани, ок. 1860 г. (частное собрание)

Ювелирные изделия — это лишь часть экспонатов тех Всемирных выставок, где дизайнеры и производители хвастались своими новинками перед миром и друг перед другом. К выставке 1900 года главный художник Tiffany Г. Полдинг Фарнхэм все еще разрабатывал цветочную тематику, но теперь использовал при их создании материалы местного производства: это был способ показать, что в Америке есть эти уникальные драгоценные камни, а также то, что Tiffany может конкурировать с лучшими ювелирными домами Европы.

Брошь-хризантема, 1904 г., из пресноводного жемчуга реки Миссисипи работы Г. Полдинга Фарнхема для Tiffany & Co.

Самые удивительные драгоценности были созданы на рубеже 19 и 20 веков, когда ювелирные изделия, декоративно-прикладное искусство и сами мировые ярмарки достигли пика. Это была Универсальная выставка в Париже, где Рене Лалик получил международное признание, его стенд собирал толпы народа, желающего увидеть насекомых, роящихся на его драгоценностях.

Булавка (фрагмент) работы Рене Лалика, 1898–1899 гг., Из золота, эмали, опала и бриллиантов (Designmuseum Danmark, Копенгаген)

 

Экспозиция Лалика на Всемирной выставке в Париже 1900 г.

Это был поворотный момент — особенно в том, что касается стиля ар-нуво, — и он прославил Рене Лалика. «Лалик одержал беспрецедентную победу», — писал Анри Вевер об экспозиции. «Вокруг собралась огромная толпа, чтобы посмотреть произведения, которые были у всех на слуху».

У витрины Лалика балюстрада крылатых богинь, отлитах из бронзы, намекала на драгоценности внутри. В брошках, ожерельях и тиарах часто фигурировали мистические обнаженные тела, а также змеи и насекомые — в том числе булавка в «Изобретая современный мир» с изображением покрытых эмалью золотых ос с крыльями, усыпанными бриллиантами, кишащими большим опалом.

Неподалеку Жорж Фуке показал драгоценности в стиле модерн, созданные совместно с Альфонсом Мухой и Анри Вевером. Галле заново изобретал художественное стекло в таком же потрясающем стенде неподалеку.

В США ярмарки зажили собственной жизнью, движимые растущим потребительством среднего класса. Мюзикл «Встреть меня в Сент-Луисе» демонстрирует бешеный азарт и гражданскую гордость, окружавшие всемирные ярмарки 1904 года. Для ярмарки в Сент-Луисе было построено более 1500 зданий, соединенных примерно 75 милями дорог и пешеходных дорожек, в которых размещались экспонаты из 62 страны. Многие предметы так и не покинули США, попав в музеи или, как в случае с гигантским органом из Festival Hall и бронзовым орлом немецкого производства, стали экспонатами вестибюля универмага Wanamaker в Филадельфии.

 Рене Лалик (и ар-нуво в целом) стал всемирно известным на парижской выставке 1900 года, а  спустя 25 лет на парижской же выставке миру был преставлен стиль ар деко. К тому времени Лалик обратился к художественному стеклу, а его место в ювелирном мире заняли Boucheron и Van Cleef & Arpels.

Примерно в то же время направленность ярмарок начала меняться. Между 1900 и 1925 годами модернизм начал побеждать традиционализм, и изложение стало более интегрированным. Boucheron представил этот браслет в стиле ар-деко в 1925 году на выставке Exposition Internationale des Arts Decoratifs в Париже, где родился термин «ар-деко».

 

Браслет Boucheron, 1925 г., из платины, осмия, золота, эмали, бриллиантов, рубинов, сапфиров и изумрудов (Сигельсон, Нью-Йорк)

К 1939 году, до того, как война изменила все, Дом драгоценностей стал самым популярным павильоном.  Среди прочего, всемирные ярмарки были упражнением в том, что Anthropologie позже назовет «мерчендайзингом образа жизни».

К середине двадцатого века идея ярмарок заключалась в том, чтобы показать, как вы, как американец среднего класса, можете жить с этими предметами, даже с новыми технологиями в стекле или люците.

Ближе к концу расцвета мировых ярмарок несколько городов устраивали ярмарки примерно в одно и то же время, и крупные ювелирные дома, такие как Tiffany и Cartier, стали очень влиятельными. «В 1851 году всемирная выставка была огромной, — говорит Футтер. «После этого ярмарки становились все больше и больше, а затем, после 1939 года, с началом Второй мировой войны, они действительно стали больше касаться идей, а не объектов».

Некоторые считают, что мы еще не видели последнюю ярмарку в старом стиле. «В 1930-х годах в США было пять всемирных ярмарок, и все они были посвящены попыткам дать толчок экономике после Великой депрессии, — говорит Футтер. Знатоки мировых выставок говорят, что они не удивятся, если у нас снова будет такая выставка именно по этой причине.

Кто знает? Это может вдохновить на совершенно новый подход к дизайну ювелирных изделий.

Источник: thejewelryloupe.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом