Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Драгоценный Ренессанс. Ювелирные украшения на картинах художников Возрождения

28 февраля 2023
Кофе с Кандинским

Художники эпохи Возрождения любили писать женские образы: богини, мадонны и светские дамы в изобилии появляются в их произведениях. Украшения - непременный атрибут подобных картин, давайте же рассмотрим их поближе.

Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони. 1504-1507. Уффици, Флоренция

Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони. 1504-1507. Уффици, Флоренция

Начнем с картины Рафаэля. На груди у госпожи Дони впечатляющее украшение - подвеска с крупной жемчужиной и тремя камнями: рубин, сапфир и изумруд. Эта драгоценность, по всей вероятности, была свадебным подарком, причем подарком со значением. Каждый камень имел свою символику: рубин отвечал за жизненную силу, жемчуг - за чистоту, а сапфир - за богатство.

Фрагмент картины

Фрагмент картины

Если приглядеться внимательно, то можно увидеть, что изумруд в подвеске существует не сам по себе, а в оправе в виде единорога. Изумруд считали камнем Венеры, он символизировал любовь и плодородие, а вот единорог, как правило, означал целомудрие - все вместе же означало ожидание рождения законного наследника. Маддалена в момент создания картины была беременна, она и супруг Аньоло Дони стали счастливыми родителями девочки Марии в сентябре 1507 года.

Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони. 1504-1507. Уффици, Флоренция

Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони. 1504-1507. Уффици, Флоренция

На указательном пальце Маддалены кольцо с бриллиантом плоской огранки - это, кстати, обручальное кольцо! Обычно кольцо носили на безымянном пальце, как и положено - но в данном случае девушка желала подчеркнуть гордость за свой счастливый брак. Портрет Маддалены Дони - часть двойного портрета, ведь Рафаэль также изобразил и ее супруга.

Руки Маддалены украшают еще два колечка с рубинами - в пандан к подвеске.

Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем. 1460-1465. Уффици, Флоренция

Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем. 1460-1465. Уффици, Флоренция

Мадонны, написанные Филиппо Липпи, поражают нежностью и миловидностью, и украшения им подстать. Эта Мадонна носит сложную прическу с вуалью, украшенную жемчугом, его же можно увидеть на одеянии и на парчовой подушке. Аналогичные вуали с жемчугом любили флорентийские дамы XV века.

Драгоценный Ренессанс. Ювелирные украшения на картинах художников Возрождения.

Естественная красота жемчуга всегда привлекала внимание художников. Сотворенный самой природой, он символизировал целомудрие и чистоту, то есть для Мадонны был самым главным украшением (вспомним догмат о непорочном зачатии). В текстах римского историка Плиния описывается история о том, как устрица поднималась со дна морского на поверхность и, открыв раковину, собирала небесную росу – и так из небесной росы в ней рождалась жемчужина. Аналогия с рождением Христа самая прямая.

Сандро Боттичелли. Стойкость. 1470. Уффици, Флоренция

Сандро Боттичелли. Стойкость. 1470. Уффици, Флоренция

Одна из ранних работ Боттичелии «Стойкость» была выполнена для Зала Трибунала на площади Синьории во Флоренции. В этом зале было семь панно, изображавших добродетели человека. Заказ был сделан художнику Пьетро Полайолло, и только одно панно создал Боттичелли.

Фрагмент произведения

Фрагмент произведения

С головным убором, украшенным жемчугом, все в целом понятно, добродетель чиста и невинна, иначе она не была бы добродетелью. А вот на груди девушки можно увидеть два бриллианта на украшенном орнаментом нагруднике. Огранка камней здесь другая, чем в фероньере Гонзага, описанной выше, – остроконечная. Такой бриллиант символизирует силу и стойкость – в этом панно все очень продумано.

Рафаэль Санти. Портрет Елизаветы Гонзага. Ок. 1502. Уффици, Флоренция

Рафаэль Санти. Портрет Елизаветы Гонзага. Ок. 1502. Уффици, Флоренция

Елизавета Гонзага на картине Рафаэля носит фероньеру (обруч или лента вокруг головы с подвеской по центру лба) – очень модное в Италии начала XVI века украшение. Здесь фероньера украшена фигуркой скорпиона – казалось бы, совсем не то животное, которого хочется повесить на лицо. Самая очевидная интерпретация – знак зодиака, однако госпожа Гонзага была водолеем.

Драгоценный Ренессанс. Ювелирные украшения на картинах художников Возрождения.

Скорпион держит бриллиант, что символически отсылает к острому уму изображенной дамы. По воспоминаниям современников, Елизавета Гонзага была интеллектуалкой, ее ценили за образованность и юмор, а при дворе этой герцогини в Урбино сформировался кружок гуманистов. Скорпион, кстати, в ренессансной символике говорит об ораторском таланте, но сам по себе, конечно, знаменует опасность. Иначе говоря, украшение свидетельствует о том, что с этой дамой шутки плохи.

Источник: Кофе с Кандинским
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом