Художники эпохи Возрождения любили писать женские образы: богини, мадонны и светские дамы в изобилии появляются в их произведениях. Украшения - непременный атрибут подобных картин, давайте же рассмотрим их поближе.
Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони. 1504-1507. Уффици, Флоренция
Начнем с картины Рафаэля. На груди у госпожи Дони впечатляющее украшение - подвеска с крупной жемчужиной и тремя камнями: рубин, сапфир и изумруд. Эта драгоценность, по всей вероятности, была свадебным подарком, причем подарком со значением. Каждый камень имел свою символику: рубин отвечал за жизненную силу, жемчуг - за чистоту, а сапфир - за богатство.
Фрагмент картины
Если приглядеться внимательно, то можно увидеть, что изумруд в подвеске существует не сам по себе, а в оправе в виде единорога. Изумруд считали камнем Венеры, он символизировал любовь и плодородие, а вот единорог, как правило, означал целомудрие - все вместе же означало ожидание рождения законного наследника. Маддалена в момент создания картины была беременна, она и супруг Аньоло Дони стали счастливыми родителями девочки Марии в сентябре 1507 года.
Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони. 1504-1507. Уффици, Флоренция
На указательном пальце Маддалены кольцо с бриллиантом плоской огранки - это, кстати, обручальное кольцо! Обычно кольцо носили на безымянном пальце, как и положено - но в данном случае девушка желала подчеркнуть гордость за свой счастливый брак. Портрет Маддалены Дони - часть двойного портрета, ведь Рафаэль также изобразил и ее супруга.
Руки Маддалены украшают еще два колечка с рубинами - в пандан к подвеске.
Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем. 1460-1465. Уффици, Флоренция
Мадонны, написанные Филиппо Липпи, поражают нежностью и миловидностью, и украшения им подстать. Эта Мадонна носит сложную прическу с вуалью, украшенную жемчугом, его же можно увидеть на одеянии и на парчовой подушке. Аналогичные вуали с жемчугом любили флорентийские дамы XV века.
Естественная красота жемчуга всегда привлекала внимание художников. Сотворенный самой природой, он символизировал целомудрие и чистоту, то есть для Мадонны был самым главным украшением (вспомним догмат о непорочном зачатии). В текстах римского историка Плиния описывается история о том, как устрица поднималась со дна морского на поверхность и, открыв раковину, собирала небесную росу – и так из небесной росы в ней рождалась жемчужина. Аналогия с рождением Христа самая прямая.
Сандро Боттичелли. Стойкость. 1470. Уффици, Флоренция
Одна из ранних работ Боттичелии «Стойкость» была выполнена для Зала Трибунала на площади Синьории во Флоренции. В этом зале было семь панно, изображавших добродетели человека. Заказ был сделан художнику Пьетро Полайолло, и только одно панно создал Боттичелли.
Фрагмент произведения
С головным убором, украшенным жемчугом, все в целом понятно, добродетель чиста и невинна, иначе она не была бы добродетелью. А вот на груди девушки можно увидеть два бриллианта на украшенном орнаментом нагруднике. Огранка камней здесь другая, чем в фероньере Гонзага, описанной выше, – остроконечная. Такой бриллиант символизирует силу и стойкость – в этом панно все очень продумано.
Рафаэль Санти. Портрет Елизаветы Гонзага. Ок. 1502. Уффици, Флоренция
Елизавета Гонзага на картине Рафаэля носит фероньеру (обруч или лента вокруг головы с подвеской по центру лба) – очень модное в Италии начала XVI века украшение. Здесь фероньера украшена фигуркой скорпиона – казалось бы, совсем не то животное, которого хочется повесить на лицо. Самая очевидная интерпретация – знак зодиака, однако госпожа Гонзага была водолеем.
Скорпион держит бриллиант, что символически отсылает к острому уму изображенной дамы. По воспоминаниям современников, Елизавета Гонзага была интеллектуалкой, ее ценили за образованность и юмор, а при дворе этой герцогини в Урбино сформировался кружок гуманистов. Скорпион, кстати, в ренессансной символике говорит об ораторском таланте, но сам по себе, конечно, знаменует опасность. Иначе говоря, украшение свидетельствует о том, что с этой дамой шутки плохи.