Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Концептуальный дизайн: ничего не теряется, все меняется

15 марта 2023
Жюстин Ламарр

Элизабет Фишер | специалист по истории моды, украшений и аксессуаров

«Ничего не теряется, ничего не создается, все трансформируется», гласит закон сохранения массы. Именно с помощью этой формулы, позаимствованной у французского химика Антуана Лорана де Лавуазье (1743–1794), GemGenève приглашает в этом году новое поколение талантов проявить свой творческий потенциал.

В связи с чрезвычайной климатической ситуацией и экологическими проблемами нашего времени тема, выбранная для конкурса гуаши 2023 года, побуждает задуматься об использовании ресурсов.

«Потому что нет другой планеты, которая могла бы принять нас», ювелирное искусство и мир ювелирных изделий не избегают императива удовлетворения потребностей настоящего, предвосхищая жизнеспособность будущего.

Более чем когда-либо потребность в разработке новых способов творчества актуальна, и использование практики повторного использования, переработки или переоценки материалов кажется важным.

Вторя понятиям устойчивого развития, экономики замкнутого цикла, безотходности и передачи, «ничего не теряется, все трансформируется» открывает путь к множеству творческих возможностей.

Задача, которая встает перед каждым дизайнером, заключается в том, чтобы представить мощный дизайн, уникальную форму и жемчужину характера, воплощающую это понятие устойчивого развития.

Но как и каким творческим процессом этого добиться?

Для Элизабет Фишер все является вопросом методологии и основано на основных творческих принципах.

ИЗУЧИТЕ БРИФ

В основе каждого дизайна лежит бриф. Часто выражаясь одним предложением или одним словом, именно из этого краткого утверждения дизайнер разработает свой проект и создаст форму, объект или украшение.

«Ничего не теряется, все преображается» может быть приглашением спросить себя: «Что сегодня такое долговечная драгоценность? ". Задача состоит в том, чтобы подвергнуть сомнению это понятие и предложить личную, оригинальную и беспрецедентную интерпретацию.

Поскольку это отправная точка любого проекта, бриф должен быть тщательно проанализирован. Поэтому первым шагом является мозговой штурм. Необходимо «заставить бриф говорить», поставить его под сомнение. Цель состоит в том, чтобы выделить ключевые идеи и понятия, чтобы найти наиболее оригинальный подход к заданной теме.

Этот этап мозгового штурма может быть предметом индивидуальных размышлений, но также может быть возможностью для коллективной работы между дизайнерами.

Зачастую самые нестандартные интерпретации рождают самые смелые и неординарные замыслы. Даже самый банальный бриф может стать поводом для нестандартной и необычной интерпретации. Вот как в ответ на высокий ювелирный заказ британский дизайнер Соланж Азагури-Партридж представила кулон «сердце» в соответствии с заданием. Но вместо того, чтобы обратиться к сердцу как к геометрической фигуре, она решает вернуться к жизненно важному органу и, следовательно, подойти к теме сердца с анатомической точки зрения. Таким образом, она создает необычную драгоценность, оставаясь при этом верной заданию.

 

Solange Azagury-Partridge

 

Специфика брифа в том, что его всегда можно понять, интерпретировать или исследовать со множества точек зрения. Таким образом, к понятию устойчивого развития можно подходить с разных сторон: экологической, экономической, этической, социальной… Дизайнер должен выбрать тот подход, который позволит ему выполнить наиболее оригинальную работу.

Поскольку любой творческий процесс — это всегда исследовательский процесс, этот первый шаг должен повторяться. Изучение брифа не осуществляется линейным образом, это вопрос самопроверки несколько раз, разными способами, с разных точек зрения. Это важная рабочая фаза творческого процесса.

Чтобы облегчить этот шаг, его можно структурировать с помощью вопросов. Идея состоит в том, чтобы опираться на список вопросов, которые послужат опорой для дизайнера: Какова будет функция этого объекта? Какова его форма? Это эфемерный объект? Кем, где и как он сделан? Из какого материала это сделано? 

Сомнения и ошибки также являются частью процесса концептуализации. По словам Сэмюэля Беккета: «Попробуй еще раз, снова потерпишь неудачу, потерпишь еще больше ошибок» должно быть мантрой каждого дизайнера. Чтобы найти оригинальный ракурс, нужно постоянно дерзать, рисковать, пробовать, ошибаться. Более того, решение иногда находится ошибочно, а рискованное открытие может привести к возникновению интересного творческого пути.

Настоящая ошибка состоит в том, чтобы остановиться на своей первой идее, потому что «она никогда не бывает правильной»! Для Элизабет Фишер интересные идеи всегда появляются позже, отсюда необходимость проветрить голову, быстро перенести свои первые интуиции на бумагу в виде набросков или ключевых слов.

ВЫБЕРИТЕ ТВОРЧЕСКУЮ ОСЬ

Выбор творческой оси, бесспорно, является вторым ключевым шагом в любом процессе концептуализации. 

В зависимости от выбранного угла зрения желательно выбрать ось создания, которая имеет смысл. Это может быть материал, техника, производственные или маркетинговые процессы или даже символика драгоценного камня. Опять же, возможностей много.

Ось творчества – это общая нить, позволяющая дизайнеру не разбрасываться и выстраивать целостный проект. А поскольку выбор всегда означает отказ, он должен уметь узаконить свой выбор и аргументировать свою логику творчества.

На протяжении всего творческого процесса важно сталкивать ваш дизайн с внешним взглядом, чтобы он развивался в соответствии с мнениями, замечаниями, а также критикой, которую он может вызвать. Эти отзывы необходимы, обогащают и являются частью процесса концептуализации. Вы должны осмелиться задавать вопросы окружающим, вашим сотрудникам, прислушиваться к советам других дизайнеров, не бояться противостоять критике, потому что она конструктивна.

Очевидно, что концептуализация дизайна требует длительной исследовательской работы. На протяжении всего творческого процесса дизайнер должен искать вдохновение, давать волю своему воображению, чтобы создать что-то  оригинальное. Хитрость заключается в том, чтобы никогда не зависеть от того, что уже существует. Таким образом, прежде чем искать рекомендации у других ювелиров, дизайнер должен попытаться пробудить свое любопытство и свою креативность тем, что его окружает: материалом, узором, цветом… Все может быть источником вдохновения. Сбор как можно большего количества влияний повысит качество вашего предложения. Чтобы преуспеть в создании согласованности, всегда разумно классифицировать собранную информацию и влияния в соответствии с функцией, к которой привязан объект: социальная, коммерческая, 

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Ювелирное искусство предлагает дизайнерам возможность выразить свое творчество бесконечными способами. Идея устойчивого развития уже во многом вдохновила великих ювелиров с Вандомской площади и независимых дизайнеров. Каждый по-своему интерпретировал эту концепцию и придумывал произведения, воплощающие эту истину о том, что «ничего не теряется, все преображается».

Создавая из своей ДНК, своих ценностей, а также своих обязательств, они разработали личный подход и разработали множество творческих подходов.

Экология материалов Boucheron

В 2019 году Boucheron впервые демонстрирует свою приверженность защите окружающей среды и желание внести свой вклад в развитие экологически ответственных коллекций ювелирных изделий. Представляя свою коллекцию Jack, Бушерон впервые представляет кофалит — новый материал, полученный путем переработки  собственных промышленных отходов. Этот подход, неожиданный при взгляде на драгоценность, должен быть сделан доступным посредством дискурса. Таким образом, чтобы улучшить эту коллекцию, которая открывает путь к новым способам производства и создания ценности, Boucheron создает сильное и эффектное повествование, которое закрепляет его подход в новой современности. 

Сублимируйте материал, как Жан Вандом

Cache ring 2007

Кольцо, 2007

Еще в 1950-х годах дизайнер Жан Вандом исследовал так называемые «альтернативные» материалы для создания своих украшений. Сочетая необычные материалы с драгоценными или полудрагоценными материалами, он создает очень индивидуальный стиль и создает изделия с характером. Дерзость? Внедряя в свои творения природные элементы, такие как клешни краба, которые, усиленные синим цветом лазурита или красным цветом граната, оживляют экстравагантное ожерелье.

Le Dormeur Neklasse 1991

Le Dormeur Neklasse 1991

Его творческий подход неизбежно приводит к размышлению о драгоценности. Что делает драгоценность драгоценной: материалы, из которых она сделана, или то, как она собрана? Для создателя Жана Вандома, предшественника и провидца, самое главное в ювелирных изделиях — это не материал, а способ его увеличения. Осмеливаясь мыслить нестандартно, Жан Вандом открывает новые пути творчества и переносит современные ювелирные изделия в новую эру.

Hemmerle и понятие устойчивого развития

Хеммерле придумала в 1990-х годах минималистское украшение Harmony Bangle, браслет чрезвычайно простой формы. Этот гладкий дизайн позволяет легко включить любой драгоценный камень в браслет, выполненный из различных материалов: золота, меди, бронзы или дерева. Украшенный бриллиантами, полудрагоценными камнями или галькой, браслет дает возможность ювелиру органично соединять  в одном предмете драгоценные и натуральные материалы. Возможность использования различных материалов, драгоценных или нет, меняет способ создания, и теперь это драгоценность, которая адаптируется к имеющимся или доступным ресурсам.

Hermmerle идет еще дальше в своем подходе и подходит к понятию устойчивого развития с уникальной технической точки зрения. Ювелиры используют только утраченные техники и ноу-хау. Для Hermmerle возрождение наследственных технологий — это способ сохранить ноу-хау передового опыта и, таким образом, создать драгоценность, которая несет в себе это понятие устойчивости.  

Драгоценность как символ

Помимо дизайна или материала, символическое значение драгоценного камня также может быть сильной осью творчества. Украшения, которые носила бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, являются очень хорошей иллюстрацией этого. Увлеченная брошками, Мадлен Олбрайт сделала это украшение своим лучшим коммуникативным оружием и блестяще использовала его, чтобы тонко и поэтично передать свои идеи. Драгоценный камень становится символом, основной функцией которого является повышение осведомленности, предупреждение или передача сильного сообщения.

В 1999 году во время встречи на Ближнем Востоке Мадлен Олбрайт надела брошь «Голубь» от французского дизайнера Jeanne&Cécile, искусно напоминая о своей приверженности миру. Точно так же во время церемонии вручения Премии Лантоса в области прав человека в 2013 году Мадлен Олбрайт носила украшение дизайнера Вивиан Симояма (Vivian Shimoyama ) под названием The Glass Celling. 

Эта брошь (в переводе «стеклянный потолок»), воплощает ее приверженность улучшению положения женщин и меньшинств в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конечном итоге именно по тому, как дизайнер анализирует бриф, ему удается обнаружить и выбрать наиболее оригинальную ось творчества. Концептуализация дизайна всегда является результатом личного исследовательского процесса.

Если нет правила для достижения мощного дизайна, каждый создатель может разработать свой собственный творческий процесс, соблюдая определенные шаги и принципы.

Позволяя оценить огромную свободу и бесконечные возможности, предлагаемые дизайнеру любым заданием, этот семинар предлагает настоящую «методологию творчества», подчеркивая, что к любой концепции всегда можно подойти и интерпретировать по-разному. 

Источник: gemgeneve.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом