Брошь. Кооператив художественного ремесла Имаго Артис, 1963-86 гг.
Мария Магдалена Квяткевич, соучредитель компании YES, уже более 25 лет собирает свою коллекцию произведений современного польского ювелирного искусства. Изначально ее главными мотивами были увлечение красивыми предметами и желание ими владеть, затем родилась потребность доказать, что ювелирные украшения — это вид изобразительного искусства. Коллекция, собранная методично и со знанием дела, в настоящее время состоит из нескольких тысяч экспонатов.
Коллекция современного польского ювелирного искусства Марии Магдалены Квяткевич занимает особое место среди частных и государственных коллекций польских ювелирных изделий и галантереи. Постоянно пополняющаяся, это вероятно единственная коллекция, которая позволяет представить историю польского дизайна украшений и аксессуаров - с послевоенных лет до позднейших. Подборка из примерно 200 работ, представленных на выставке, в хронологическом порядке с 1945 по 1989 годы, конечно, является частью коллекции, но представляет собой польские достижения в ювелирном искусстве, - говорит д-р Михал Мыслинский из Художественного института им. Польская академия наук, куратор выставки.
На выставке представлены достижения мастеров ушедшей эпохи в контексте используемых техник, развитой эстетики, часто связанной с доступностью материалов, и даже тенденций, пришедших из-за рубежа. Коллекция работ, представленная в рамках выставки, представляет польский ювелирный дизайн, демонстрируя работы, созданные как в народных, так и в художественных ремесленных кооперативах, таких как познанская «RYTOSZTUKA» или краковская «Imago Artis», а также ORNO и Warmet в Варшаве, а также достижения отдельных художников, составивших дизайнерское ядро государственных мастерских.
Когда после Великой Отечественной войны вся страна поднималась из-под обломков, искусство тоже переживало трудный момент. Все, что представляло только эстетические ценности, уступило место утилитарным предметам. Так было и с ювелирным искусством, которое должно было возродиться, заложив основы польской школы серебра. Его представители, сначала индивидуально, а затем вместе с кооперативами ювелиров, такими как Кооператив художественной промышленности "RYTOSZTUKA" из Познани, проектировали и создавали украшения, удовлетворяя потребности все более широкого круга получателей, - напоминает Илона Росяк-Лукашевич, директор Галерея ДА.
Какие проекты были реализованы в то время? Что определило тогдашний дизайн? Чем мы можем гордиться сегодня, а о чем лучше не говорить? – на эти вопросы ответит выставка «От идеи к производству. Ювелирные изделия Польской Народной Республики из коллекции Марии Магдалены Квяткевич.