В детстве я впервые завороженно стояла перед очень похожей камеей из собрания Метрополитен-музея, возможно, того же сицилийского мастера-гранильщика, работавшего при дворе Фридриха II, императора Священной Римской империи. Неудивительно, что художники-глиптики (само слово греческого происхождения) во все времена прославляли Геракла. Искусство глиптики всегда было самым почитаемым и востребованным свидетелем прошлого. Гиберти гораздо больше хвастался в своих воспоминаниях о камеях, для которых он делал оправы по заказам Медичи, чем о дверях своего баптистерия. Как сказал Майкл Льюис в своей диссертации в Принстонском университете: во времена итальянского Возрождения камеи и инталии ценились, потому что они несли послания истории для тех, кто так сильно стремился понять ее, извлечь из нее уроки и двигаться вперед вместе с ней.
Конечно, глиптики нашего прошлого, прославляющие Античность, избирали Геракла излюбленным сюжетом. Мы находим этот первый подвиг Геракла на многих древних монетах. Геракл, чье имя означает «во славу Геры», на всю жизнь стал жертвой гнева Геры, потому что Зевс тайно зачал его от Алкмены. Потомок Персея, наполовину человек, наполовину бог, он всегда актуален, от Античности до умов сегодняшних детей, которые знают его по мультфильмам.
Это великолепное произведение вырезано так, что коричневый Геракл и почти прозрачный лев возвышаются над белой основой - коричневый слой в этом месте был изящно срезан гранильщиком 13-го века, чтобы лучше представить сцену. Посмотрите на безмятежное выражение лица героя, на гигантские лапы и когти, вцепившиеся в его мускулистые ноги. Когти Немейского льва могли прорезать весь металл и доспехи, именно поэтому Геракл использовал один из львиных когтей, чтобы содрать со льва кожу, которая навсегда стала его защитным атрибутом.
Геракл стоит на Василискуе, странной комбинации рептилия-петух, восходящей к античности, не имеющей ничего общего с греческим мифом - типично восхитительным средневековым дополнением.
На фото : Сицилия, XIII век, Геракл, убивающий льва, Камея Сардоникса на эмалированном золотом кольце, Коллекция Ги Ладриера, Фото Бенджамина Шелли