С 1880-х годов и до кануна Первой мировой войны модерн (ар-нуво) процветал по всей Европе. Это был универсальный стиль, призванный объединить изобразительное и прикладное искусство для создания Gesamtkunstwerk ( «тотальное произведение искусства»). На все, от мебели до книжной иллюстрации, повлияли его элегантные органические формы.
Стиль модерн был повсеместно распространен и в равной степени принадлежал как общественной, так и частной сфере. Ар-нуво процветал в период быстрых социальных и технологических изменений в Европе, когда ускорились индустриализация, массовое производство и урбанизация.
Сегодня мы безошибочно узнаем модерн по его характерным плавным линиям, цветочным орнаментам, геометрическим формам и использованию символических фигур. Но как формировался этот стиль и кто был его ключевыми исполнителями?
Корни модерна можно проследить до Движения искусств и ремесел в Англии во второй половине 19 века. "Искусство и ремесла" часто рассматривают как ответ на растущую индустриализацию в Европе и рост массового фабричного производства за счет традиционного мастерства.
Определяющей фигурой движения был английский писатель, дизайнер, архитектор и социалист Уильям Моррис (1834-1896). Моррис отвергал безвкусные производственные ценности и бесчеловечные аспекты викторианского капитализма, вместо этого обращаясь к общественным ценностям средневековой эпохи. Идеалы ремесленного мастерства Морриса и его использование стилизованных цветочных и органических форм находили отклик у многих художников, работавших в стиле модерн.
"Не держите в своем доме ничего, о чем вы не знали бы, что оно полезно или красиво".
Уильям Моррис
Термин ар-нуво впервые появился в бельгийском журнале L'Art Moderne в 1884 году, имея в виду группу скульпторов, дизайнеров и художников, настроенных на реформы, под названием Les XX (или Les Vingts ), среди основателей которой был Джеймс Энсор (1860-1949). и Тео ван Риссельберге (1862–1926). Дух нового движения быстро распространился по Европе, и вскоре его название было переведено на разные языки как югендстиль , модернизм , сецессион , стиль флореале и подобные термины.
С самого начала художники, работавшие в стиле модерн, выступали за единство всех видов искусств, выступали против разделения изобразительного искусства (живописи и скульптуры) и так называемых малых, декоративных искусств. Художники ар-нуво стремились интегрировать искусство в повседневность, создавая красивые предметы, которые улучшали жизнь людей.
Как и в случае с движением «Искусство и ремесла», в период развития модерна считалось, что эстетические ценности должны сочетаться с высокими стандартами мастерства, а произведения искусства должны быть одновременно красивыми и функциональными. Границы между изобразительным и прикладным искусством стирались в области дизайна мебели, изделий из серебра и архитектуры, живописи, графики, ювелирных изделий, моды и изделий из стекла.
Коммерческий успех
В 19 веке коммерческая розничная торговля и массовое производство товаров расширились, чтобы обслуживать растущее городское население Европы. «Вид» в стиле модерн, связанный с роскошью, получил широкую огласку благодаря взрыву рекламы и вскоре стал повсеместным по всему континенту. Широкий ассортимент товаров в стиле модерн имел большой успех у потребителей из среднего класса с модными устремлениями и располагаемым доходом.
В Лондоне один розничный торговец придумал одно из названий, под которым стал известен стиль ар-нуво: stile Liberty. Британский универмаг Liberty & Co. , основанный Артуром Ласенби Либерти в 1875 году, был одним из самых успешных и влиятельных розничных продавцов товаров в стиле модерн.
После быстрого расширения Liberty стала отдушиной для многих художников в стиле модерн из континентальной Европы. Он заказал стекло, украшения, мебель, серебро и изделия из металла у дизайнеров, а его красочные ткани пользовались особой популярностью.
Во второй половине 19 века большое влияние на европейское искусство и культуру оказала Япония. После того, как в 1853 году японские порты возобновили торговлю с Западом, с Востока прибыло беспрецедентное количество и разнообразие японских товаров. К ним относятся фарфор, шелк, веера, кимоно и гравюры на дереве в стиле укиё-э , такие как работа Ёситоси Цукиока, показанная слева.
Зародился феномен, известный как японизм, и Артур Либерти был одним из первых его последователей, представив артефакты и стили, вдохновленные японцами, в ассортименте своей фирмы.
«Желание обладать японскими предметами возникло, как только открылась Международная выставка 1862 года, и вскоре после этого наши купцы начали заниматься введением этих странных мануфактурных товаров в качестве предметов торговли». Кристофер Дрессер
Уроженец Гамбурга бизнесмен Зигфрид Бинг (1838-1905) был влиятельной фигурой в деле популяризации японского искусства и стиля модерн. С 1870-х годов он занимался экспортно-импортным бизнесом в Париже и редактировал влиятельный ежемесячный журнал Le Japon Artistique . В декабре 1895 года Бинг открыл галерею под названием L'Art Nouveau , в которой продавались украшения, картины, керамика, витражи и мебель от таких дизайнеров, как Тиффани, Жорж де Фер, Эдуард Колонна и Эжен Гальяр. Японские мотивы непосредственно вдохновили европейских художников, таких как Эмиль Галле , чье великолепное блюдо 1880 года показано на фото выше.
"Выставка: тип безумия девятнадцатого века".
Гюстав Флобер, Словарь идей
Торговые выставки, особенно всемирные торговые ярмарки, были важными витринами стиля модерн. Всемирная выставка 1900 года в Париже ознаменовала собой кульминацию модерна и продвинула Францию как крупный центр этого движения. Выставку посетили миллионы посетителей и тысячи экспонентов.
Чуть ниже приведены замечательные кадры Всемирной выставки, составленные из кинолент французских кинооператоров и операторов, работающих на Томаса Эдисона.