Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Механические диковины

6 июля 2023
Редакция

Предметы прикладного, часового и ювелирного искусства, снабженные анимационными механизмами, заброшенные на несколько десятилетий современными создателями, снова вернулись на сцену. От Mauboussin до Van Cleef & Arpels — ювелирные дома больше не колеблясь окружают себя величайшими мастерами автоматизации, чтобы воплотить свои творения в жизнь, возродив тем самым величественное «механическое искусство».

Механическое существо, которое одновременно очаровывает и интригует. Для автоматиста Франсуа Жюно (François Junod), его искусственные андроиды являются таинственными и волшебными существами одновременно. 

Франсуа Жюно, Маленькая Пальметта

Франсуа Жюно, Танцор

Настоящая концентрация техники и поэзии, единственная цель которой — «заставить зрителя мечтать». Убежденный, что самые впечатляющие творения — это те, в которых точно сочетаются механика и магия, Франсуа Жюно, соблюдая этот принцип, дает жизнь объектам, которые «переносят нас в другой мир». Мастерская этот производителя автоматов — место «рождения» симулякров: барочная вселенная, внешне далекая от механической точности, сделанная из скоплений шестеренок, гипсовых конечностей, свисающих с потолка, кулачковых колес, гротескных голов животных, металлического шлака, переплетенных бронзовых тел...


Если первые автоматы появились в Древней Греции, то расцвет этого искусства приходится на 18-й век, когда в резонансе с развитием часового дела появилось множество музыкальных часов и шкатулок с анимацией, игрушки-автоматы, подвесные клетки-часы с «поющими» птицами. Ремесленник-механик 18-го века, владеющий наукой о зубчатых колесах и шестернях, программирующих объекты-автоматы таким образом, чтобы они выполняли определенные движения в совершенной автономности, стал, так сказать, изобретателем первых современных роботов.

Его произведения, будь то зооиды или гуманоиды, стали миниатюрными к концу 18ᵉ века, чтобы их можно было спрятать внутри музыкальной шкатулки или часов. Необычные предметы, предназначенные для развлечения, автоматы очаровывали и вызывали соперничество во всех королевских дворах и во всех салонах аристократии.

Уже более 200 лет механическое искусство используется во множестве предметов искусства, начиная от музыкальных яиц Фаберже и заканчивая анимированными куклами Жаке Дро (Jaquet-Droz). 


 

Автоматы Жаке-Дро,  Между 1768 и 1774 гг. Музей искусства и истории в Невшателе

 

Jaquet-Droz, Рисовальщик (фото выше) и два из четырех изображения, которые этот автомат способен нарисовать: портрет Людовика XV и собаку с надписью Mon toutou («моя собачка»). Между 1768 и 1774 гг. Музей искусства и истории в Невшателе

 

В 20 веке предметы механического искусства величайшие послевоенные художники преобразовали в новый вид кинетических скульптур, подобных тем, что создал швейцарский художник Жан Тэнгли.

Жан Тэнгли с Méta-Matic No. 17 перед Эйфелевой башней, 1959 г. Фото: Джон Р. Ван Роллегем, c/o Pictoright Amsterdam, 2016 г.


Жан Тэнгли, Метамеханическая скульптура без названия, 1954. Частная коллекция, Потсдам. Фото: Кристиан Баур, c/o Pictoright Amsterdam, 2016 г.

 В нашу современную эпоху то, что, кажется, лучше всего определяет автомат, — это его движение, точку зрения, которую разделяют реставраторы Алин Мишель и Зои Снайдерс, для которых каждый автомат воплощает в себе редкое умение: расшифровывать и воплощать в жизнь движение жизни.  

Механическое искусство и высокое ювелирное искусство 

В последние годы крупные ювелирные дома уже нередко обращаются к таланту известных мастеров автоматизма для разработки оригинальных творений. Еапример, Франсуа Жюно сотрудничает с такими историческими домами, как Mauboussin и Vacheron Constantin, участвуя в создании уникальных изделий и выполнении специальных заказов для престижных клиентов.
Вот уже 15 лет человек, которого считают величайшим автоматистом в мире, создает замечательные изделия для ювелира Van Cleef & Arpels. Среди этих необычных объектов Фея Ундина. Созданные в 2006 году, этот объект является одним из творений, которые лучше всего иллюстрируют слияние механического и ювелирного  искусств. 

Результат семилетней работы, это чрезмерно поэтичное достижение является одним из самых сложных ювелирных изделий во всех категориях, вместе взятых. Этот автомат с изображением феи, бабочки и цветка водяной лилии предлагает панораму новых творческих возможностей, ставших возможными благодаря внедрению механического искусства в мир изящных украшений.


Если эти совместные работы обеспечивают беспрецедентную видимость работы автоматиста, они также позволяют ему экспериментировать с новыми материалами, такими как золото, платина, перламутр или драгоценные камни. «Жесткие» материалы контрастируют с обычно используемыми, потому что «традиционные» автоматы никогда полностью не предстают перед взором зрителей. Руки и лица часто являются единственными видимыми частями, а одежда выполняет функцию сокрытия механизмов. Но в ювелирном мире не существует такой ткани, которая дает невероятную свободу для автоматизации. По выражению геммолога и историка Натали Мариеллони, драгоценный камень «нечего скрывать».

 Бескомпромиссные драгоценные камни не оставляют права на ошибку: качество, демонстрируемаое ювелирами в Фее Ундине (La Fée Ondine), чье лицо материализовано ограненным аквамарином, свидетельствует об этом требовании, потому что именно камень и способ его обработки позволяют создавать выражения лица. Таким образом, все, что нельзя передать движением, подсказывает ювелирная работа. Это соучастие между геммологом и автоматистом становится непременным условием создания оживших драгоценностей.


Пользоваться или хранить?

Как и всякое производство, относящееся к сфере часового дела, не находящийся в движении механизм – это механизм, неизбежно изнашивающийся. Любой автомат требует постоянного ухода и обслуживания, и есть только два способа сохранить автомат: заставить его работать регулярно или отказаться от его работы. Когда второй вариант становится единственным способом сохранить материальность произведения, объект любопытства становится музейным. Но каковы были бы интерес или функция автомата, который никогда не будет двигаться? Это, безусловно, самая острая проблема, которую ювелирам и автопроизводителям придется решать вместе, чтобы продолжать производить такие же великолепные изделия, как и прежде. 

 

Участники дискуссии: Лоуренс Боденман, Натали Мариеллони, Алин Мишель, Зои Снайдерс,  Франсуа Жюно

 

Источник: gemgeneve.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом