Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Серебро в Древнем Египте

11 июля 2023
Дебора Шорш, Метрополитен-музей

Серебро использовалось для изготовления бус уже в пред династический период (около 4400–3100 гг. До н.э.)  когда шло формирование цивилизации Древнего Египта и оставалось важным для личных украшений и культовых предметов вплоть  до римских времен. 

Однако, в отличие от золота, которое, как известно, ввозилось из Восточной пустыни и Нубии, источники серебра неясны. Ввиду относительной нехватки местных  ресурсов, несомненно, серебро импортировалось из соседних земель. По этой причине, а также потому, что серебро, особенно кованый лист, очень восприимчиво к коррозийным солям, обнаруженным в большинстве египетских погребальных сред, оно обычно встречается в египетских археологических памятниках реже, чем золото или медь.

Представляем несколько предметов из голлекции Метрополитен-музея:

Амулет Анубиса. Период Среднего царства, ок. 1850–1775 гг. до н.э.  Электрум (минерал - сплав золота и серебра). Этот амулет, изображающий лежащего на вершине святилища шакала, был найден в гробнице в Абидосе вместе с несколькими другими серебряными предметами. Шакал здесь, скорее всего, представляет либо Анубиса, бога бальзамирования, либо Вепвавета, божество, которое сопровождало умерших в загробную жизнь.

Самое раннее египетское серебро в коллекции Метрополитен-музея происходит из захоронений женщин, связанных с храмом царя 11-й династии Ментухотепа II (ок. 2051–2000 гг. До н.э.) в Фивах, раскопанных Гербертом Винлоком в 1922–23 гг. Почти все они имеют форму маленьких бусинок, но был также найден интересный са-амулет из чередующихся электрумных и серебряных проволок, скрепленных электрумными лентами ( 25.3.253 ). 

инв. номер 25.3.253. Са Амулет, Среднее царство, ок. 2051–1981 гг. до н.э. На этом амулете изображен иероглиф, на котором написано слово «са», что означает «защита». Таким образом, амулет са расширяет защиту владельца: в жизни или после смерти.

Как определил римский автор, естествоиспытатель, философ и историк Плиний Старший (23–79 гг. Н. Э.) В его Naturalis historia¸ электрум – природный сплав золота и серебра, содержащий более 20 процентов последнего. В зависимости от состава его цвет может варьироваться от бледно-золотого до желтовато-белого, а в прошлом при визуальном осмотре гораздо более белый электрум часто принимали за серебро. Например, «серебряный» амулет Среднего царства из Абидоса, представляющий Анубиса, лежащего на святилище ( на верхнем фото18.04.9 ), который недавно был проанализирован с помощью рентгенофлуоресцентной спектроскопии, на самом деле представляет собой электрум, содержащий примерно 40 процентов золота.

Большое количество серебра было найдено на теле Ва , мелкого чиновника, похороненного в Фивах примерно в начале 12-й династии (ок. 1981–1802 гг. до н. э.). После смерти, как, вероятно, и при жизни, Ва носил два ожерелья из бусинок, типичную форму украшений Среднего царства:

Ожерелье Ва, ок. 1981–1975 гг. до н.э.После того, как мумия Ваха была частично завернута, это ожерелье из серебряных бусин повязали на шею. Бусины нанизывались на двенадцать или более нитей, которые затем прокручивались через завязки из толстого льняного шнура.

Бусины ожерелья сделаны из полусфер чеканного листа, которые были соединены с использованием ранней экспериментальной формы пайки. Круглые бусы были разделены цилиндрическими бусинами, свернутыми из небольших прямоугольников чеканного листа. При этом не только серебро пережило 4000 лет захоронения, но и льняные шнуры. 

Скарабей смотрителя склада Ва, ок. 1981–1975 гг. до н.э. Этот большой серебряный скарабей исключительно тонкой работы. Он был отлит из нескольких секций, спаянных между собой. Детали на ногах, голове и надкрыльях, а также завитковый меандр на основании были выгравированы. Подвесная трубка из электрума проходит через всю длину скарабея, а инкрустированные иероглифы на крыльях скарабея сделаны из электрума, сплава золота и серебра. Их светлый цвет делает их почти невидимыми, если только скарабей не потускнел. Надпись на футляре левого крыла перечисляет имя Ваха и его титул «смотритель склада» (в более широком смысле «управляющий имением»). ​​​​​​

Необычные скарабеи Ва также были сделаны из серебра. Самый крупный из них — самый ранний пример инкрустации металл-металл — в данном случае иероглифы из электрума, выбитые в литом серебре (на фото выше). Каким образом частное лицо в то время, даже с такими связями, как Ва, имело доступ к такому количеству этого редкого металла, остается загадкой. Надпись указывает на то, что он получил скарабея от своего могущественного начальника Мекетре, хотя эта формулировка обычно предназначена для царского пожертвования. В качестве королевского казначея при Ментухотепе IV (ок. 1988–1981 гг. До н.э.) и главного королевского стюарда при Аменемхете I (ок. 1981–1952 гг. До н.э.) Мекетре имел  доступ к драгоценным материалам . Что касается сырья, анализ изотопов свинца указывает на то, что металл, вероятно, поступал из Лавриона (Греция), важного источника серебра в классические времена.

Во многих отношениях серебро использовалось аналогично золоту. Роскошные серебряные украшения из Хараги, провинциального городка недалеко от устья Фаюмского оазиса, отражают утонченность золотых украшений с перегородчатой ​​инкрустацией, которые носили  женщины, принадлежавшие к элите общества  во времена Среднего царства. 

Как и золото, серебро чеканили для производства листа, который использовался для украшения различных материалов, но очень мало что  сохранилось. 

Зеркало с ручкой в ​​виде девушки, держащей  папирус ок. 1400–1390 гг. до н.э.

Большинство зеркал в Египте и в других местах древнего мира были отлиты из меди или бронзы, последние иногда содержали большое количество олова, чтобы придать им серебристый цвет, например, образец Нового Царства в коллекции Музея ( 1972.118.30) .). Зеркала обычно тщательно полировали для увеличения отражательной способности. Египетские зеркала представляют собой круглые или слегка приплюснутые овалы и имеют хвостовик, который вставлялся в ручку из металла, дерева или иногда из слоновой кости и закреплялся заклепкой. Но серебро из-за его бледного цвета и мягкого блеска было идеальным материалом для этой цели, и элита, имевшая доступ к драгоценным металлам, предпочитала его. На одном из двух серебряных зеркал с позолоченными деревянными ручками (дерево - современная реставрация), связанных с так называемыми иностранными женами Тутмоса III (ок. 1479–1425 до н. э.), написано его имя. Большинство египетских зеркал с известными местами находок были найдены в захоронениях женщин и содержат изображения женщин или относящиеся к ним.

Во время Нового царства (около 1550–1070 гг. До н.э.) в Египте было доступно больше серебра, чем раньше, но все же известно только пять дополнительных серебряных предметов среди многочисленных золотых сосудов, драгоценностей и роскошных предметов, связанных с захоронениями иностранных жен Тутмоса. К ним относятся три сосуда для возлияний с крышками, на каждом из которых написано имя отдельной женщины:

(18.8.21a, b). Сосуд для возлияний Мануая. Мануая была одной из трех младших жен Тутмоса III, чьи имена предполагают, что они прибыли из Западной Азии. У каждой из них был серебряный сосуд, похожий по форме на тип сосуда для возлияний, но без носика.

Вполне вероятно, что каждый сосуд состоял из двух частей  чеканного листа, например с отдельно изготовленным дном, присоединенным к открытой «оболочке», подобно чеканным сосудам такой же формы из меди и бронзы (98.4.66), но их сохранность затрудняет это подтверждить. 

Хотя большая часть серебра в Древнем Египте, как и эти сосуды для возлияний, использовалась в виде чеканного листа, есть ряд сохранившихся цельнолитых серебряных статуэток:

30.8.93) Статуэтка  женщины с картушами Нехо II на плечах. 610–595 до н.э. Царские картуши обычно являются знаком принадлежности придворных мужчин; странно видеть их на обнаженной женской фигуре, и что она, по-видимому, тоже носила урей.

. На этой статуэтке, изображающей фигуру раздетой женщины плавные очертания и гладкая поверхность гибкого тела контрастируют с фактурами  отдельно сделанного широкого воротника, браслетов, браслетов на ногу и сережек, а также ее туго завитого парика. Несмотря на то, что давно известна как Саите (664–525 гг. До н.э.), только когда фигура была рентгенографирована и очищена от массивной археологической коррозии в конце 1980-х годов, на ее плечах появились иероглифы с именем царя Нехо II (годы правления 610–595 до н.э.) были обнаружены и другие детали поверхности, в том числе тонкие следы ударов, указывающие на ее лобковые волосы. При удалении коррозии также были обнаружены несколько заплат, необходимых для устранения дефектов литья, и ряд ссадин на внутренней стороне правой руки, едва видимых без увеличения.

Из-за его бледного цвета египтяне ассоциировали серебро с луной (в отличие от золотого солнца), ритуальной чистотой и костями богов (в сочетании с их золотой плотью). Хотя Тот был главным лунным божеством, серебро не особенно пользовалось популярностью для его изображений. С другой стороны, известно больше серебряных статуэток, изображающих Нефертема, чем любого другого божества, а также многочисленные амулеты, хотя корреляция между божеством и металлом не находит параллелей в текстовых источниках.

Рифленая чаша четвертого века до нашей эры, украшенная в «международном» стиле (на фото), является одним из нескольких серебряных сосудов, вес которых был указан демотическим письмом в традиционных египетских мерах (18.2.14 ). При Птолемеях (305–30 до н. э.) серебро стало гораздо более распространенным в Египте, чем в предыдущие тысячелетия, и его стоимость по отношению к золоту больше соответствовала стандартам в соседних странах.

Египет присоединился к международной экономике эллинистического мира другим путем. Чеканка монет была изобретена в западной Анатолии в седьмом веке до нашей эры, а оттуда распространилась на запад, в греческие прибрежные города и на материковую часть Греции. Иностранная валюта, по-видимому, имела хождение в Египте во второй половине первого тысячелетия до нашей эры, завезенная греческими торговцами и персидскими захватчиками, но до правления Птолемеев было немного местных монет местных или иностранных правителей. 

Серебряная тетрадрахма царя Птолемея VIII Эвергета II(на фото), участвовавшего в бурной семейной борьбе за власть в Египте с 170 по 116 г. до н.э. ( 05.44.884), возможно, чеканилась в древнегреческой провинции Киренаика (современная Ливия), где он был единоличным правителем с 164 по 145 г. до н.э. чеканкой, которая влечет за собой забивание литых заготовок известного веса и чистоты в штампы для глубокой печати.

Дополнительные очерки автора Деборы Шорш

Шорш, Дебора. « Египетское красное золото ». (март 2007 г.)

Шорш, Дебора. « Золото в Древнем Египте ». (январь 2017 г.)

Шорш, Дебора. « Бирюза в Древнем Египте ». (апрель 2018 г.)

Источник: Метрополитен-музей
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом