Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Украшения в стиле модерн: 7 характеристик, которые нужно знать

17 июля 2023
Анастасия С. Кирпалова

 

Изысканный стиль брошей и подвесок в стиле модерн узнаваем мгновенно. Их сложные конструкции должны были не только подражать природе, но и превосходить ее красоту. Мастера ар-нуво создавали богато детализированные предметы в ответ на продолжающуюся индустриализацию, чтобы показать истинную красоту мастерства и единственные в своем роде творения. Они использовали инновационные методы и материалы, которые продолжают очаровывать публику и сегодня. Ниже приведены семь интересных фактов об этих роскошных и уникальных объектах.

1. Что такое модерн? 

подвеска с эмалью вевер

Анри Вевер, Кулон с эмалью и жемчугом, ок. 1900 г., фото Christie's

 

Стиль модерн был относительно коротким движением, продолжавшимся примерно с 1895 года до начала Первой мировой войны в 1914 году. Тем не менее, он оставил неизгладимое влияние на историю западного искусства. Ар-нуво охватывал все возможные жанры искусства и ремесел, включая живопись, текстильный дизайн, изготовление ювелирных изделий, архитектуру и многое другое. Все эти подходы объединяли одну эстетику искусно украшенных, вдохновленных природой композиций.

 

колье с опалом

Золото, эмаль, бриллианты и опалы в колье Люсьена Гайяра, ок. 1903 г.,  фото: галерея Роберта Зехилла.

 

На ар-нуво частично повлияло движение «Искусство и ремесла» , которое выступало против массового производства, предлагая альтернативу в виде искусно украшенных дизайнов ручной работы. Оба движения были радикальной реакцией на продолжающуюся индустриализацию и потерю человеком связи с природой. Когда мы говорим об ар-нуво, мы часто имеем в виду французскую или бельгийскую ветвь движения, однако оно было широко распространено по всей Европе и даже в Соединенных Штатах и ​​имело некоторые региональные отличительные черты.

 

2. Разница между украшениями в стиле ар-нуво и ар-деко

колье фуке с крыльями

Ожерелье с крыльями Жоржа Фуке, 1902 г., фото La Gazette Drouot.

Если мы понимаем логику эстетики,  то можем легко отличить одно от другого. В то время как модерн был сосредоточен на подражании природе, ее асимметричным извилистым линиям и цветочным орнаментам, ар-деко был отражением новой индустриальной эпохи,  человечества, превосходящего природу.

 

ювелирные изделия в стиле модерн изумруд арт-деко брошь

Наплечная брошь из изумруда, культивированного жемчуга, лака и бриллиантов, стиль ар-деко, ок. 1925 г.,  Sotheby's

 

В то время как украшения в стиле модерн обычно представляют собой сложные композиции, подвески и броши в стиле ар-деко в большинстве случаев сосредоточены вокруг одного драгоценного камня, демонстрируя идеально симметричную угловатую композицию геометрических форм. Различие также можно увидеть в цветах; Сложный набор оттенков ар-нуво контрастирует с простыми цветовыми решениями ар-деко.

 

3. Какие материалы использовались? 

подвеска с опалом фуке

Ожерелье с подвеской из опалов, эмали и жемчуга от Жоржа Фуке, ок. 1900 г.,  Christie's

 

Ювелирные изделия в стиле модерн были новаторскими отчасти благодаря новому подходу к материалам. Традиционно западные украшения изготавливались в основном из золота и драгоценных камней, при этом стоимость материалов была основным критерием стоимости готового изделия. Однако ар-нуво бросил вызов этому. Все еще используя золото, такие мастера, как Рене Лалик и Жорж Фуке, использовали гораздо более скромные материалы, такие как рог, яшма, янтарь, стекло и эмаль. Таким образом, акцент сместился с престижа материалов на мастерство художника.

 

ювелирные изделия в стиле модерн вевер рог гребень

Анри Вевер, Рог, жемчуг и золотой гребень для волос, ок. 1900 г., Christie's

 

Еще одним необычным материалом был жемчуг, причем особого вида. В то время как большинство мастеров-ювелиров отдавали предпочтение идеально круглым идентичным природным жемчужинам, мастера модерна стали работать с барочным жемчужинами неправильной формы и оттенка, считая их более привлекательными внешне и подходящими для их сложных композиций. Некоторые художники умышленно и прямолинейно использовали подражания драгоценным мкамням. Например, одним из самых популярных способов изготовления изумруда было покрытие горного хрусталя зеленым желатином. 

Рог, как упоминалось ранее, был дешевым материалом, изготавливаемым из рогов домашнего скота. Его было относительно легко резать, отбеливать или окрашивать, и в то же время он был достаточно прочным, чтобы его можно было использовать в ювелирных изделиях. 

 

4. Кто были великие мастера ювелирного искусства в стиле модерн? 

подвеска с бриллиантами

Ожерелье с подвеской из эмали, бриллиантов и жемчуга от Анри Вевера, ок. 1905 г., через Christie's

 

Рене Лалик был, пожалуй, стал одним из самых известных ювелиров,создававшим украшения в стиле модерн. Лалик часто работал с фантастическими женскими фигурами, наиболее известными из которых были сфинксы, сирены и таинственные полустрекозы. Жорж Фуке также был связан с другим выдающимся мастером модерна. Фуке нанял чешского художника Альфонса Муху для ремонта интерьеров  своего бутика. Этот заказ позже привел к тесному сотрудничеству в области дизайна ювелирных изделий.

 

ожерелье Тиффани Медуза

Ожерелье с медузой из золота, опала, демантоидного граната и цветных камней от Louis Comfort Tiffany, ок. 1902-04, Sotheby's

 

Люсьен Гайяр и его брат Эжен, выдающийся дизайнер мебели в стиле модерн, принадлежали к давней династии парижских ювелиров. Люсьен интересовался японской культурой и искусством. Он даже нанял японских мастеров, обученных росписи по слоновой кости и лакированию, что было необычно в то время. Другое имя, связанное с движением, — Анри Вевер.

Вевер был вдохновлен стилем Ренессанс, прежде чем обратиться к модерну. Влияние старых стилей, которыми он интересовался, оставалось заметным и в его более поздних работах. Вевер был не только ювелирным мастером, но и автором книг. Его трехтомный труд о французских украшениях девятнадцатого века часто упоминается историками. По другую сторону океана самым известным именем был Луи Комфорт Тиффани, основатель Tiffany & Co. Тиффани часто работал с платиной, но стал широко известен благодаря своему характерному использованию стекла, что сделало его работы мгновенно узнаваемыми.

 

5. Межкультурные отсылки в дизайне ювелирных изделий в стиле модерн.

тиффани золотая брошь

Драгоценные камни, эмаль и золотая брошь от Луи Комфорта Тиффани, 1920 год,  Christie's.

 

Стиль модерн был, по сути, продуктом своего времени. Выставки экзотических растений, животных и артефактов занимали умы западной публики, и мастера модерна были готовы использовать такую ​​редкую красоту в своих произведениях. Один из наиболее очевидных культурных отсылок можно отметить в использовании египетских мотивов. Благодаря египтомании, бушевавшей всего несколько десятилетий назад и оставившей неизгладимое влияние на европейскую культуру, мы можем видеть влияние египетской иконографии на украшения в стиле модерн.

 

колье с жуком

Ожерелье с жуком из золота, эмали и формованного стекла от Рене Лалика, ок. 1905 г., The Jewelry Editor.

 

Во Франции одно из самых заметных влияний исходило от японской культуры. Это художественное направление также известно как японизм . Японское влияние заметно не только в стиле, но и в подходе к предмету. Как и японские художники, мастера модерна не отвернулись от естественного круговорота жизни. Им было интересно показать семена, распустившиеся цветы и засохшие цветы. В Соединенных Штатах украшения в стиле модерн от Tiffany & Co часто демонстрировали дизайн, вдохновленный византийской иконографией, в то время как скандинавские и британские мастера часто ссылались на народное искусство своих регионов.

 

6. Ар-нуво и женская фигура 

ювелирные изделия в стиле модерн lalique кулон с медузой

Подвеска Medusa от Рене Лалика, via Gazette Drouot

 

Одной из наиболее ярких черт стиля модерн является использование женских фигур в качестве еще одной формы украшения. Романтизированный образ женщины, часто обнаженной, был символом близости к природе, с сексуальным подтекстом. В некотором смысле такие образы были данью символизму, тогдашнему популярному направлению в искусстве, которое часто изображало женщин как сексуализированные символы неконтролируемой природы, указывая одновременно на их очарование и опасность.

 

лалик стрекоза орнамент

Орнамент для корсажа в виде стрекозы Рене Лалика, 1897-98, через Flickr

 

Медуза, существо из греческой мифологии, часто фигурирует в украшениях в стиле модерн. Согласно легендам, Медуза была проклята богами и обладала ужасающей способностью превращать любого человека в камень своим взглядом. Другие опасные и сексуализированные женские существа, заметные в предметах модерна, включают сфинксов, сирен и русалок.

 

7. Более темный оттенок: украшения в стиле модерн и декаданс 

подвеска в стиле модерн

Кулон с мотыльком от Люсьена Гайара, ок. 1900 г., через Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

 

Какими бы жизнерадостными и неземными украшения в стиле модерн ни выглядели на первый взгляд, под ними часто скрывается элемент тьмы. Это было отчасти из-за движения декаданса. Декаданс был по сути движением, выражающим разочарование в настоящем и неверие в будущее, сосредоточенным на темах смерти, разложения и искусственности. В одном из самых выдающихся декадентских романов того времени «Против природы » (1884) Карла-Йориса Гюисманса главный герой, скучая и разочаровавшись в окружающей его реальной жизни, пытается создать нечто прекрасное, украшая панцирь живой черепахи. с драгоценностями. В конце концов животное умирает от чрезмерного веса на спине, еще раз доказывая тщетность попыток людей изменить мир по своему вкусу.

 

орнамент в виде змеи

Орнамент корсажа в виде змеи работы Рене Лалика, ок. 1898–1899 гг., Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон.

 

Отголоски этой философии можно найти во многих украшениях в стиле модерн, особенно в тех, в композиции которых присутствуют разноцветные насекомые и фантастические цветы. Еще один намек на скрытую темноту можно найти в изображениях летучих мышей, змей, мотыльков и пауков, часто присутствующих на брошях и подвесках в стиле модерн. Эти опасные и отталкивающие существа были связаны с такими темами, как смерть и болезнь, а также с угрозами, исходящими из окружающего нас мира.

Об авторе ANASTASIIA S. KIRPALOV:

Анастасия имеет степень магистра истории искусств Гронингенского университета, Нидерланды. Ранее она работала музейным ассистентом, следя за коллекцией произведений импрессионистов и постимпрессионистов. Специализируется на темах раннего абстрактного искусства, гендера девятнадцатого века, спиритизма и оккультизма. Помимо работы интересуется криминологией и историей моды.

Источник: thecollector.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом