Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Вы тоже можете это носить: современная актуальность китайского нефрита

24 июля 2023
Дениз Цуй

Такая старейшая непрерывная форма декоративно-прикладного искусства, как ювелирные дело, так же неразрывно связано с историей и культурой человечества, как пещерное искусство и гончарное дело. В то время как керамика знакомит нас с повседневной жизнью в доисторических культурах благодаря своим утилитарным функциям, а пещерное искусство позволяет нам заглянуть в социальные структуры, ритуалы и верования, ювелирные изделия отражают глубокую человеческую потребность в самоукрашении и личном самовыражении.

По случаю аукциона Сотбис коллекции китайских нефритов Виктора Шоу: онлайн, часть 3 | Ювелирные изделия , мы оглядываемся назад на эволюцию ювелирных изделий из нефрита в Китае на протяжении тысячелетий, чтобы понять, как нефрит, который в настоящее время переживает возрождение к себе интереса, продолжает очаровывать сердца и волновать воображение. «Мы пытаемся пересмотреть эти резные фигурки из нефрита глазами современного зрителя», — говорит Кисон Танг, руководитель отдела межсезонных продаж Sotheby's, китайские произведения искусства, Азия.

Ювелирные изделия, практикуемые во всех частях мира в подавляющем большинстве культур, остались на удивление постоянными в своих формах и функциях. Несмотря на разнообразие материалов, техник и эстетических ощущений, существует также обширное общее сходство и влияние на культурах и континентах, что делает глобальную историю ювелирных изделий удивительно сложной.

 УКРАШЕНИЕ ДЛЯ ВОЛОС ДИНАСТИИ МИН ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТАДИНАСТИЯ ЗАПАДНАЯ ХАНЬ КУЛЬТУРА DIAN АРХАИЧНЫЕ НЕФРИТОВЫЕ КУЛОНЫ, НОСИМЫЕ КАК СЕРЬГИГРУППА ИЗ 45 НЕОЛИТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА КУЛЬТУРЫ ЛЯНЧЖУ  НЕФРИТОВЫХ  УКРАШЕНИЙ, НОСИМЫХ КАК ОЖЕРЕЛЬЕ 

КУЛОН ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА «ЧИЛОНГ» ВРЕМЕНИ ДИНАСТИИ МИН ИЛИ РАНЕЕ, ИЗМЕНЕННЫЙ С ЗОЛОТОЙ ЦЕПОЧКОЙ, НОСИМОЙ КАК ОЖЕРЕЛЬЕ

 

Ювелирные изделия в Китае, функциональность и стиль

Хотя историю ювелирных изделий в Китае сложно описать, использование нефрита признано глубоко укоренившейся древней традицией. Личные украшения из нефрита восходят к неолитическому Китаю (ранний палеолит: 7500 — 6100 гг. до н. э., финальный палеолит в Китае: 1750-1500 гг. до н. э.) Нефрит широко добывали в Азии и на разных континентах по всему миру, древние цивилизации в Центральной и Южной Америке, такие как майя и ацтеки, также производили украшения из нефрита. По мере развития технологий и моды и появления новых видов нефрита ювелирные изделия из нефрита в Китае приобретали новые формы, способы обработки и использования. В Европе параллельно развивалась металлообработка для бронзовых, золотых и серебряных украшений, украшенных инкрустацией драгоценными камнями и эмалью. Со временем, когда торговые пути привели к обмену вкусами, золото также стало занимать видное место в китайских украшениях.

С доисторических времен нефрит в Китае был наделен престижным статусом, равным статусу золота на Западе. Считается, что нефритовые браслеты обладают особыми духовными качествами, их носили для отражения негативной энергии, для привлечения удачи и процветания, последнее из которых является традицией, унаследованной и сегодня. Нефритовые украшения, такие как подвески, которые часто вырезались в виде животных, широко использовались в династии Шан (16 000 - ок. 1046 г. до н.э.) и ранней династии Чжоу (ок. 1046 - 771 г. до н.э.), время, когда нефрит также использовался как идентификатор социального отличия и ранга как для мужчин, так и для женщин. «Древние украшения из нефрита различались по полу и статусу, но их современное использование не знает таких границ», — говорит Тан.

ШПИЛЬКИ ДЛЯ ВОЛОС ДИНАСТИИ МИН-ЦИН ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТАСЕРЬГИ С БЕЛЫМ НЕФРИТОМ ДИНАСТИИ МИН ; БЕЛАЯ НЕФРИТОВАЯ ПЛАСТИНА ВРЕМЕНИ ДИНАСТИИ ЦИН «ПОЭМА И ПЕЙЗАЖ», НОСИМАЯ КАК ОЖЕРЕЛЬЕ.

 

Самым распространенным украшением для мужчин была поясная бляха-крюк. Пряжки из нефрита, такие как лоты 3036 и 3062, часто демонстрируют изысканное техническое и художественное мастерство  резьбы по нефриту, трудоемкому и чрезвычайно сложному процессу. Для женщин, помимо собственно украшения, ранние украшения из нефрита в основном выполняли практическую функцию, поэтому чаще всего их можно было найти в виде шпилек и гребней. Во времена династии Мин (1368–1644) эти украшения для волос становились все более тонкими и замысловатыми, с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней. Было обнаружено, что нефритовые серьги также носили с ранних периодов, однако ожерелий и других украшений для тела было очень мало, поскольку богато красочный и сложный узор одежды и костюма в те дни оставлял мало места на теле для дальнейшего украшения. «Мужчины носили круглые шпильки из нефрита, — объясняет Тан. «В то время как ажурные поясные украшения с рисунком феникса были обычным декоративным элементом для ханьских ученых-дворян династии Мин».

Во времена династий Тан (618–907) и Сун (960–1279) нефрит получил более широкое распространение, но именно при династии Мин ювелирные изделия из нефрита стали более изощренными. В украшениях и украшениях династии Мин использовалась ажурная техника и горельефная резьба с обширной подрезкой, а декоративное творчество расширилось за пределы животных, птиц и цветов, чтобы включить волнистых или свернувшихся кольцами драконов и другие мифические отсылки, например, лот 3033 с сетчатой ​​пряжкой для ремня из белого нефрита в виде феникса из династии Юань-Мин и лот 3034 из династии Мин, табличка чилонг . Во времена династии Цин (1644–1911) украшения из нефрита были широко распространены за пределами императорского двора; только импорт жадеита из Мьянмы был ограничен для удовольствия Императора и Императорского двора.

Шпилька времен династии ЦИН из белого нефритаСЕРЬГИ С БЕЛЫМ НЕФРИТОМ ДИНАСТИИ МИН ПРЯЖКА ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА «QILIN» ДИНАСТИИ МИН, ИЗМЕНЕННАЯ И НОСИМАЯ КАК БРОШЬ

СЕРЬГИ ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА ДИНАСТИИ МИН ; ШПИЛЬКИ ДЛЯ ВОЛОС ДИНАСТИИ МИН-ЦИН ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА .

 

Переосмысление нефрита

Меняющаяся изысканность нефритовых украшений отражает достижения Китая на протяжении тысячелетий, но, то, что так глубоко захватывает, это качества нефрита, которые очаровывали императоров и китайское общество в целом, также давали то самое вдохновение, в котором нуждались ювелиры на Западе в первые десятилетия 20-го века. Европа восстанавливалась после войны, которая сильно изменила роль женщины в обществе, а вместе с ней изменилась и мода. Возник новый стиль, отдающий предпочтение геометрическим и линейным рисункам, смелым формам, вдохновленным культурами экзотического Востока. В результате отказа от того, что воспринималось как излишества в стиле модерн, возродился дух шинуазри, и среди парижских ценителей и дизайнеров возникло увлечение китайской эстетикой.

Ювелирные изделия были представлены на Международной выставке декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже,  в честь которой затем получит свое название стиль ар-деко. Среди тех, кто был пионером этого стилистического сдвига в декоративно-прикладном искусстве, был Картье, чьи изделия либо включали существующие резные нефриты, либо оживляли недавно отполированные нефриты. Например, крючок для ремня может быть закреплен как брошь, а пара двойных браслетов может быть превращена в серьги-подвески. Нефрит также создавался из необработанного минерального сырья, из него изготавливали портсигары, кольца, лорнеты и многое другое; привнося очарование китайского стиля и качества нефрита в сердце современного художественного движения.

Таким образом, история ювелирных изделий в Китае периодически переплетается с Западом, наполнена межкультурными влияниями, в центре которых находится нефрит. Точно так же, как драгоценные камни и золото стали основой меняющихся вкусов Китая, самые глубокие духовные ценности нефрита, лежащие в основе китайского искусства, стали краеугольным камнем современной западной моды. Как и в случае любого художественного прогресса, мы ищем вдохновение в прошлом, чтобы двигаться вперед. Чтобы выйти за рамки того, что было раньше, художники и дизайнеры возвращаются к моде прошлых лет.

Даже в рамках развивающейся моды в Китае существует долгая история переосмысления. «Нефритовые артефакты из предыдущих династий часто использовались в качестве украшений в одежде Мин и Цин, а нефритовые резные фигурки династий Цзинь и Юань часто переделывались в качестве чехлов для курильниц в середине и конце периода Мин». Тан добавляет: «Нежные нефритовые цветы, которые когда-то считались творением династии Цин, на самом деле восходят к периодам Цзинь и Юань, лелеялись и сохранялись на протяжении веков».

ШПИЛЬКА  ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА ДИНАСТИИ МИН-ЦИНПРЯЖКА ДЛЯ ПОЯСА «ФЕНИКС» ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА ДИНАСТИИ ЮАНЬ В КАЧЕСТВЕ ОЖЕРЕЛЬЯ С ПОДВЕСКОЙ

Сегодня нефрит снова оказался в центре возрождения, попытки стать следующим шагом вперед в современном движении, которое сначала стремилось избавиться от экстравагантности современного искусства, но теперь принимает те же самые глубокие ценности, которые веками вдохновляли Китай и Европу, на новый вкус. Ювелирные изделия из нефрита не должны быть скованы ощущением исторического бремени, скорее, именно эта история придает этой жемчужине Азии современную актуальность.

Источник: sothebys.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом