Такая старейшая непрерывная форма декоративно-прикладного искусства, как ювелирные дело, так же неразрывно связано с историей и культурой человечества, как пещерное искусство и гончарное дело. В то время как керамика знакомит нас с повседневной жизнью в доисторических культурах благодаря своим утилитарным функциям, а пещерное искусство позволяет нам заглянуть в социальные структуры, ритуалы и верования, ювелирные изделия отражают глубокую человеческую потребность в самоукрашении и личном самовыражении.
По случаю аукциона Сотбис коллекции китайских нефритов Виктора Шоу: онлайн, часть 3 | Ювелирные изделия , мы оглядываемся назад на эволюцию ювелирных изделий из нефрита в Китае на протяжении тысячелетий, чтобы понять, как нефрит, который в настоящее время переживает возрождение к себе интереса, продолжает очаровывать сердца и волновать воображение. «Мы пытаемся пересмотреть эти резные фигурки из нефрита глазами современного зрителя», — говорит Кисон Танг, руководитель отдела межсезонных продаж Sotheby's, китайские произведения искусства, Азия.
Ювелирные изделия, практикуемые во всех частях мира в подавляющем большинстве культур, остались на удивление постоянными в своих формах и функциях. Несмотря на разнообразие материалов, техник и эстетических ощущений, существует также обширное общее сходство и влияние на культурах и континентах, что делает глобальную историю ювелирных изделий удивительно сложной.
УКРАШЕНИЕ ДЛЯ ВОЛОС ДИНАСТИИ МИН ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА; ДИНАСТИЯ ЗАПАДНАЯ ХАНЬ КУЛЬТУРА DIAN АРХАИЧНЫЕ НЕФРИТОВЫЕ КУЛОНЫ, НОСИМЫЕ КАК СЕРЬГИ; ГРУППА ИЗ 45 НЕОЛИТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА КУЛЬТУРЫ ЛЯНЧЖУ НЕФРИТОВЫХ УКРАШЕНИЙ, НОСИМЫХ КАК ОЖЕРЕЛЬЕ
КУЛОН ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА «ЧИЛОНГ» ВРЕМЕНИ ДИНАСТИИ МИН ИЛИ РАНЕЕ, ИЗМЕНЕННЫЙ С ЗОЛОТОЙ ЦЕПОЧКОЙ, НОСИМОЙ КАК ОЖЕРЕЛЬЕ
Ювелирные изделия в Китае, функциональность и стиль
Хотя историю ювелирных изделий в Китае сложно описать, использование нефрита признано глубоко укоренившейся древней традицией. Личные украшения из нефрита восходят к неолитическому Китаю (ранний палеолит: 7500 — 6100 гг. до н. э., финальный палеолит в Китае: 1750-1500 гг. до н. э.) Нефрит широко добывали в Азии и на разных континентах по всему миру, древние цивилизации в Центральной и Южной Америке, такие как майя и ацтеки, также производили украшения из нефрита. По мере развития технологий и моды и появления новых видов нефрита ювелирные изделия из нефрита в Китае приобретали новые формы, способы обработки и использования. В Европе параллельно развивалась металлообработка для бронзовых, золотых и серебряных украшений, украшенных инкрустацией драгоценными камнями и эмалью. Со временем, когда торговые пути привели к обмену вкусами, золото также стало занимать видное место в китайских украшениях.
С доисторических времен нефрит в Китае был наделен престижным статусом, равным статусу золота на Западе. Считается, что нефритовые браслеты обладают особыми духовными качествами, их носили для отражения негативной энергии, для привлечения удачи и процветания, последнее из которых является традицией, унаследованной и сегодня. Нефритовые украшения, такие как подвески, которые часто вырезались в виде животных, широко использовались в династии Шан (16 000 - ок. 1046 г. до н.э.) и ранней династии Чжоу (ок. 1046 - 771 г. до н.э.), время, когда нефрит также использовался как идентификатор социального отличия и ранга как для мужчин, так и для женщин. «Древние украшения из нефрита различались по полу и статусу, но их современное использование не знает таких границ», — говорит Тан.
ШПИЛЬКИ ДЛЯ ВОЛОС ДИНАСТИИ МИН-ЦИН ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА; СЕРЬГИ С БЕЛЫМ НЕФРИТОМ ДИНАСТИИ МИН ; БЕЛАЯ НЕФРИТОВАЯ ПЛАСТИНА ВРЕМЕНИ ДИНАСТИИ ЦИН «ПОЭМА И ПЕЙЗАЖ», НОСИМАЯ КАК ОЖЕРЕЛЬЕ.
Самым распространенным украшением для мужчин была поясная бляха-крюк. Пряжки из нефрита, такие как лоты 3036 и 3062, часто демонстрируют изысканное техническое и художественное мастерство резьбы по нефриту, трудоемкому и чрезвычайно сложному процессу. Для женщин, помимо собственно украшения, ранние украшения из нефрита в основном выполняли практическую функцию, поэтому чаще всего их можно было найти в виде шпилек и гребней. Во времена династии Мин (1368–1644) эти украшения для волос становились все более тонкими и замысловатыми, с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней. Было обнаружено, что нефритовые серьги также носили с ранних периодов, однако ожерелий и других украшений для тела было очень мало, поскольку богато красочный и сложный узор одежды и костюма в те дни оставлял мало места на теле для дальнейшего украшения. «Мужчины носили круглые шпильки из нефрита, — объясняет Тан. «В то время как ажурные поясные украшения с рисунком феникса были обычным декоративным элементом для ханьских ученых-дворян династии Мин».
Во времена династий Тан (618–907) и Сун (960–1279) нефрит получил более широкое распространение, но именно при династии Мин ювелирные изделия из нефрита стали более изощренными. В украшениях и украшениях династии Мин использовалась ажурная техника и горельефная резьба с обширной подрезкой, а декоративное творчество расширилось за пределы животных, птиц и цветов, чтобы включить волнистых или свернувшихся кольцами драконов и другие мифические отсылки, например, лот 3033 с сетчатой пряжкой для ремня из белого нефрита в виде феникса из династии Юань-Мин и лот 3034 из династии Мин, табличка чилонг . Во времена династии Цин (1644–1911) украшения из нефрита были широко распространены за пределами императорского двора; только импорт жадеита из Мьянмы был ограничен для удовольствия Императора и Императорского двора.
Шпилька времен династии ЦИН из белого нефрита; СЕРЬГИ С БЕЛЫМ НЕФРИТОМ ДИНАСТИИ МИН, ПРЯЖКА ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА «QILIN» ДИНАСТИИ МИН, ИЗМЕНЕННАЯ И НОСИМАЯ КАК БРОШЬ
СЕРЬГИ ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА ДИНАСТИИ МИН ; ШПИЛЬКИ ДЛЯ ВОЛОС ДИНАСТИИ МИН-ЦИН ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА .
Переосмысление нефрита
Меняющаяся изысканность нефритовых украшений отражает достижения Китая на протяжении тысячелетий, но, то, что так глубоко захватывает, это качества нефрита, которые очаровывали императоров и китайское общество в целом, также давали то самое вдохновение, в котором нуждались ювелиры на Западе в первые десятилетия 20-го века. Европа восстанавливалась после войны, которая сильно изменила роль женщины в обществе, а вместе с ней изменилась и мода. Возник новый стиль, отдающий предпочтение геометрическим и линейным рисункам, смелым формам, вдохновленным культурами экзотического Востока. В результате отказа от того, что воспринималось как излишества в стиле модерн, возродился дух шинуазри, и среди парижских ценителей и дизайнеров возникло увлечение китайской эстетикой.
Ювелирные изделия были представлены на Международной выставке декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже, в честь которой затем получит свое название стиль ар-деко. Среди тех, кто был пионером этого стилистического сдвига в декоративно-прикладном искусстве, был Картье, чьи изделия либо включали существующие резные нефриты, либо оживляли недавно отполированные нефриты. Например, крючок для ремня может быть закреплен как брошь, а пара двойных браслетов может быть превращена в серьги-подвески. Нефрит также создавался из необработанного минерального сырья, из него изготавливали портсигары, кольца, лорнеты и многое другое; привнося очарование китайского стиля и качества нефрита в сердце современного художественного движения.
Таким образом, история ювелирных изделий в Китае периодически переплетается с Западом, наполнена межкультурными влияниями, в центре которых находится нефрит. Точно так же, как драгоценные камни и золото стали основой меняющихся вкусов Китая, самые глубокие духовные ценности нефрита, лежащие в основе китайского искусства, стали краеугольным камнем современной западной моды. Как и в случае любого художественного прогресса, мы ищем вдохновение в прошлом, чтобы двигаться вперед. Чтобы выйти за рамки того, что было раньше, художники и дизайнеры возвращаются к моде прошлых лет.
Даже в рамках развивающейся моды в Китае существует долгая история переосмысления. «Нефритовые артефакты из предыдущих династий часто использовались в качестве украшений в одежде Мин и Цин, а нефритовые резные фигурки династий Цзинь и Юань часто переделывались в качестве чехлов для курильниц в середине и конце периода Мин». Тан добавляет: «Нежные нефритовые цветы, которые когда-то считались творением династии Цин, на самом деле восходят к периодам Цзинь и Юань, лелеялись и сохранялись на протяжении веков».
ШПИЛЬКА ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА ДИНАСТИИ МИН-ЦИН; ПРЯЖКА ДЛЯ ПОЯСА «ФЕНИКС» ИЗ БЕЛОГО НЕФРИТА ДИНАСТИИ ЮАНЬ В КАЧЕСТВЕ ОЖЕРЕЛЬЯ С ПОДВЕСКОЙ
Сегодня нефрит снова оказался в центре возрождения, попытки стать следующим шагом вперед в современном движении, которое сначала стремилось избавиться от экстравагантности современного искусства, но теперь принимает те же самые глубокие ценности, которые веками вдохновляли Китай и Европу, на новый вкус. Ювелирные изделия из нефрита не должны быть скованы ощущением исторического бремени, скорее, именно эта история придает этой жемчужине Азии современную актуальность.