Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Имена: Эжен Фонтенэ (Eugene Fontenay)

11 августа 2023
Редакция

Эжен Фонтенэ — один из самых искусных и опытных ювелиров в истории. Его украшения и предметы — настоящие произведения искусства, отражающие гениальность этого знаменитого французского дизайнера.

Сегодня мы нечасто слышим — или редко читаем — об Эжене Фонтене (1824–1887) потому, что большая часть его продукции исчезла вместе с первоначальным дизайном — обстоятельство, которое часто повторяется в области ювелирных изделий.

Тем не менее в 1906 году Анри Вевер посвятил ему двадцать три страницы текста и многочисленные иллюстрации в своей монументальной «Французской бижутерии XIX века».


История Эжена Фонтенэ

Родившийся в 1824 году в Париже в скромной семье ювелиров, юный Эжен Фонтенэ в двадцать четыре года открыл свою мастерскую, но ему пришлось ждать более десяти лет, прежде чем смог получить первый важный заказ, который откроет для него двери международного высшего общества.

Согласно «Cultura del Gioiello», этот момент наступил в марте 1858 года, когда ему предложили создать украшение для императрицы Евгении, жены Наполеона III. Это была элегантная диадема, центральные камни которой можно было заменить бриллиантами, сапфирами или жемчугом в зависимости от случая или типа одежды.

античный-18k-золото-эмаль-алмаз-кулон-медальон-евгений-фонтенейEugène Fontenay, медальон, выполненный в этрусском стиле с эмалевой вставкой в ренессансном стиле

Будучи очень опытным ювелиром и владеющим всеми технологиями производства, Эжен Фонтенэ изготовил множество ценных предметов для принцев, королей, шахов и махараджей - парадное оружие, конскую упряжь, ремни, рамы и т. д. - все усыпано драгоценными камнями.

На выполнение самой сложной работы у него ушло девять лет (с 1858 по 1867 год) на общую сумму 4 320 000 франков. Это был  впечатляющий столовый сервиз, сделанный для Саида Паскиа, вице-короля Египта, состоящий из сорока двух предметов с тиснением из золота, бриллиантов, голубой эмали и жемчуга, дополненных двумя большими подсвечниками и семью вазами для фруктов.

В 1867 году Эжен Фонтенэ, наконец, получил возможность делать украшения, которые он любил больше всего, также участвуя во Всемирной выставке, проходившей в том же году в Париже и был награжден золотой медалью за дизайн украшений, основанный на греческих, римских и этрусских образцах. Сегодня произведения эпохи этрусского возрождения Фонтенэ являются частью постоянных коллекций Британского музея, Метрополитен-музея и престижных частных коллекций.

Важный источник вдохновения

Тем временем произошло событие большой важности и резонанса: уступая настоянию императрицы Евгении, женщины, обладавшей, несомненно, шестым чувством к драгоценностям, Наполеон III купил в 1861 году для постоянной экспозиции в Лувре 1200 предметов из знаменитой коллекции древностей знатока античного искусства Джованни-Пьетро Кампана. Так собрание Лувра пополнилось драгоценностями из древнегреческой, этрусской и римской эпох.

Стиль Эжена Фонтенэ, как и многих других известных художников и ювелиров Европы, развился именно на основе этой коллекции и ремейков, разработанных Кастеллани в Риме, а затем Карло Джулиано в Лондоне.

Стиль Эжена Фонтенэ

Эжен Фонтенэ в основном работал с 22-каратным золотом (очень хрупким, состоящим из 920 частей золота на тысячу) или изготавливал предмет из 18-каратного золота (более стойкое, 750 частей на тысячу), а затем покрывал украшение чистым золотом, чтобы придать готовому изделию блестящий, особенный и драгоценный оттенок.

Французский дизайнер был большим перфекционистом, он использовал немного драгоценных камней, предпочитая широкий выбор, который предлагали ему полудрагоценные  камни (он первым на Западе применил нефрит) в сочетании с эмалями, камеями и даже микромозаикой. Он украшал свои творения гравировкой, чеканкой, резцом, филигранью и зернью, всегда стараясь во всем найти правильную меру.
Эжен-Фонтене-ювелирно-антикварные

Eugène Fontenay золотой кулон-медальон в этрусском стиле

Один из его шедевров был создан для выставки 1878 года: он состоял из подсвечника в форме яйца, поддерживаемого четырьмя сиренами и двумя дельфинами, выполненными из золота, бриллиантов, лазурита и великолепной эмали. Вполне возможно, что это могло вдохновить Фаберже, когда в 1885 году тот начал создавать свои знаменитые пасхальные яйца для русских царей.

В 1882 году Эжен Фонтенэ ушел с рынка, чтобы посвятить последние пять лет своей жизни путешествиям, учебе и написанию многочисленных статей, книг и трактатов о драгоценных камнях и древних и современных ювелирах.

«Мне нравится представлять золото диадем, ожерелий, фибул, подвесок, выделяющееся на черных волосах, бегущее огненным потоком по кожам теплых и коричневых тонов и прослеживающее фантастические арабески на простых складках изящных белых туник», — сказал Эжен Фонтенэ в одном из этих текстов, такой же страстный любитель прекрасного, как и он сам.

Подвеска из золота и бриллиантов в стиле археологического возрождения

Этот подвес датируется второй половиной девятнадцатого века. Это пример невероятных техник ювелирного дела, типичных для Фонтене и всех великихмастеров конца восевнадцатого века, которые специализировались на создании украшений в стиле археологического Возрождения, таких как Карло Джулиано и Кастеллани. Этот стиль характеризуется высокой точностью исполнения.

Подвес в этрусском стиле. Эжен Фонтене, 1870 г.

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом