Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Изобретение современного мира: декоративное искусство на Всемирных ярмарках 1851–1939 годов

25 сентября 2023
Редакция

Помните старый фильм «Встретимся в Сент-Луисе»? Наряду с пением Джуди Гарленд, все действие вращалось вокруг одержимости одной семьи Всемирной ярмаркой, проходившей в этом городе в 1904 году.

Ювелирные изделия в то время были главной приманкой на мировых выставках, и Tiffany & Co. хватило смекалки, чтобы с самого начала продемонстрировать там свои самые впечатляющие работы, такие как эмалированные золотые орхидеи Дж. Полдинга Фарнхэма с рубинами и бриллиантами:

 

Умный ход. В начале прошлого века в Нью-Йорке было много ювелиров, но кто из них выжил?

Когда кураторам впервые пришла в голову идея выставки « Изобретение современного мира: декоративное искусство на Всемирных ярмарках 1851–1939 годов» , кураторы не планировали включать в нее ювелирные изделия. Но чем глубже они копались в истории декоративного искусства на ярмарках, тем более важными становились украшения.

«Ювелирные изделия играли важную роль, начиная с самых первых ярмарок и вплоть до 1930-х годов. В результате вся идея ювелирного и гранильного искусства оказывается в центре внимания с того момента, как вы входите на эту выставку» , — сказал куратор декоративного искусства в Музее искусств Карнеги Джейсон Буш в год, когда выставка проходила в Музее искусств Карнеги.

Выставка прошла, но захватывающую историю мировых ярмарок, в том числе то, как они повлияли на дизайн и маркетинг ювелирных изделий можно найти в книге «Изобретая современный мир: декоративное искусство на всемирных ярмарках, 1851-1939» .

Первые мировые ярмарки, начавшиеся почти два столетия назад как стимулирование потребителей, втиснули в свои стенды как можно больше товаров. В некотором смысле стенды были похожи на те, которые вы видите на выставках сегодня – экспонаты спереди и в центре, предназначенные не для продажи, а для того, чтобы заманить людей к более доступным вещам. Эти экспонаты часто предвещали настоящие инновации.

Например, алюминий был новым модным материалом в середине 19-го века и появлялся во французских ювелирных изделиях вместе со многими выставленными предметами декоративного искусства, но не слишком острыми. Кэтрин Футтер, сокуратор выставки, говорила, что участники ярмарки часто представляли что-то передовое в форме чего-то знакомого.

«На всемирных выставках производители продвигали свои самые инновационные разработки, но более инновационные материалы зачастую были оформлены в более традиционном стиле», — говорит Футтер. «А если бы у вас был более инновационный стиль, вы могли бы использовать более традиционные материалы». Если вы использовали в браслете новый материал, например алюминий, лучше всего применить его к традиционному дизайну.

Браслет из алюминия и золота, ок.  1858, Франция (Художественный музей Карнеги, Питтсбург)

Браслет из алюминия и золота, ок. 1858, Франция (Художественный музей Карнеги, Питтсбург)

И наоборот, дизайнер может использовать маркетри в стиле 19-го века в дизайне в стиле модерн, чтобы смягчить воздействие на викторианскую публику его чувственности и мистического подтекста.

Если ваша инновационная идея состоит в том, чтобы возродить ювелирный стиль, который был похоронен на протяжении веков, все, что вам нужно сделать, это модернизировав презентацию. Базирующийся в Риме Кастеллани построил процветающий ювелирный бизнес на популярном увлечении древними драгоценностями , особенно этрусскими, которые в то время обнаруживались во время археологических раскопок в Риме и его окрестностях. Кастеллани, как известно, вернул давно утраченные методы грануляции и микромозаики. Простая, но изящная золотая диадема в виде лаврового венка, представленная на выставке 1862 года, выглядит странно современно.

Диадема Кастеллани

Золотая диадема работы Кастеллани, ок. 1860 г. (частное собрание)

Ювелирные изделия — лишь часть экспонатов этой выставки и книги, но это редкая возможность увидеть их в контексте всего, что считалось «инновационным» в тот момент истории. Всемирные ярмарки были местом, где дизайнеры и производители хвастались перед миром и друг перед другом. Когда Tiffany & Co. присоединилась к цирку , мировые ярмарки выглядели примерно так.

89008-копия изображения

Цветная литография «Франция (Севрский двор)» работы гравера Day & Son, 1 сентября 1851 г. (Художественный музей Карнеги)

На выставке Tiffany Фарнхэм все еще исследовал ирис к выставке 1900 года, но теперь демонстрировал материалы, добытые на месте, с лепестками сапфиров Монтаны и листьями демантоида, золотым ошейником из бриллиантов и рубинов-кабошонов, цирконом, мексиканскими огненными опалами, перидотами и турмалины.

«Это был способ показать, что в Америке есть эти уникальные драгоценные камни, а также то, что Tiffany может конкурировать с лучшими ювелирными домами Европы», — говорит Футтер.

Брошь из жемчуга реки Миссисипи от G. Paulding Farnham для Tiffany & Co.

Брошь-хризантема из пресноводного жемчуга реки Миссисипи, 1904 год, работа Дж. Полдинга Фарнхема для Tiffany & Co.

Самые удивительные драгоценности родом из того ключевого периода на рубеже веков, когда ювелирное искусство, декоративное искусство и сами мировые ярмарки достигли пика дикой креативности. Именно на Всемирной выставке в Париже Рене Лалик стал международным именем, и толпы людей заполонили его стенд, чтобы увидеть насекомых, роящихся в его драгоценностях.

Lalique-оса-заколка

Булавка (фрагмент) работы Рене Лалика, 1898–1899 гг., из золота, эмали, опала и бриллиантов (Designmuseum Danmark, Копенгаген).

Жутко красиво: Рене Лалик (и модерн в целом) стал всемирно известным на парижской выставке 1900 года, а 25 лет спустя Деко был фактически представлен на парижской ярмарке. К тому времени Лалик обратился к художественному стеклу, а ювелирное дело заняли Boucheron и Van Cleef & Arpels .

Дисплей Лалика

Экспозиция Лалика на Всемирной выставке в Париже 1900 года.

Это был поворотный момент – особенно в том, что касается стиля модерн – и он вывел Рене Лалика на карту мира. «Лалик одержал беспрецедентную победу», — писал о выставке Анри Вевер. «Глотая и пылкая толпа собиралась вокруг, чтобы увидеть произведения, которые были у всех на слуху».

В витрине Лалика балюстрада из крылатых богинь, отлитая из бронзы, намекала на драгоценности внутри. Мистические обнаженные тела широко фигурировали в брошах, ожерельях и диадемах, а также змеи и насекомые – в том числе булавка в «Изобретении современного мира» с изображением эмалированных золотых ос с усыпанными бриллиантами крыльями, роящимися в большом опале (вверху).

Рядом Жорж Фуке продемонстрировал украшения в стиле модерн, созданные совместно с Альфонсом Мухой и Анри Вевером. Галле заново изобретал художественное стекло в таком же потрясающем стенде неподалеку.

В США ярмарки начали жить собственной жизнью, движимой растущим потребительством среднего класса. Мюзикл «Встретимся в Сент-Луисе» демонстрирует бешеное волнение и гражданскую гордость, окружавшую всемирные ярмарки 1904 года. Для ярмарки в Сент-Луисе было построено более 1500 зданий, соединенных примерно 75 милями дорог и пешеходных дорожек, в которых хранились экспонаты из 62 страны. Многие предметы так и не покинули США и оказались в музеях или, как в случае с гигантским органом из Фестивального зала и бронзовым орлом немецкого производства, стали экспонатами вестибюля универмага Wanamaker в Филадельфии.

Примерно в это же время направленность ярмарок начала меняться. Между 1900 и 1925 годами модернизм начал побеждать традиционализм, и представление стало более интегрированным. Boucheron продемонстрировал этот браслет в стиле деко в 1925 году на Международной выставке декоративного искусства в Париже, где зародился термин «ар-деко».

Бушерон

Браслет Boucheron, 1925 год, из платины, осмия, золота, эмали, бриллиантов, рубинов, сапфиров и изумрудов (Сигельсон, Нью-Йорк).

К 1939 году, до того как война все изменила, Драгоценный дом стал самым популярным павильоном. «Ювелирные изделия привлекли внимание ярмарок», — говорит Буш.   «Вы могли видеть линии, выходящие из павильона Дома драгоценностей в 1939 году».

Сами киоски стали менее перегруженными складами, более тщательно поставленными виньетками. Помимо прочего, всемирные ярмарки представляли собой упражнение в том, что Антропология позже назвала «мерчендайзингом образа жизни».

«К середине двадцатого века идея ярмарок становится более «это дома завтрашнего дня, это современная жизнь», — говорит Футтер. «Особенно на американских ярмарках идея заключалась в том, чтобы показать, как вы, американец среднего класса, можете жить с этими предметами, даже с новыми технологиями из стекла или люцита».

К концу расцвета мировых ярмарок в нескольких городах одновременно проводились ярмарки, и крупные ювелирные дома, такие как Tiffany и Cartier, стали очень влиятельными. «В 1851 году Всемирная выставка была огромной», — говорит Футтер. «После этого ярмарки становились все больше и больше, а затем, после 1939 года, с началом Второй мировой войны, они действительно стали больше посвящены идеям, а не объектам».

Некоторые полагают, что мы еще не видели последнюю всемирную ярмарку старого образца. «В 1930-е годы в США было проведено пять всемирных выставок, и все они были посвящены попыткам дать толчок экономике после Депрессии», — говорит Футтер. Знатоки мировых ярмарок говорят, что не удивятся, если они снова пройдут в нашей стране именно по этой причине.

Кто знает? Это может вдохновить на совершенно новый подход к дизайну ювелирных изделий.

Источник: thejewelryloupe
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом