Корона принцессы Бланш. ок. 1370-80 гг
Термин «готика» для обозначения стилистического периода в европейском искусстве ввел итальянский теоретик искусства Джорджо Вазари. «Готико» означает «странный, варварский» и выражает некоторое презрение Вазари к средневековому искусству, которое создавалось к северу от Альп... Эпоха готики началась во Франции около 1130 года со строительством церкви аббатства Сен-Дени. Этот стиль пришел в Англию в 1180 году, а в Германию около 1250 года, то есть, спустя 70 лет..
Готическое искусство отражает куртуазное великолепие и гражданскую гордость, а также фанатичную религиозность эпохи. В экономическом и культурном отношении Европа переживает новое развитие. Открываются новые районы, совершенствуются методы производства, что способствует развитию ремесел и торговли.
Ганзейский союз становится мощнейшим городским объединением немецкого купечества. С расцветом торговых связей на транспортных и торговых путях основывались новые города. Начинается подъем городов: к 1250 году количество городских грамот в Европе увеличилось в десять раз. «Городской воздух освобождает» — девиз того времени. Чтобы избежать крепостного права, здесь селятся рабы, крепостные и крестьяне. Расчищен путь для развития и расширения власти свободных имперских городов и честолюбивой буржуазии.
С новым богатством возрастает и потребность в драгоценностях. Ювелиры в крупных центрах организуются в гильдии. В 13 веке, в эпоху великих соборов, Франция является самой богатой и могущественной страной, центром Европы. Парижский университет — центр интеллектуальной жизни Запада. В XIV веке напыщенные придворные манеры люксембуржцев в Праге и Габсбургов в Вене конкурировали за первенство в претенциозности самоизображения.
В Италии художники продолжали смотреть на Восток, используя в качестве образца искусство Византии.
Параллельно с развитием готической архитектуры, которая приходит на смену приземистым романским формам, ювелирные изделия также становятся все более деликатными в исполнении, в них все чаще встречаются мелкие детализированные формы.
Изображение святого Иллария, покровителя Пармы, ранний 13-й век
В средние века украшения носили преимущественно для того, чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность. Оно (украшение) позволяло прочесть социальное положение владельца. Королевские семьи и знать носят золото, серебро и драгоценные камни. Свобода ношения украшений буржуазии часто ограничена жесткими правилами в виде городского дресс-кода. Простые граждане обходятся недрагоценными металлами, такими как медь или бронза. Типичные мотивами украшений того времени: лилии, завитки, ромбы и различные узоры.
Благодаря изобретению инкрустированной эмали – «Email en ronde-bosse» стало возможным –наносить эмаль на округлые или неправильные формы с высоким рельефом. Эта сложная техника в основном выполнялась на небольших золотых скульптурах и украшениях, сочетание цветной эмали и драгоценных камней высоко ценились в модном обществе того времени. До конца 14 века драгоценные камни обычно полировали, а не ограняли. Их стоимость зависела от размера камня и его блеска. На некоторых драгоценных предметах есть загадочные или магические надписи, призванные защитить владельца. Украшения характеризуются символизмом, цветосветовыми эффектами, а также фигуративными сюжетами. Часто появляются органические формы, такие как листья и растения, богатая оправа из жемчуга и драгоценных камней, а также эмаль.
Одним из самых популярных и драгоценно украшенных украшений является фибула, брошь-кольцо, которое используется в качестве застежки одежды. На обратной стороне броши часто выгравированы надписи
Любопытство высоко ценится: многие с увлечением собирали редкости, достойные кунсткамер: рога нарвалов и единорогов, зубы акулы, когти грифона, страусиные яйца и старинные монеты… Особой популярностью пользовались все виды благородных и цветных камней, которые, как считалось, обладают особыми свойствами: аквамарин сулит счастливый брак, сапфир защищает от укусов скорпионов и лечит внутренние недуги, агат придает красноречия, карбункул делает мужчину галантным и т. д.