Тед Нотен, фото: Имке Панхейзен
Марта Коста Рейс: Сначала немного предыстории. Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с современным ювелирным искусством (contemporary art)
Тед Нотен: Я начал создавать украшения из серебряной проволоки и ракушек/бусинок, когда путешествовал по Индии и Африке в конце 190-х, и Афины были воротами во все эти страны.
Я увидел, как один немец делает свои украшения, и тот заметил мой интерес. Он был моим первым учителем. Два дня спустя я сидел рядом с ним на улице и продавал свои вещи, разложенные на куске бархата, по 5–7 долларов за штуку.
Несколько лет спустя я пошел со своими работами в художественную школу, и они были немного шокированы тем, что у меня хватило смелости демонстрировать такую кустарщину. Но они поверили в меня и дали возможность расширить свое мастерство. Три года спустя я поступил в Академию Ритвельда в Амстердаме, потому что ремесла мне было недостаточно. Я хотел работать концептуально и исследовать свою художественную сторону.
Вид на выставку Ted Noten & Co.: On Value, в музее JAN, Амстелвен, Нидерланды, 4 октября 2023 г. – 4 февраля 2024 г., фото: Эдди Вентинг
Что вы делаете сейчас в области создания ювелирных изделий? Сейчас у вас проходит новая выставка в Амстелвене, Нидерланды. Расскажите нам об этом.
Тед Нотен: На протяжении многих лет я стремился расширить концепции ювелирных изделий, а также перенести ювелирные изделия в новый контекст. Выставка в Музее JAN представляет собой смешанную медиа-выставку, где ювелирные изделия находятся в равныъ условияъ с работами других жанров, а это значит, что для меня кольцо может на равных конкурировать с картиной. Не иерархическое положение (на протяжении веков) определяет [работу], а ее качество. Где-то в далекой истории ювелирные изделия потеряли свое значение, но эпоху Возрождения мы были лидерами.
Фото любезно предоставлено Тедом Нотеном
За последние несколько лет было много потрясений и неопределенности. Что вас больше всего удивляет в реакции молодого поколения на быстро меняющийся мир вокруг них?
Тед Нотен: В эти хаотичные времена ъудожником движут совершенно иные побуждения, чем те, которые были, когда начинал я. Во-первых, нашему поколению повезло со страстными коллекционерами и галеристами (большинство из них ушли из-за возраста или, к сожалению, попали в рай), в то время как группа более молодых коллекционеров почти не возникла. Кроме того, в то время в мире искусства началось уважение к нашей работе. Также в то время мы больше ориентировались на авторские украшения. Теперь молодые ювелиры больше озабочены контекстом и идентичностью: ЛГБТ, инклюзивность и т. д. и т. п.
Кроме того, когда я начинал, не было ни Интернета, ни компьютеров, ни угрозы мира, обреченного «умереть». Будущее сегодня гораздо более неопределенно.
Какой, по вашему мнению, самый важный разговор сегодня между художниками?
Тед Нотен: Как поместить себя в новый контекст. Галерейная система умирает, и нам нужно искать новые рынки, новое сотрудничество, новые горизонты. И даже если у вас есть красивая и важная концепция, все равно должно присутствовать мастерство.
Помимо грантов какими еще способами можно поощрять и поддерживать молодых художников?
Тед Нотен: Должно быть больше совпадений и сотрудничества с ювелирами — сотрудничество открывает новые возможности. (Кроме того, мир моды по-прежнему рассматривает нас как конкурентов.) Также примите и осознайте, что быть художником в наши дни — это не только зарабатывать. Это маркетинг/пиар/как общаться/как внедрять новые технологии/и т. д. и т. п. Нельзя иметь 20 талантов и всем управлять самостоятельно.