Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

История современного ювелирного искусства Южной Африки

30 октября 2023
Нина Ньюман

(artjewelryforum) Современная ювелирная практика в Южной Африке переживает возрождение, поскольку художники черпают вдохновение из богатых природных, культурных, социальных и политических ландшафтов страны. В последнее время были предприняты усилия по решению проблемы ограниченного присутствия современных южноафриканских художников-ювелиров, стремящихся создать свой уникальный стиль в эпоху пост-апартеида. В этой статье исследуются ключевые аспекты того, как современные ювелиры Южной Африки успешно создали этот неповторимый дизайн.

Эрих Фрей, брошь/кулон


Эрих Фрей, брошь/подвеска, около 1960-х или 1970-х годов, 18-каратное золото, янтарные бусины, фото: Пол Мркусич, фото предоставлено Южноафриканской ассоциацией антиквариата, искусства и дизайна

Истоки южноафриканского современного ювелирного искусства
Чтобы понять нынешний подход к современным ювелирным украшениям в Южной Африке, очень важно рассмотреть их историческое развитие. До 1970-х годов документация [1] о практике современных ювелирных изделий в Южной Африкебыла ограничена. 

Примечательно, что появление современных ювелирных изделий в Южной Африке было во многом инициировано квалифицированными ювелирами-иммигрантами. Эти ювелиры, в основном из таких стран, как Италия, Швейцария, Германия, Швеция, Великобритания и Австрия, прибыли в Южную Африку в 1950-х годах в поисках приключений и открытия своих ювелирных мастерских. [2] Большинство этих мастерских обслуживали коммерческую ювелирную промышленность, которая хорошо зарекомендовала себя в Южной Африке с 1900-х годов благодаря запасам золота, платины, алмазов, драгоценных и полудрагоценных камней. Некоторые из этих южноафриканских ювелирных компаний включают Charles Greig (основанная в 1899 году), A Sidersky & Son (основанная в 1902 году) и Jack Friedman (основанная в 1933 году). [3]

Эоне де Вет в некоторых из своих творений

Эона де Вет в некоторых из своих творений, фото предоставлено Фредом ван Стаденом

Экспериментальные работы с различными материалами начали появляться в Южной Африке в конце 20 века. В их число входили работы ювелиров-иммигрантов, таких как Эрих Фрей, Эльза Вонгчовски, Дитер Дилл, Курт Джобст, Эгон Гюнтер, Эоне де Вет, Мауро Пальяри, Маргарет Ричардсон, Майя Холм и Фрида Блюменберг. [4]

Майя Холм, брошь/кулон

Майя Холм, брошь/кулон, 1970-е годы, серебро, фото: Денвер Хендрикс, любезно предоставлено Strauss & Co. Работа демонстрирует сильное модернистское влияние

Начало 1970-х годов ознаменовало собой важный период в истории современного ювелирного искусства Южной Африки и его можно назвать «золотым веком», хотя и кратким. В основном это стало результатом создания в 1973 году Гильдии ювелиров Южной Африки в Йоханнесбурге группой южноафриканских ювелиров во главе с Питером Каллманом. Примечательно, что все основатели прошли обширную подготовку и квалификацию, полученную в престижных зарубежных учебных заведениях, таких как Пфорцхайм в Германии. [5]

Целью гильдии было продвижение современных ювелирных изделий Южной Африки посредством национальных и международных выставок, повышение осведомленности о современной ювелирной практике в Южной Африке и содействие обмену информацией об инновационных дизайнах и методах, применяемых в этой области. [6] Несмотря на первоначальный успех и амбициозную миссию, в конце 1980-х годов гильдия столкнулась с проблемами, которые в конечном итоге привели к ее закрытию. Основными причинами этого было отсутствие государственной поддержки и политическая нестабильность, существовавшая в тот период. Эта нестабильность привела к таким проблемам, как рост краж и насильственных преступлений, что побудило нескольких членов гильдии эмигрировать, что еще больше способствовало потере импульса организации. [7]

Многие члены гильдии разработали программы обучения, чтобы удовлетворить потребность в более квалифицированных ювелирах и стимулировать рост ювелирной промышленности. Частные и высшие учебные заведения способствовали увеличению количества выпуска ювелирных изделий местного производства, а также появлению современных дизайнов ювелирных изделий. В настоящее время Южная Африка может похвастаться семью высшими учебными заведениями, предлагающими курсы обучения ювелирам:

Durban University of Technology

Central University of Technology (offering multi-skilled qualifications in jewelry)

Tshwane University of Technology

University of Johannesburg

University of Stellenbosch

Cape Peninsula University of Technology

Ruth Prowse School of Art

Карин Терребланш, Поперечный рычаг с большими костями

Карин Терребланш, Big-Boned Wishbone, 2019, брошь, дерево, серебро, 3 5/16 x 3/4 x 4 7/8 дюйма (86 x 20 x 125 мм), фото: художник. Терребланш — старший преподаватель отделения креативных ювелирных украшений и металлов факультета визуальных искусств Стелленбосского университета.

Кроме того, многочисленные колледжи дополнительного образования и профессиональной подготовки, проекты бенефикации, направленные на содействие созданию рабочих мест и диверсификации экономики, а также инкубаторы стали ценной альтернативой университетам для развития и обучения ювелирным навыкам по всей стране.

Маршан ван Тондер, Без названия

Маршан ван Тондер, Без названия, 2015 г., кулон, оксидированное серебро, желтое золото 18 карат, коралл, золотосодержащая руда, фото: Сара де Пина

Многие из сегодняшних южноафриканских ювелиров являются выпускниками высших учебных заведений страны. К первому местному поколению современных южноафриканских ювелиров, большинство из которых окончили обучение в 1980-х годах, относятся Эррико Кассар, Верна Йосте, Лиз Лубсер, Китти Шнайдер, Маршан ван Тондер, Крис де Бир, Карин Терребланш, Беверли Прайс, Джон Скотнес и Нанетт. Вельдсман. Эта группа художников начала, возможно, подсознательно, отходить от преимущественно европоцентристской эстетики в своем творчестве. Впоследствии их можно рассматривать как пионеров, которые отправились на путь развития более самобытной южноафриканской дизайнерской идентичности, сосредоточив внимание в своих проектах. (хотя и не исключительно) на переводе местных культурных мотивов, натуралистических мотивов, традиционных ремесел, личных рассказов... Некоторые из них — например, Терребланш, Вельдсман и де Бир — продолжили преподавать сами.

Примеры украшений в стиле сафари

Примеры украшений в стиле сафари, показывающие буквальную интерпретацию культурных мотивов и мотивов дикой природы, фото любезно предоставлено Фредом ван Стаденом.

Культурные мотивы
Еще с 1950-х годов южноафриканские ювелиры использовали различные мотивы, в основном заимствованные из наскальных рисунков коренных племен, известных как кой (Khoi )и сан (San).  Для создания первых южноафриканских украшений эти мотивы были интерпретированы в рамках европоцентристского модернистского подхода. Этот тип украшений стал известен как украшения в стиле сафари, и эти изделия продемонстрировали очень буквальную интерпретацию вдохновения. [8] Однако этот тип украшений предназначался больше для туристов, желающих привезти домой сувенир из своего южноафриканского опыта.

Беверли Прайс, Мапунгубве, повторная добыча

Беверли Прайс, Mapungubwe Re-mined, 2022 г., колье, 24-каратное золото, 18-каратное золото, фото: Des Tak, любезно предоставлено www.designindaba.com

Сегодня современные ювелирные изделия Южной Африки продолжают включать в себя культурные мотивы. Например, одна из ведущих современных художниц Южной Африки, Беверли Прайс, тонко сочетает такие текстуры, как шевроны и точки, в своем шейном платке Mapungububwe Re-mined . Эти элементы служат тонкой отсылкой к рисункам шрамирования, наблюдаемым на телах женщин Балемба, которые были частью  культуры, обнаруженной на первоначальном месте раскопок Мапунгубве. [9]

Ханья Мтетва, Эхо прошлого

Ханья Мтетва, «Отголоски прошлого», 2023, различные кольца, позолоченное серебро, модель: художник, фото: tomsaycheez

Напротив, Ханья Мтетва более личностно подходит к интерпретации южноафриканских культурных мотивов, используя образ коровы в своих последних работах. [10] В сборнике «Отголоски прошлого» Мтетва пытается противостоять последствиям колониализма, используя символические элементы, такие как коровьи черепа, чтобы  прославить роль женской фигуры. Художественное видение Мтетвы сосредоточено на восстановлении и прославлении повествований коренных народов, достигнутом путем сочетания ее зулусского наследия с древнегреческой символикой, черпая вдохновение из греческих богов и богинь, чьи статуи были исторически важными формами культурной документации. Эта реинтерпретация порождает новое повествование, оставаясь при этом укорененной в том же культурном контексте.

Марлен де Бир, «Гуще, чем вода»

Марлен де Бир, Гуще воды, 2017, инсталляция, фарфор и красные бусины, фото: художница

Натуралистические мотивы.
Местные современные художники-ювелиры с 1950-х годов включили различные темы ботаники и дикой природы, черпая вдохновение и материалы из богатой природы Южной Африки. Эта тенденция продолжается и сегодня. Однако способы выражения этих мотивов развивались, иногда принимая метафорические интерпретации. Например, Марлен де Бир использует фарфоровые ветки тернового дерева в своих шейных украшениях под названием « Гуще, чем вода» , «В болезни и здравии » и «Пока смерть не разлучит нас». Колючие ветви символизируют аспекты семейной и супружеской жизни.

Лиз Лубсер, Молочай Тирукалли

Лиз Лубсер, Euphorbia Tirucalli, 2022 г., брошь, серебро 925 пробы, модельная краска, 4 ¾ x 1 ⅛ дюйма (120 x 30 мм), фото: Сара де Пина

Другой пример ботанического влияния можно увидеть в работах Лиз Лубсер, которая тщательно воспроизводит местное растение «огненные палочки» (Euphorbia tirucalli) в виде металлических брошей. Мотивация Лубсер проистекает из ее увлечения биомимикрией, и она использует свою страсть к растениям и ювелирным изделиям ручной работы, чтобы исследовать эти концепции. Она объясняет: «Я пыталась в точности скопировать растение, и это превратилось в очень интимный процесс познания как растения, так и моего материала». Следовательно, местная флора становится неотъемлемым компонентом исследования, а конкретные ювелирные техники тщательно выбираются для достижения реалистичного изображения растения.

Искусство ремесел
представляют собой парадигму, с которой южноафриканские современные ювелирные изделия наиболее тесно связаны с точки зрения используемых техник и материалов. В первые годы после окончания апартеида многие современные ювелиры, как и первые иммигранты-ювелиры, черпали вдохновение в местных ремеслах, чтобы сформировать неуловимую «южноафриканскую» идентичность в своих творениях. Однако в наши дни ремесла коренных народов служат ориентиром и переосмысливаются наряду с другими мотивами и личным опытом.

Саманта Винсент, Собраны

Samantha Vincent, Gathered, 2022, колье, платина, стеклянный бисер, нейлон, фото: художница

Ожерелье Сэма Винсента под названием Gathered служит примером южноафриканского ремесла, переосмысленного в современных ювелирных украшениях. В дизайн была включена традиционная зулусская вышивка бисером, которая обычно передает индивидуальность и социальный статус. Винсент применил это ремесло, чтобы интерпретировать тему конкурса #Надежда, и объясняет, что надежду можно «собрать» из прошлого, настоящего и будущего, и это жизненно важная концепция, которая придает смысл нашей жизни. Винсент также подчеркивает идею связей, возникающих посредством общения, тем самым подчеркивая общие черты.

Намерение Винсента отражает особый подход, заменяя традиционные мотивы зулусских бусин узорами на материнской плате ПК. Благодаря этому Винсент демонстрирует, как ремесла могут быть по-новому интерпретированы в современных ювелирных изделиях, когда ценность, значение и свойства материалов исследуются и переопределяются. (Лекторами Винсента в университете были Крис и Марлен де Бир).

Эрик Лубсер, «Проблемы первого мира»

Эрик Лубсер, «Проблемы первого мира» (спереди), 2020, брошь, дерево, керамика, жемчуг, платина, серебро, пластиковые найденные предметы, краска, фото: Сара де Пина

Личные рассказы и социальные комментарии
Любая форма политических комментариев и социальной критики в эпоху апартеида подвергалась цензуре. Благодаря установлнию новой демократии в Южной Африке художники теперь имеют свободу подвергать сомнению различные аспекты государства. В броши под названием «Проблемы первого мира» Эрик Лубсер комментирует проблемы, с которыми сталкиваются Южная Африка и Африка по сравнению с развитыми странами. Брошь посвящена конголезским фигуркам Нкиси, резным деревянным статуэткам, содержащим в центре мощные вещества, в которые вбивают железные гвозди, чтобы высвободить эту духовную силу/защиту. [11] Брошь символизирует влияние колониализма: европейские предметы, вставленные в дерево, отражают вопрос о том, будет ли Африке лучше без европейской колонизации.

Эрик Лубсер, «Проблемы первого мира»

Эрик Лубсер, «Проблемы первого мира» (сзади), 2020, брошь, дерево, керамика, жемчуг, платина, серебро, пластиковые найденные предметы, краска, фото: Сара де Пина

Загрязненный пруд на обратной стороне броши символизирует то, как принятие западного образа жизни привело к таким проблемам, как загрязнение окружающей среды, что заставляет задуматься о том, чем могла бы отличаться Африка без колонизации. (Лубсера преподавала Карин Терребланш в Стелленбошском университете.)

Крис де Бир, Броши на неделю

Крис де Бир, Броши на неделю, 2023, картон от коробок из-под хлопьев, пластик от молочных бутылок, хлопковая нить, стальные булавки, металлическая фольга, фото: художник

Художники также теперь могут более свободно выражать социальные комментарии через свои работы. Крис де Бир размышляет о своей духовности и подвергает сомнению драгоценные материалы, связанные с различными религиозными артефактами, в своей работе под названием «Броши на неделю». Религиозные артефакты изготовлены из обычных материалов, таких как картон от коробок из-под хлопьев, пластик от молочных бутылок, хлопчатобумажная нить, стальные булавки и металлическая фольга.

Крис де Бир, Броши на неделю

Крис де Бир, Броши на неделю (фрагмент), 2023, картон от коробок из-под хлопьев, пластик от молочных бутылок, хлопковая нить, стальные булавки, металлическая фольга, фото: художник

Заключение
Хотя зарабатывать на жизнь современному ювелиру может быть непросто, обилие местного вдохновения, материалов и техник вдохновило на работу небольшую группу южноафриканских художников-ювелиров, которые создают себе имя на местном и международном уровне. Как знают наши международные современники, это непростая задача.  Несмотря на многочисленные инициативы, направленные на повышение известности современных ювелиров Южной Африки, такие как такие мероприятия, как Форум современного ювелирного искусства, проходивший в Университете Йоханнесбурга в 2017 и 2018 годах, и Премия South African Contemporary Jewellery Awards, проходившая в 2018 и 2019 годах, выставка современного ювелирного искусства Движение в Южной Африке потеряло свою динамику после пандемии COVID-19. Тем не менее, сейчас предпринимаются новые усилия по возрождению этого движения в надежде, что художники «Радужной нации» оставят неизгладимый след в мире современных ювелирных изделий, который сияет так же ярко, как радуга, символизирующая  разнообразную и жизнестойкую нацию. 

Сонгезо Балени, шейный платок

Сонгезо Балени, колье, 2010 г., желтое золото 18 карат, серебро. Фото: художник

 

[1] Основным источником углубленного обсуждения современных ювелирных изделий Южной Африки в настоящее время являются статьи, написанные профессором Фредом ван Стаденом. Хотя ван Стаден приложил усилия, чтобы задокументировать истоки этой практики и пролить свет на выдающихся южноафриканских художников-ювелиров середины двадцатого века в различных статьях, в дискурсе по-прежнему заметно отсутствует дискуссия о современных южноафриканских художниках-ювелирах и ювелирах. цель своей работы. Одним из возможных объяснений этого разрыва может быть отсутствие местных авторов, специализирующихся в этой дисциплине, а также нехватка платформ, предназначенных для продвижения современных южноафриканских художников-ювелиров и их работ.

[2] Фред ван Стаден, «Обзор выдающихся мастеров по золоту и серебру в Южной Африке в 1950-е годы», Южноафриканский журнал истории культуры 28, вып. 1 (2014): 90–113.

[3] Фред ван Стаден, «Наследие иммигрантов-золото- и серебряных дел мастеров в Южной Африке в начале и середине двадцатого века», Южноафриканский журнал культурных исследований, 27, вып. 1 (2013): 139–163.

[4] Фред ван Стаден, «Эрих Фрей и его коллеги: уникальный вклад в южноафриканский ювелирный дизайн и его ювелирные традиции», Южноафриканский журнал истории культуры 25, вып. 1 (2011): 148–179.

[5] Фред ван Стаден, «Заметки о клейме южноафриканских артефактов из драгоценных металлов двадцатого века», Южноафриканский журнал истории культуры 31, вып. 1 (2017): 82–105.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] ван Стаден, «Наследие иммигрантов-золото- и серебряных дел мастеров».

[9] Королевство Мапунгубве существовало в Южной Африке примерно с 11 по 13 век. Сегодня Мапунгубве считается важным археологическим объектом и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Королевство известно своими золотыми артефактами, в первую очередь золотым носорогом, который, как полагают, имеет важное символическое и, возможно, религиозное значение. На этом месте были также раскопаны другие золотые украшения, украшения и бусы. Это считалось одним из самых ранних примеров древнего южноафриканского мастерства. Сиан Тили-Нел, «Вспомнили Мапунгубве» (Йоханнесбург: публикации Криса ван Ренсбурга, 2011).

[10] В культуре зулусов корова символизирует не только материальное богатство, но и культурную самобытность, социальную сплоченность и глубокую связь с их традициями и духовностью. Патрисия Дэвисон, «Визуальные повествования об англо-зулусской войне: рога крупного рогатого скота, выгравированные неизвестным африканским художником»,  Southern African Humanities 28, no. 1 (2016): 85.

[11] Эцио Бассани, «Фетиши для ногтей Конго из района реки Чилоанго»,  African Arts  10, вып. 3 (1977): 36–40.

 

Источник: artjewelryforum.org
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом