Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Коллекция CHANEL «1932»

30 октября 2023
Редакция

В ноябре 1932 года Габриэль Шанель потрясла мир высокого ювелирного искусства своей коллекцией Bijoux de Diamants. Как мог модельер осмелиться войти в этот закрытый мир, не будучи его частью и не освоив его коды? Примерно 90 лет спустя Chanel выпустила трибьют-коллекцию, вдохновленную оригинальными ювелирными изделиями: коллекцию «1932».

 фото: Chanel

В 1937 году Габриэль Шанель решила снять номер в отеле «Ритц» в Париже. Со своего балкона ей открывался панорамный вид на все отели и частные особняки на Вандомской площади, особенно на те, в которых жили великие ювелиры: Шоме в отеле Бодар де Сен-Жемс в доме № 12; Boucheron, в отеле Nocé, № 26; Van Cleef & Arpels в отеле Ségur, № 22; Картье и Меллерио находились неподалеку, в доме № 13 и № 9 по улице де ла Пэ соответственно.

Это ее способ смотреть на них свысока? Возможно... Пять лет назад Габриэль Шанель столкнулась с великими ювелирами Вандомской площади. Причиной стала коллекция украшений с бриллиантами, подписанная Chanel, которая была заказана лондонской Diamond Corporation Limited с целью увеличения продаж бриллиантов.

Статья о «Бриллиантовых украшениях», опубликованная в VU в ноябре 1932 года.

 

«Продажи бриллиантов сильно пострадали от экономического кризиса 1929 года, и они доверились творческому таланту Габриэль Шанель, которая тогда была на пике своей славы, чтобы возродить их (продажи). Вместе со своими современниками – художником Полем Ирибе, отвечавшим за дизайн украшений, поэтом Жаном Кокто -за манифест коллекции и Робером Брессоном (впоследствии знаменитым кинорежиссером) -за фотографии украшений – Габриэль Шанель создала уникальную коллекцию. В то время это вызвало сенсацию, и до сих пор оно остается краеугольным камнем наших ювелирных проектов», — объясняет Марианна Этчебарн, международный директор Chanel по маркетингу продукции, связям с клиентами, часами и ювелирными изделиями.

Идея Международной гильдии бриллиантов обратиться к Коко Шанель была блестящей: Гильдия предоставила камни и взяла на себя все расходы на производство и рекламу, предоставив дизайнеру возможность произвести революцию в жанре.

Ультиматум от ювелирного истэблишмента

Эта коллекция под простым названием «Bijoux de diamants» была разработана Коко Шанель совместно со своим возлюбленным Полем Ирибе. Вместе они создали изделия уникальной красоты, такие как ожерелья без застежек, кольца, обхватывающие пальцы, и колье с бахромой. «Если я выбрала бриллианты, то это потому, что благодаря своей плотности они представляют собой наибольшую ценность в наименьшем объеме», — сказала кутюрье прессе, когда ее спросили о ее мотивации. 

Статья о «Bijoux de Diamants», опубликованная во французском VOGUE в январе 1933 года.

 

Выставка должна была пройти с 7 по 19 ноября 1932 года в особняке мадемуазель Шанель по адресу Фобур Сент-Оноре, 29. Цена входного билета была установлена ​​в размере 20 франков, а деньги, вырученные от продажи билетов, должны были быть пожертвованы двум благотворительным организациям. Но никто не мог предвидеть гнева крупных ювелиров. Как стало известно из статьи, опубликованной 26 октября в журнале L'Intransigeant , представители Chambre Syndicale de la haute joaillerie решили прекратить выставку, которую они сочли несправедливой. И делегация ювелиров направила Габриэль Шанель ультиматум, приказав ей не продавать никакие украшения и разобрать изделия после выставки под их надзором. Более того, часть вступительного взноса должна была быть пожертвована на работу Chambre Syndicale.

«Посмотрите на эти кометы, чьи головы сияют на одном плече…»

Было бы преуменьшением сказать, что эти требования не были выполнены. Выставка состоялась и имела успех. Стоимость коллекции на тот момент оценивалась в 93 миллиона франков, а взятых в долг бриллиантов — в 50 миллионов. Более 30 000 посетителей собрались, чтобы полюбоваться этими оригинальными творениями в виде комет, перьев, бантов и каскадов бриллиантов, которые носят восковые модели.

«Габриэль Шанель взяла принципы, которые прославили ее в мире высокой моды, и применила их к ювелирным украшениям, подчеркнув, как носят украшения и как они двигаются, демонстрируя их на устрашающе реалистичных восковых манекенах с макияжем и шляпами, что означало, что женщины могли сразу представить себя в этих изделиях», — подчеркивает Марианна Этчебарн. «В мире, который был глубоко мужским, Габриэль Шанель была женщиной, которая создавала вещи для женщин. По ее мнению, украшения должны быть идеей, а не символом статуса мужчин, купивших их ради новаторства. Она сделала свои украшения частью глобального видения своего Дома, наполнив их своим чутьем к сдержанной элегантности, своей любовью к монохромному дизайну и  инстинктивному стремлению к подлинности материалов, которые она использовала – в данном случае платины и бриллиантов, самых драгоценных из всех».

 

«Некоторые из моих ожерелий не застегиваются, как того требует форма шеи; некоторые из моих колец сворачиваются», — сказала мадемуазель Шанель. Закрепка была упрощена для выделения камней. «Я хотела покрыть женщин созвездиями. Звезды всех размеров. Посмотрите на эти кометы, чьи головы сияют на одном плече, а сверкающие хвосты падают звездным дождем на грудь!» - признался кутюрье изданию L'Intransigeant . Часть украшений была продана. Шанель смогла выкупить брошь-звезду, которая теперь является частью ее наследия.

 

Портрет Габриэль Шанель.  © Джордж Хойнинген – Хюэне/Condé Nast через Getty Images

Портрет Габриэль Шанель. © Джордж Хойнинген – Хюэне/Condé Nast через Getty Images

Эпизод основания ювелирного дома Chanel

В честь этой коллекции Chanel «90 лет спустя» в прошлом году выпустила коллекцию высокого ювелирного искусства под названием «Коллекция 1932». «Патрис Легеро, директор Студии создания ювелирных украшений Chanel, сохранил комету, Луну и Солнце. Тема этих небесных тел остается весьма символичной, поскольку они находятся на мощеных полах монастыря Обазин, где Габриэль Шанель провела часть своего детства. Таким образом, комета становится падающей звездой, кажется, что луна мерцает, а солнце светится», — объясняет Марианна Этчебарн.

 

Центральным элементом коллекции «1932» является колье Allure Céleste из белого золота с бриллиантами, в центре которого находится исключительный сапфир овальной огранки весом 55,55 карата.

Центральным элементом коллекции «1932» является колье Allure Céleste из белого золота с бриллиантами, в центре которого находится исключительный сапфир овальной огранки весом 55,55 карата.

Различные элементы колье-трансформера можно отделить и превратить в броши или браслет. В то время как оригинальная коллекция была полностью посвящена бриллиантам, в коллекции 1932 года также представлены цветные камни, в том числе синие сапфиры, желтые бриллианты, рубины, шпинели и опалы.

 

Колье Chanel Allure Céleste из коллекции 1932 года из белого золота с бриллиантами общим весом 55,55 карата.  сапфир овальной огранки, бриллиант грушевидной огранки D FL (тип IIa) весом 8,05 карата и бриллиант бриллиантовой огранки D FL (тип IIa) весом 2,52 карата.

Колье Chanel Allure Céleste из коллекции 1932 года из белого золота с бриллиантами общим весом 55,55 карата. сапфир овальной огранки, бриллиант грушевидной огранки D FL (тип IIa) весом 8,05 карата и бриллиант бриллиантовой огранки D FL (тип IIa) весом 2,52 карата.

 

Габриэль Шанель так и не удалось увидеть свое имя на фронтоне отеля Duché des Tournelles, расположенного под номером 18 на Вандомской площади, прямо напротив отеля Ritz. По этому адресу находится бутик Chanel Joaillerie, открывший свои двери в 1997 году. Наконец-то она нашла свое место среди великих имен ювелирного искусства.

Источник: europastar.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом