Рене Лалик – Брошь «Хризантемы» из золота, бриллиантов, эмали, стекла и аквамарина – около 1902 г. Фото Гюнтер Мерьер © Schmuckmuseum Pforzheim
Модерн, стилистическое направление, которое хотело избавиться от помпезного, историзирующего беспорядка XIX века. Оно длилось всего 20 лет, с 1895 по 1905 год. Эпицентром был Париж. «Два учреждения Пфорцхайма (Школа декоративного искусства Великого Герцога и Общество изящных и декоративных искусств) приобрели множество французских предметов для коллекции, которую они начали собирать несколькими годами ранее. Коллекция послужила стимулом для учеников-ювелиров и дизайнеров в городе, который в то время был центром массовой ювелирной промышленности Германии, которая продавалась по всей Европе», - объясняет Корнели Хольцах, директор Schmuckmuseum Pforzheim.
Модерн, французское совершенство
Здесь собрались все великие представители французского модерна. Прежде всего, Рене Лалик, предшественник стиля и бесспорный мастер. Его драгоценности — квинтэссенция этого стиля: извилистые линии, мотивы, вдохновленные природой, часто тревожные; японское влияние, женские фигуры, гибридизированные с насекомыми, нетипичные материалы и так далее. Брошь «Хризантема» является прекрасной иллюстрацией, как и брошь в виде двух женских голов или тиара в виде жемчужной ленты, обернутой вокруг ветки, украшенной листьями и цветами. Далее следует экстравагантная пектораль Жоржа Фуке, изображающая рыбу с переливающимся перламутровым телом, плавниками и хвостом, выполненными в технике витражной эмали. И продолжает ее роговой гребень Люсьена Гайяра, подвески Анри Вевера, Готре или Ле Тюрка, пряжка ремня братьев Пиль и т. д.
Рене Лалик - Брошь из золота, эмали, жемчуга - Париж, верс 1900 г. Фото Гюнтер Мейер Беарб © Schmuckmuseum Pforzheim
Жорж Фуке – Подвеска из перламутра и полупрозрачной эмали – Около 1900 г. Фотография Сандрин Мерль © Schmuckmuseum Pforzheim
Югендстиль , немецкая адаптация
Производители Пфорцхайма вдохновшись французскими моделями, стали производить массовку в больших количествах для международного рынка. Обвинения в плагиате и вульгаризации не заставили себя долго ждать, и напряженность в отношениях между Германией и Францией была высока. Во время посещения Всемирной выставки 1900 года в Париже за немецкими ювелирными промышленниками так внимательно следила охрана, что им было невозможно срисовать ни одной модели!
Франция не собиралась унывать. В 1908 году один из ведущих представителей французского модерна, ювелир Анри Вевер, писал: «…и, прежде всего, немцы наводнили весь мир плачевным модерном». Учитывая выставленные в музее немецкие украшения, это замечание кажется чрезмерным и даже несправедливым. Конечно, немецкие ювелиры не могут сравниться с гением Лалика. Знаменитой каракатице Лукаса фон Кранаха, образованной огромной барочной жемчужиной, удерживающей в своих золотых щупальцах эмалированную бабочку, не хватает французского изящества. Тем не менее, благодаря таким дизайнерам, как Георг Клееманн, они изобрели свой собственный словарь. Клееманн освободился от французского влияния с помощью геометрического модерна, в котором формы растений смешаны с прямыми линиями и углами.
Лукас фон Кранах – «Каракатица и бабочка» в стиле барокко, жемчуг, эмаль, рубин, бриллианты – Около 1900 г. © Schmuckmuseum Pforzheim
неизвестный художник. Пряжка для ремня из серебра и опалов – Париж, около 1900 г. Фотография Рюдигера Флётера © Schmuckmuseum Pforzheim
Koch - Подвеска из золота, бриллиантов, жемчуга, эмали - Берлин, около 1900 г. Фотография Рюдигера Флётера © Schmuckmuseum Pforzheim
Модерн, европейские вариации
В этом разделе музея представлены предметы, купленные у англичан, в том числе великолепная пряжка для ремня Чарльза Роберта Эшби. Среди других представленных стран: Дания с Георгом Йенсеном, который вскоре отказался от этого стиля; Испания с Луисом Масриерой (который присвоил стиль после посещения Всемирной выставки); Австро-Венгрия с Entwurf Otto Prutscher, Oszkàr Tarján Huber. Их красивые украшения, созданные в разгар Сецессиона, невероятно современны и напоминают стилизованных и раскрашенных щупальцевых животных. Но не будем забывать периоды до и после модерна, представленные в этой замечательной исторической коллекции, а также в трех других коллекциях колец, карманных часов и этнографических украшений. Приятного посещения!
Чарльз Роберт Эшби – Пряжка ремня – Англия, около 1900 г. Фотография Рюдигера Флётера © Schmuckmuseum Pforzheim
Георг Клееманн / Теодор Фарнер - 1902 г. Фотография Рюдигера Флётера © Schmuckmuseum Pforzheim
Рудольф Коварзик – Брошь из серного серебра, слоновой кости и опала – Пфорцхайм, около 1910 г. Фотография Рюдигера Флётера © Schmuckmuseum Pforzheim
Отто Пручер – Брошь – Вена, 1901 г. Фотография Рюдигера Флётера © Schmuckmuseum Pforzheim
Оскар Тарьян Хубер - Набор из шести подвесок из позолоченного серебра, эмали и стекла - Будапешт, около 1902 г. Фото Сандрин Мерль
В партнерстве со Школой ювелирного искусства L'École в рамках «Ювелирных коллекций мира».
Узнать больше: “The Schmuckmuseum Pforzheim”